Земля Санникова

Острова эти вам пригрезились,
Вам пригрезились, вам пригрезились.
Вам пригрезились эти отмели, эти пальмы на берегу.
А к мечте, дорогая Фрэзи, я никак пристать не могу.



Ни в XVIII веке ни раньше люди не задумывались над законом сохранения общей биомассы, их интересовал один закон – закон получения прибыли. Именно поэтому популяция ценных животных при их неконтролируемой добыче быстро сходили на нет. При значительном сокращении добычи сибирского соболя, дававшей доход купцам и промышленникам, на просторах Севера была найдена альтернатива – промысел бивней и кости мамонта. Добыча бивня работа очень трудоемкая, но вплоть до настоящего времени она есть выгодный бизнес. В то время почти вся добытая кость шла через Кяхту прямиком на китайский рынок, да и сейчас она идёт туда же и при этом ценится очень высоко. Искусство резьбы по кости является одной из почитаемых традиций китайского народа. Изящные статуэтки, шкатулки, шахматные фигуры являются неповторимыми произведениями, которые коллекционерами порой оцениваются в миллионы долларов. При этом всём якуты находят в останках земных гигантов спиритуальный мотив, и, добыв из болота бивень мамонта, проводят обязательный ритуал поклонения духам. В условиях вечной мерзлоты Якутии мамонтовая кость сохраняется веками словно живая.
Уходя в своих исканиях мест промысла всё дальше к северу, добравшись до береговой линии моря, в 1646 году Михаил Стадухин, купец и промысловик со товарищи обнаружил остров («гораздо тот остров в виду, и горы снежны, и пади и ручьи знатны»), а за ним ещё и ещё. Эти острова назвали Новосибирскими.
В 1770 году купец Ляхов получил государственную лицензию на добычу бивней мамонта в районе Новосибирских островов, и два ближайших к материку острова стали называться именем этого купца - Большой и Малый Ляховский.
Получив донесение с мест и примерную карту найденных островов, министр иностранных дел и коммерций Николай Румянцев, решил, что нельзя упускать из рук новые земли, а тем более уступать их страждущим очередных колоний англичанам, и организовал правительственную экспедицию, которой напутствовал, чтобы та, не стесняясь в средствах, использовала все возможности по закреплению земель в качестве российских. Руководителем экспедиции был назначен Матвей Геденштром.
В феврале 1809 года Геденштром, добравшись до Якутии, встретился с Яковым Санниковым, который в то время служил передовщиком у купцов Сыроватских.
Яков Санников был поставлен Геденштромом во главе одного из трёх поисковых отрядов. Весной 1810 года отряд Санникова пришел на восточный берег Новой Сибири и отправился к северу острова. Дойдя до крайней точки, Яков Санников увидел на северо-востоке горизонта сгущающуюся синеву, которая свидетельствовала о нахождении там земли, о чем и доложил Генденштрому. Тот оперативно отправился с небольшим отрядом по льду на собачьих упряжках в указанном направлении. Но приблизившись, отряд увидел вместо предполагаемой земли гряду ледяных громад.
В другой раз, находясь на острове Котельном, когда небо над горизонтом было кристально чисто и прозрачно словно ручей, Яков Санников явственно видел «высокие каменные горы», парящие над поверхностью моря. Яков был опытным полярным путешественником, к тому времени открывшим острова Столбовой, Фаддеевский и Землю Бунге и поэтому его авторитетное заявление, что на северо-запад от острова, на расстоянии примерно 70 верст, видна земля, было принято на веру, и виртуальные земли Геденштром без колебаний нанес на карту. В пользу существования материковой земли в море говорило и то, что полярные гуси каждый год улетали на север, а возвращались оттуда с молодняком. - Зачем, спрашивается, гусям лететь выводить птенцов на безжизненных льдинах? Геденштром полагал, что виденная Санниковым земля не что иное, как берег Америки. Это был второй случай видения Санниковым миража в океане.
Занимаясь исследованием Новосибирских островов, Яков Санников месяцами странствовал по ледяным северным берегам на собачьей упряжке, ночуя в палатке на оленьих шкурах. Однообразные картины царства Снежной королевы плюс желание найти клад бивней мамонта на необитаемом острове могло повлиять на восприятие существующей реальности.
Обследуя остров Фаддеевский, он в третий раз увидел на севере горизонта контуры неизвестной земли. Забравшись на вершину тороса, разглядел широкую полынью в море, а за ней неведомую землю с высокими горами. Из его донесения Геденштром сделал вывод, что это тоже берег Америки, который простирается до Северного Ледовитого океана и близко подходит к острову Котельный. Через год Санников вернулся на это место, но каменных гор, как ни старался, больше не увидел.
Две из трёх земель увиденных Яковом Санниковым в океане были обозначены на карте. Эти нарисованные земли на протяжении многих лет будоражили умы географов всего света.
Сам же Санников был одержим идеей поиска новых земель, и при этом просил правительство дать ему на откуп на два-три года каждый последующий найденный остров для добычи бивней мамонта.
Случилось так, что далее землю Санникова искали уже другие люди.
Во время полярной экспедиции 1820-1824 года по изысканию новых северных территорий Петр Федорович Анжу вышел на ту точку, с которой Санников увидел «свою землю». Но, несмотря на имеющийся чистый горизонт на северо-западе, Анжу ничего, кроме ровной ледяной глади, не обнаружил. Он всё же сел на собачью упряжку и в течение двух дней двигался в указанном Санниковым направлении, но, увы! Глубина моря в этом районе достигала 34 метров, и поэтому Анжу сделал вывод, что Санников видел клубы тумана, гнездившиеся в далеком океане.
В 1885 году Академия наук решила организовать первую научно-исследовательскую экспедицию по изучению Новосибирских островов. Ее руководителем стал Александр Бунге, а его помощником - барон Эдуард Толль.
И вот однажды барон на чистом горизонте собственными глазами увидел «ясные контуры четырех столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей»! Их структура была похожа на поверхность островов Земли Франца-Иосифа. Видение далёкой земли с тех пор не давало покоя барону и вот, когда он снова через 8 лет отправился в Арктику с научными целями, первое, что он сделал - прибыл на Новосибирские острова. Там он снова увидел землю, но это были уже не высоченные горы, а полоска холмистой поверхности. Величина поверхности казалась настолько обширной, что Толль укрепился в своей уверенности, что в том районе некогда существовал материк. - А если так, куда он мог деться? – размышлял Толль.
В мифах и легендах разных народов и российских в том числе есть предания о северной земле, а именно о Гиперборее. Об этом легендарном материке упоминают и древние греки - там, по их сведениям, обитали гипербореи, сыны титанов, близкие к богам.
Не бессмертны они, эти люди, меж нами - другие,
Но помногу веков предаются они бытию,
И, насытившись жизнью, бросаются в воды морские,
Унося в глубину сокровенную тайну свою.
«Страна эта - по словам Плиния Старшего - находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Конечно, сведения об ускользающей земле ни у кого никакой мысли кроме мысли о канувшей в воду Гиперборее вызвать не могли. Загадки всегда занимали умы размышляющих на вечные темы людей. Земля Санникова своей неуловимостью привлекла помимо прочих внимание академика Обручева, профессора Менделеева, полярного исследователя Шмидта и других уважаемых членов общества.
Толль был полностью уверен, что в притягивающем его помыслы районе некогда существовал материк и, как истинный исследователь, он мучился от бесконечных вопросов, главным из которых была загадка: как и почему этот материк, если он был, растворился? Через несколько лет он ещё раз отправился на поиски рисующейся на горизонте земли. Вместе с ним пошли молодые талантливые исследователи. Группа Толля исчезла без следа в ледяных просторах Арктики. В 1903 году последнюю стоянку группы на острове Беннета обнаружил Александр Колчак. Детальное описание путешествия из найденного им дневника барона было опубликовано в Берлине, а затем в Советском Союзе.
По просьбе академика Обручева район предполагаемого нахождения Земли Санникова был обследован самолетами российской полярной авиации в 1937 году, но ими кроме скоплений льда ничего обнаружено не было. Как предполагают скучные реалисты, Земля Санникова – не загадочный материк, не миф и не игра фантазии, а просто плавучий остров, состоявший из вечных льдов с небольшим количеством грунта, который просто растаял….


Рецензии