Гл. 13. Живы родители - почитай, померли - поминай

                НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ.
      
                ГЛАВА  ТРИНАДЦАТАЯ.

          ЖИВЫ РОДИТЕЛИ - ПОЧИТАЙ, ПОМЕРЛИ - ПОМИНАЙ

            Поминальную трапезу в селе устраивают в доме покойного либо в других заведениях – специальных для этого залах, ресторанах, барах, столовых. Начинается она с мытья рук. Все приходящие с кладбища моют руки и садятся за стол. Перед каждым калач со свечкой и сладостями. Священник благословляет пищу. Принято, чтобы каждый сначала угостился пшеничкой - коливой, аналогом русской кутьи, которая делается из пшеницы с добавлением сахара, изюма, орехов, мака, халвы. Затем приступают к остальным холодным и горячим блюдам. Молдаване - народ щедрый: у нас столы - тарелка на тарелке - это норма! Заканчивают трапезу благодарственной молитвой и молитвой за душу умершего, затем поднимают три раза кутью.

            Во время поста блюда из мяса не готовят. На стол подаются, как правило, фасоль с жареным луком, постные плацинты (с картошкой, тыквой, яблоками, вишней), винегрет, картофельные или соевые котлеты, всевозможные постные салаты, овощные. Если можно, к примеру, в рождественский пост - в субботу и воскресенье, подают на стол и всевозможные рыбные блюда. На горячее – постные голубцы (из риса с овощами или кукурузной крупы с овощами), картошка с грибами, рыба, тушенная с овощами, постная «баба» или платия (рис с изюмом, маком, бананом), чернослив (с ореховой начинкой), желе, фрукты – апельсины, мандарины, бананы.
            Приготовлением блюд занимаются только женщины, соседки или близкие родственники, а те, кто дотрагивались до покойного, не приближаются к кухне. Этот обычай сохраняется и сегодня.      

            В течение трёх дней после похорон женщины из рода покойного должны окуривать могилу ладаном, обходя её по кругу три раза. После этого первому встречному дают калач с полотенцем и сладостями за поману.
Родственник в день захоронения следующего умершего "стелет" у ворот кладбища "дорогу»: пилку – коврик (полотенце) с калачом, свечой, сладостями.
После похорон следуют поминки на третий день, девятый, сороковой, в полгода (по желанию), год, два, три и семь лет.

            В третий день после смерти усопшего, воспоминая трёхдневное воскресение Иисуса Христа, молят Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни. Принято считать, в первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. На третий день она теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса.

            С третьего по девятый день, поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит единение праведных душ с Господом. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.
В девятый день молят Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.

              Принято считать, что начиная с девятого дня и по сороковой человеческая душа блуждает по «мытарствам», представляющим собой всевозможные преграды в виде грехов, которые должна преодолеть вместе с несколькими ангелами, во время чего добрые деяния должны одержать верх над злыми. После сорока дней дух в последний раз спускается на землю ради того, чтобы посетить те места, которые в особенности для него значимы. Находится там, около суток, а после проведения поминания уходит оттуда навсегда. В традициях православных христиан на сороковой день перебирать и раздавать вещи умершего тем людям, кто в них нуждается. Родные оставляют себе только те, которые больше всего ценны как память об умершем. При желании друзья и родственники тоже могут взять. Остальные лучше всего отнести в храм, раздать, но ни в коем случае не выкидывать их. Сорок дней после смерти в православии являются ответственной и очень значимой датой, так как именно в этот период по установленным канонам религии душе усопшего предстоит получить окончательный вердикт, где она будет находиться. В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознёсшийся на небо, вознёс в небесные обители и умершего.

           В годовщину смерти молятся родные и близкие, выражая веру, что  день смерти – это не день прекращения жизни, а день перехода бессмертной человеческой души в другие условия жизни, где нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

           И в каждый из этих дат на поминки приглашаются вся родня и все близкие покойного, его друзья и дальние родственники, соседи. Накрывают стол и дают поманы. Особенно почитают тех, кто копал яму, обмывал покойного, нёс крест, крышку гроба, помогал в организации похорон, навещал больного. В поману входит: калач, свечка и спички, сладости (конфеты, печенье), полотенца, покрывала, скатерти, платки, рубашки, посуда, постельное белье и другие вещи. Поминальные дары готовятся с вечера, их кладут на стол, ненадолго зажигают свечи, «чтобы души усопших видели, что о них не забыли».  Для освящения стола приглашается батюшка.
В поминальные даты поднимаются и панихиды – в церкви или дома во время поминок. Кроме присутствующих на поминках, не забывают стариков и больных. Им относят поману и угощения.

           В нашем селе проживают люди разных конфессий, но, в основном, православные. Христиане поминают умерших и в другие праздничные дни, посвящённые памяти усопших. В православной традиции существует семь дней особого поминовения усопших – родительские субботы. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату: суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота), суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 3-й седмицы Великого поста, суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, суббота Троицкая и суббота Димитриевская. Среди родительских суббот выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды.

          Молитвы за усопших в семь суббот помогают нам приобрести память смертную, чтобы помнить о своём последнем часе и удерживаться от греха. Молимся, чтобы ушедшие в иной мир родные и близкие нам люди, друзья и знакомые упокоились в мире со святыми и, чтобы Господь простил их ошибки и прегрешения.

            Особое место среди них принадлежит Пасхе Блаженных, или Радонице. Дата празднования меняется в зависимости от даты, на которую приходится Воскресение Христово. Во многих регионах этот праздник принято отмечать в первое воскресенье после Пасхи. У нас - на восьмой день после Пасхи. Это - день, посвящённый воображаемой встрече живых и умерших.
В народе этот праздник называют также Понедельник Мёртвых - день особого поминовения усопших, когда все люди приходят на кладбище к могилам близких. В центре кладбища перед Распятием служится краткая служба, прочитываются по помянникам «За упокой души», поднимаются панихиды. Опосля священник окуривает ладаном и освящает могилы и поминальные дары. Поманы раздают родственникам, соседям, друзьям и всем нуждающимся.

            Празднование Пасхи Блаженных не является частью церковного канона, но когда люди начинают расходиться с кладбища после него, в их лицах есть то, чего не было до, - отсвет умиротворённости, спокойствия и понимания, что все мы на земле – только гости. 

            И побывав несколько минут за гранью жизни, не раз испытав боль и тревогу за жизнь своих родных и близких, пережив смерть родных, ощутив леденящую душу пустоту, ожидающую за этой гранью, понимаю, что поминовение - эта сакральная традиция моих предков, эта великая культура, связанная с культом умерших, возникла по зову души верующих. И не нам её менять или упразднять. Наш долг и святая обязанность – передать эту часть духовности народа своим детям и внукам, чтобы не затерялась связь времён и поколений. Отошедшие в лучший мир уже не вернутся. Мы никогда на земле уже не увидим дорогого лица, не услышим любимого голоса, не почувствуем их тепла и заботы. Но все пойдём к ним, когда призовёт нас Господь. Не всё кончается земною жизнью…

18.12. 2017.

Продолжение следует…


Рецензии
Хорошо написано!
Очень меня тронуло!
Хороший Вы человек, полезные мысли пишете.
С огромном уважением,

Григорий Аванесов   15.06.2018 15:16     Заявить о нарушении
БлагоДАРЮ, Григорий, за букет приятных слов!

С признательностью,-

Ирина Христюк   15.06.2018 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.