О любви

«Я ненавижу Эрота. Людей ненавистник, зачем он,
Зверя не трогая, мне в сердце пускает стрелу?
Дальше-то что? Если бог уничтожит вконец человека,
Разве награда будет ему за это дана?»
                Алкей

Вся жизнь Платона с самого его рождения была связана с Эротом, и с Эротом возвышенным, Эротом Афродиты Небесной. 
"Рассказывают, что Сократу однажды приснился сон, будто он держал на коленях лебеденка, а тот вдруг покрылся перьями и взлетел с дивным криком: а на следующий день он встретил Платона и сказал, что это и есть его лебедь..."
"Спевсипп (в книге под заглавием "Платонова тризна") и Клеарх (в "Похвальном слове Платону"), и Анаксилаид (во II книге "О философах") пишут, что по Афинам ходил такой рассказ: когда мать Платона была в цвете юности, Аристон пытался овладеть ею, но безуспешно  и, прекратив свои попытки, он увидел образ Аполлона, после чего сохранял жену в чистоте, пока та не разрешилась младенцем.
Родился Платон в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона, в день, когда делосцы отмечают рождение Аполлона, – так пишет Аполлодор в "Хронологии""
В «Пире» Платон классифицирует любовь в речи Павсания:
 «Все мы знаем, что нет Афродиты без Эрота; и следовательно, будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один… А этих богинь конечно же две: старшая, что без матери, дочь Урана, которую поэтому называем мы небесной, и младшая – дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой. Но из этого следует, что и Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым.» (180d)
Афродита Небесная и ее Эрот относятся к любви духовной и возвышенной. Даже, любви жертвенной. Эрот небесный не эгоистичный, в отличии от Эрота земного (низменного), он добивается и ищет блага не для самого себя, не для наслаждений, он прежде всего ищет блага для своего любимого.
«По сути, всякое желания блага и счастья - это для всякого великая и коварная любовь. Однако, для тех, кто таким ее видам, как корыстолюбие, любовь к телесным упражнениям, любовь к мудрости, не говорят, что они любят или что они влюблены, - только к тем, кто занят и увлечен одним лишь определенным видом любви, относят общие названия "любовь", "любить" и " влюбленные"» (Пир 205d)
Разновидностей любви бывает много: любовь матери и ребенка, любовь к брату, любовь между мужчиной и женщиной.. Но многие сливают это воедино, ошибаясь.
У Платона любовь не телесная, Сократ любил Алкивиада, но не притронулся к нему и пальцем (из речи Алкивиада «Пир»), так же, в ущерб себе из-за любви к нему, он вынес его с поля битвы, что и сейчас мы можем определить, как любовь чистая, дар Афродиты Небесной.
Про дар Афродиты Земной Платон устами того же Павсания говорит:
«Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. Такие люди любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто глупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, не задумываясь, прекрасно ли это» (181 b)
Из этих двух отрывков-противопоставлений видно, что платоническая любовь, любовь Афродиты Небесной, намного сильнее и чувственнее, чем может показаться на первый взгляд людям, не задумывающимся о смысле своих действий и вообще о смысле своего существования. Афродита Небесная ведет души к благу, через любовь, через делание блага для другого. Мы не можем отрицать и существование пошлой Афродиты, о чем и говорил  Павсаний, но небесная Афродита стоит намного выше, ее цели намного благороднее и чище, чем у Афродиты низменной.
Проанализировав рождение в «Теогонии» этих двух богинь, мы можем заключить, что небесная Афродита чиста и божественна даже только потому, что у нее не было матери, она дочь Урана. К ее появлению не был примешан пошлый Эрос, плотская любовь. И она родилась сначала, именно она. Сначала зарождается чистое чувство, благодать низошедшая на влюбленного, а лишь потом, мы начинаем опошливать свои чувства, нас начинает влечь к нашему объекту любви, что конечно же, не сможет закончиться добром. Платон, приводит в пример этому юношу, страстно влюбленного, который отрекается от своих родных, друзей, подверженный страстному влечению, отрекается от своей прежней жизни, и становиться как бы зависим от своего любимого. Но это не есть благо.

 Эрос у Платона рассматривается как стремление души к благу.
Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода - безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.

В самой простой форме она выражается в страсти к прекрасному человеку и желании бессмертия, достигнутого рождением детей вместе с этим человеком. Более высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление к возвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая форма платонической любви - любовь к мудрости, или философия, и вершиной ее является постижение мистического образа идеи блага.


Рецензии
Спасибо, Алина.

Поделюсь с Вами любимыми фразами о Любви, если не возражаете? :)
---
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит." -1Кор.13:4-7
"Любовь – Высшая Сила Мироздания, созидающая сущность Творца - передана человеку в Образе и Подобии Божии, уподобляя его тому, на что или Кого Она направлена..." -Сергей Одиниз, автор прозару.

"...Бог есть любовь..." -1Ин4:16

///
Всего Вам доброго.

Саша Человекиз   19.12.2017 19:10     Заявить о нарушении