Нарцисс. Параноик. Гений...

Да, он уже прешел в  иной мир...
И да, его  огромное наследство  осталось нам, человечеству.  А книги его  читают  не только психиатры и  искусствоведы, но и  вот такие как я , кого  интересует сам по себе феномен Сальвадора Дали... Не гения даже,  точнее - не только гения,  а  невероятно   энергетически мощного человечища....Я листаю его "Дневник одного гения"... Как  определить сие с точки зрения литературной эстетики?
Шарж на человечество ?
Буффонада ?
Абcурд ?
Параноидальное  нечто? (Кстати, параноиком он  именует себя сам)

Не стала бы спорить.  Я знаю, что мудрость  тоже  ни от чего нас не спасает. Она как день жизни:  чем  дальше от одной ночи, тем ближе к другой. О стихии мы судим по-разному, исходя из своих предрасположенностей. А Сальвадор Дали - точно стихия. Я и мне подобные  верим,  что есть искривление  во времени. Насколько  эта  кривизна  открывает  нам чужую  жизнь, чужие  мысли, чужие надежды, чужие поступки ? Насколько?...

Потому я не буду о великом и прекрасном, не буду   о   его картинах и о сюрреализме... Для этого в книге есть замечательные, богатые и мыслями, и эмоциями предисловия Мишель Деона и А. Якимовича...

Не буду о его социальном  статусе... Потому что и в дневнике своем  Сальвадор посторянно подчеркивает, что он  аполитичен, он вне  эстетических  потоков, он ассоциален. Его не потрясает ни ужас, ни восторг   от имен Гитлера, Сталина, Ленина....Он экспериментирует и  если  говорит  о них, то только как об энергии, а не как о личностях.  В этом смысл его независмости ... даже от собственного мозга.

И то, чем он занимался всю жизнь , это  метаморфоза, преображение,таинство, его собственный  метод исследования реальности, в котором ведущую роль играют    скорее   грёзы наяву, чем что то другое. Он  словно под  гипнотизом извлекал образы из подсознания.

Ждать недолго — твоя голова канет в омут,
и по воле богов, воле сна и страсти
ты — человек! –
станешь стеблем, цветком, Нарциссом.
И когда голова твоя рухнет,
канет,
взорвется,
расколется
и разлетится,
снова, снова и снова
родится цветок — Нарцисс.

Если вы хотите услышать или прочесть  в его дневнике   историю, запомните: ни одна история не ищет прямых путей. Она вьется. Все события начинаются в разных местах и в разное время, но стремятся в тот единственный крошечный отрезок пространства-времени, который и является идеальным.  Все идет навстречу  его вожделению.  В нём испанский мистицизм и  даллианский дух.

Вот об этом  мы можем прочесть в  его дневнике.  А меня  здесь   словно замкнуло  на энергии Сальвадора, с которой он родился   и которая вибрирует  почти на каждой странице, чудовищно  вибрирует.   

Первое и главное   -  его внутреннее   ощущение избранности  с   того момента буквально, когда он начал осознавать  себя...Об избранности своей говорит  не  только  он....  Жанна  Д` Арк, допустим,   этим грешила тоже. Но там избранность мессиантства : вернуть престол королю Франции...А  Дали   словно избран   был стать просто счастливым пред  этим  небом, этим миром...   Лишний день в месяце, 31-е число,  - счастье...  Кто то напомнил, что осталось  четыре дня до  первой  годовщины   приезда в  Порт-Льигат - бездна счастья...

- Я  первым ( в Европе) на заре встречаю солнце...

Все это  это  иллюзии экстаза....Именно иллюзии.    Словно небо только  на  него    льёт  этот дождь, эту амриту....  Но   иллюзии  дают ему  энергию  творить,  во имя счастья избранничества  сегодня  все делать лучше чем вчера. Вот что  всегда будет  поражать.

"Я по привычке кладу в левое ухо виноградину. Ощущение прохлады приводит меня  в восторг, и я уже мечтаю о том, как бы использовать таинство этого восторга."

Может быть потому он так верил  во всемогущество  своих снов...  И да ,  они способны доставить  удовольствие лишь в том  случае, если обладали  полной достоверностью.

"И, хотя я смакую любой десятиминутный глоток жизни, венчая каждые четверть часа какой-нибудь выигранной баталией, подвигом или победой духа,   все равно сквозь меня незаметно просачиваются недели, наполняя меня яростью и заставляя с еще более острым ощущением полноты жизни цепляться за каждую каплю моего драгоценнейшего обожаемого времени."

Не потому ли  картины    ада в  его  иллюстрацях  к  "Божественной комедии"  Данте Алигьери освещены    солнцем и медом Средиземноморья..Романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор,- пишет Сальвадор в своем дневнике.

Не потому ли  он одержим одним и тем же мистическим сном: стая   лебедей,  взлетая,  взрывается , а  каждое  их перышко плавает в воздухе как  крошечная летающая скрипка....
А носороги ? 
А Ангелы ?

"Если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле."

Живопись    для него -  поток, который входит через глаза и вытекает с кончика кисти...В чем  тайна метода, с помощью которого  Дали достигает  успеха?  Метод этот  и правда  существует, и называет   его Сальвадор параноидальноно-критическим . Никто как и сам автор не знает, в чем он   заключается,  может в том, что воплощаются на полотне   самые бредовые и безумные  идеи?
Конечно,  нас как читателей  напрягают слова превосходной степени, которыми Дали пользуется,  говоря о своих картинах...А как можно не любить их  автору? Это ж его дети.

"Я все глубже и глубже проникаю в противоречивую математику вселенной. В последние годы я завершил четырнадцать полотен, одно божественней другого. Быстрей, быстрей, надо отдавать всего себя, одним глотком, мощным и ненасытным."

Он был верен  своему восторгу пред  делом своих рук. Своих (!). Его томило это ощущение теплого чрева, кокона, в котором остановилось время, надежного и вместе с тем  удушающего...Необычные переживания. Не высокие, а именно глубинные, всякие, насколько всяким может быть сам человек. И сам Дали скорее жрец, посредник  между чем-то мистическим и окончательным.
Он избран  но  он, и в своих собственных глазах, не непогрешим...

" Отхожу от окна, а голова полна все тех же, отнюдь не новых мыслей:  что же делать, как овладеть наконец тайнами настоящего мастерства?!Мне хотелось постичь самую суть, квинтэссенцию одухотворенности. Результат оказался просто катастрофическим."

Да, такое бывает тоже...Все на свете можно сделать лучше или хуже, включая живопись. пишет он в дневнике. И с помощью кисти можно изобразить самую удивительную мечту, на которую только способен  мозг.

"Я посадил себе на колени Уродство и почти тотчас же почувствовал усталость."

Это  прекрасно.... Но почему же раздражают часто  страницы  этого дневника?

Дневник.... гения.)))

 Но всё-таки, давайте определимся с терминами.
 В древнем Риме гением называли  сверхъестественное существо, охранявшее человека на протяжении всей его жизни. Обратите внимание – СВЕРХестественное…   Даже день рождения римлянина считался праздником его гения. Для римлян человек и гений,   по идее, - разные существа.

 Зато, когда творение  превосходило  то, что можно было ожидать,  к нему применяли эпитет «гениальное», сотворенное им, гением человека. Есть гениальные  слова, поступки и есть люди, которые помогают им приходить в мир, — посредники, проводники…


 Нас мало избранных,  счастливцев праздных,
 Пренебрегающих презренной пользой,
 Единого прекрасного жрецов … .

 Жрецов!  Это уже  Александр   Пушкин...  Избранность… Высшее избрало  кого-то, чтоб донести до   человечества мысль, явление,   образ…
Мне понятно желание   видеть в таком проводнике  сущность  чистую, возвышенную…  И вам понятно. Но всегда ли бывает  именно так? Вы тоже знаете, что не всегда.
А вы согласились бы с мнением русского ученого и мистика Даниила Андреева?…

"Есть гении, свой человеческий образ творящие, и есть гении, свой человеческий образ разрушающие…."

 Бодлер, Гоголь и Мусоргский, Глинка и Чайковский, Верлен, Блок… Трагедия каждого из них не только индивидуальна, она еще так глубока, так исключительна, так таинственна…

Гений… - нечто мистическое,  высшее Я …  "Дневник  одного гения" не всегда принадлежит ему))). Есть в нем нечто слабое, людское, сказала бы так, шаржевое, порой глупое... Все эти откровения из сферы проктологии, скандальные разборки в среде художников и нечто вроде    самоутверждения на этом фоне... Это мелочно. Это не гениально. Да,  гений - это еще и просто человек. Скорее всего,  так оно и есть.


Рецензии