Очерки о художниках и картинах. Джотто

Джотто."Крест"

578х406 см.) Флоренция, ц. Санта Мария Новелла. 1290—1300 гг.

   В XIII веке в Италии в результате расцвета городов – республик усилилась роль сословий, участвующих в развитии общества: ремесленников, торговцев, банкиров, латифундистов. Возникла потребность в новой культуре отличной от аскетизма, диктуемого церковными канонами, рассматривающей человека не как придаток к иерархической системе, а способной по достоинству оценить его стремления и личностные качества. Появились культурные центры, деятельность которых мало зависело от влияния церкви. Возникло искусство Проторенессанса. Одним из столпов которого был Джотто ди Бондоне  (около 1267 — 1337); художник сумевший внести в религиозные сюжеты человеческие отношения.
 «Расписной крест», созданный Джотто между 1290 и 1300 годами для флорентийской церкви Санта Мария Новелла, относится к раннему периоду его деятельности.

     "...И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина( от Иоанна 19:17-25)..."
 
       Крест был создан по существующим канонам восьмиконечного креста. Верхняя малая перекладина символизирует табличку с надписью, написанной Пилатом. По бокам верхней перекладины изображены скорбящие: Мария, являющаяся одним из символов церкви  и Иоанн Богослов – его лучший ученик. Нижняя перекладина является подножием, к которому прибиты ноги Христа. Возвышение, на котором был установлен крест, символизирует гору Голгофу «…В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. По преданию на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…Каждый, с верой взирающий на Крест, получает спасение и защиту.
Крест вздымается от земли в небо. Это мост, соединяющий землю с Царствием Небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это Царствие, в вечность. Поднимут человека вера и Новый Завет с Богом…»
    Для того, чтобы проникнуть в замысел художника, я рекомендую в начале обратить внимание на образ  Иоанна Богослова в котором
 Джотто запечатлел себя в розового цвета гиматии, надетой поверх синей далматики. Розовой цвет символизирует часть мук Спасителя, примеренных на себя. Постепенно опуская наш взгляд по распятой руке, по телу Христову мы увидим общность страданий и художника и Христа. Подчёркнуто мягкие, слабеющие мышцы Христа, физически ощутимая кровь, брызжущая из раны магическим образом заставят и нас стать участниками действа, и теперь не только Христова, но и наша  кровь стечёт на камень, чтоб орошённое место, куда падёт она, просветлело и с этого места возродилась новая жизнь.
 
 Используемые материалы :
https://ru.wikipedia.org/wiki/Джотто_ди_Бондоне
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Евангелие_от_Иоанна
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Распятие_Иисуса_Христа
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/listok/cross.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Возрождение



Джотто " Поцелуй Иудды "Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена)

     Версии о дате рождения великого итальянского художника Джотто ди Бондоне – реформатора, перевернувшего представление об идеале в живописи, расходятся в промежутках между 1267-1275 г. г. Его отец по фамилии Бондоне был то ли кузнецом, то  ли крестьянином. Есть легенда, что восхитившись талантом юного пастуха, рисующего овцу, взял на обучение, прославленный в те времена, художник Чимабуэ.
     «…По словам Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого…» 
       Но  если Чимабуэ, наследуя принципы и каноны Византийской школы, рисовал лики святых, требующих к себе почтения и смирения, то в работах у Джотто представлены его современники, со свойственными  обыкновенным людям достоинствами  и недостатками.
«…Спустя сто лет прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство... Он явился изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около шестисот лет». «Естественное искусство», ибо основано на изображении окружающего мира таким, каким его видит наш глаз…»
В 1300 году на средства Энрико Скровеньи, богатого купца и члена рыцарского ордена Гауденти, была заложена, а в 1303 году - освящена в день Благовещения, церковь Святой Марии Милосердной. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи церковь получила из за фундамента, который являлся основанием  древнеримского театра. Чести расписать внутреннее пространства был удостоен Джотто – лучший художник тех времён в Италии. Роспись была начата вскоре после открытия капеллы и завершились в 1305 году

     54 фрески, написанные в три яруса, покрывают 900 кв. м. стен. Одну из них,по мнению многих искусствоведов самую яркую и известную , которая изображает арест Иисуса и называется « Поцелуй Иуды» я предлагаю рассмотреть.
 
     "И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.             
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
как же сбудутся Писания, что так должно быть?
В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали" Евангелие от Матфея 26:47-56.

    Фреска написана в строгом соответствии с евангелическим текстом. В ней Джотто, как режиссёр, расставив людские группы так, чтобы каждая группа исполняла  только для неё предназначенные действия в разнесённых временных промежутках. И от этого картина ожила, заставив нас стать соучастниками происходящих событий. Картина разбита на три мизансцены. Первая – масса людей с поднятым вверх оружием и факелами. Начавшееся из глубины, движение этой группы направлено в центр картины и оканчивается на юноше, держащего факел, на босую ногу которого заступлена  другая нога. От этой второй обутой, безжалостной ноги римского воина начинается другая, кульминационная сцена, где  Иуда обозначает поцелуй. Эта мизансцена построена на противопоставлении профилей, взоров, фигур двух главных действующих лиц. ( Истина – пряма, полна достоинства  и красива. Кривда – крива, невнятна, потаенна и злобна. )  Но основной герой картины - это босоногая фанатично настроенная толпа, воспринимающая всё, что внушают ей лжепророки; знамя её адский огонь в руках их.  К ней обращён призыв: не слушай ложь, сомневайся. И как наказание за ослушание – отрезанное ухо раба в третьей мизансцене.

Используемые материалы:

http://gallerix.ru/storeroom
http://www.art-giotto.ru/txt/5arh15.shtml
http://gallery.lariel.ru/picture.php?id=117
https://ru.wikipedia.org/wiki/Капелла_Скровеньи



"Бегство в Египет"
Фреска капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

    Фрески созданные Джотто при оформлении Капеллы Скровеньи  закрепили за ним славу великого новатора, мастера привнёсшего новые подходы в решении композиционного пространства. Он первым, среди художников  тех времён обратился к психоаналитике, к духовному состоянию человека в разных ситуационных обстоятельствах, придавая изображённым сценам философское звучание.

"...Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его..."
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
 ( Евангелие от Матвея 2: 13, 14, 15 )

   В Евангелие не сказано, о том, каким образом, в каком количестве произошёл исход. Поэтому художники разных эпох трактовали это событие по- своему.  Во фреске, созданной Джотто, в центре композиции - Дева Мария и Младенец. Лицо Марии застыло в напряжение в готовности преодолеть все предстоящие трудности. И то, что козни в дороге возникнут, и будет преодоление их, означает величественное восседание Марии на осле. Осёл в данном контексте  является одним из ликов дьявола. Взор, которого, по сравнению с ясными взорами святых, мутен и мрачен. Оседлание осла, символизирует победу добра над злом. Под уздцы осла ведёт, один из сыновей Иосифа Обручника, апостол Иаков. Его задача – не дать возможности дьяволу сорвать процессию в пропасть. Впереди – Иосиф, которому поручено заботиться о матери и ребёнке, хранителей высшего предназначения. И он будет оберегать их , как  драгоценный сосуд с влагой, просматриваемый из-под плаща. Над ними ангел, указывающий путь. Позади, сопровождающие - ещё двое сыновей Иосифа и повитуха Саломея. На втором плане – две горы. На одной стороне дальней, тёмной горы произрастают цветущие деревья, а на другой мы видим уже засохшее дерево. И это гора означает смерть. Склон ближней к нам светлой горы начинается с засохшего растения, но на вершине обратного склона, дерево расцвело и набрало силу.  Эта гора означает жизнь и эта гора Голгофа, где произойдёт Распятие и Воскресение из мёртвых.

Используемые материалы:

http://www.symbolarium.ru/ ndex.php/Бегство_в_Египет
http://allbible.info/bible/sinodal/mt/2/



"Мадонна с Младенцем" Джотто  Национальная галерея искусств. Вашингтон.1320/1330. Темпера, панель, 85.5 x 62 см.


   Высшим  проявлением божественного промысла на Земле является – любовь. И если выразить основной завет Библии, а затем и Евангелия одним предложением, то этим заветом станет  – « полюби ближнего своего, как самого себя». Мать, дитя и любовь – вот верховное, самое справедливое и царственное правление над человеком в его короткие часы пребывания на этом свете. Джотто облачил святых в дорогие одеяния. Он изобразил мать, стоящей. Пришедшей к нам,  чтоб торжествовали на Земле только добро и милосердие. Он нарисовал отвороты её Мафория не голубого - цвета неба; не красного - цвета мук и крови; а зелёного - цвета мира и спокойствия. В правой руке её цветок, листву которого, символизирующею жизнь, ребёнок должен взять и распространить по Земле, а белые лепестки цветка - его жертвенное будущее, его Голгофа, предназначены только для него одного.  Он первым изобразил ребёнка, до пояса обнаженным, подчёркивая его духовную чистоту и беззащитность. Кисти рук Матери излучают теплоту и нежность. Указательный палец её, за который держится ребёнок, перекрывает большой пальчик его кисти и это перекрестие напоминает крест, который будет возведён на Голгофе. Но ещё это перекрытие - символ любви, попытка собой оградить  младенца. А изготовленная в форме бутона золотая панель, на которую помещены Мать и Дитя, символизирует верхнее царство и единый вечный союз между ними Всеми и нами и ту власть, которая должна быть установлена в нашем Мире.

Используемые материалы:

http://gallerix.ru/fullpic/e61f5c89d5804485706a815e2396ae4b/


Рецензии