193. Школа даосов о человечности и доброте поступк
О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ И ДОБРОТЕ ПОСТУПКОВ
Во время пребывания в Японии я предельно чётко уяснил для себя, что в жизни часто люди подвергаются суровым испытаниям, и самым главным для человека является его способность сохранить свою человечность и доброту. Стремление к добру – это один из первых шагов становления совершенным человеком. Как-то во время игры в шашки «го» с хозяином гостиницы «рёкан» старик Накамура сказал мне: «Часто в обществе случается такое, что вдруг все начинают творить зло. Это обычно бывает во времена великих испытаний: войн, голода, эпидемий, когда жизнь человека обесценивается, и многие люди начинают считать зло обыденным явлением, и даже сами начинают становиться злыми. Главное здесь – не поддаться стадному духу и сохранить в своём сердце человечность. Нужно признать нам всем, что нашим миром управляет мужчина, у которого быстро грубеет сердце, и он начинает прибегать к насилию. Женское сердце само по себе доброе от природы, поэтому мы, мужчины, всегда должны помнить о доброте и стремиться во всех случаях проявлять её».
Я не совсем понял речь старика, и что-то попытался даже ему возразить. Но он, вместо вступления со мной в дискуссию, порылся в свое библиотеке и вынул один свиток, развернув его передо мной на этом тексте, который я перевёл:
ДОБРЫЙ ПОСТУПОК
Когда-то кладбище вблизи Цзинчэна находилось,
Могилы в запустении почти с землёй сравнялись,
Лишь три из них семьи потомков Чжоу сохранилось,
Так как воспоминания о предке их остались.
В конце правленья под девизом Чун-чжэнь (1) это было,
В провинции Хэнань такая засуха стояла,
Что жители все травы съели, что земля родила,
Корней растений и коры деревьев не хватало.
Есть начали людей, власть оказалась там бессильной,
Детьми и женщинами на базаре торговали,
А мясники их, как свиней иль куриц, покупали,
Закалывали, жарили с подливою обильной.
Из рода Чжоу некто из Дунчана возвратился,
Куда обычно часто ездил по делам торговым,
Зайдя в мясную лавку, к продавцу он обратился,
Чтобы говядины продал по ценам тот оптовым.
- «Но мясо кончилось, пока немного подождите», -
Сказал мясник (В то время в кухню женщин двух втащили), -
Клиент давно уж ждёт, скорее ногу волоките!»
Тут Чжоу услыхал, как эти женщины завыли.
Послышалась возня, а после - крики и рыданья,
Вбежав на кухню, он увидел, как кровь разливалась,
Одна с отрубленной рукой от боли извивалась,
Вторая же, дрожа от страха, предалась стенаньям.
Заметив Чжоу, обе его с воплем умоляли:
Одна – чтобы прикончили, другая - о спасенье,
Дал выкуп за них Чжоу, чтоб одну не убивали,
Другую же - чтоб умертвили, прекратив мученья.
Живую, взяв домой, наложницей своею сделал,
Так как детей он не имел, потом на ней женился,
Родился у неё сын, рубец был на плече белый,
Как ниткой от лопатки до подмышки проявился.
Затем трём поколениям рубец передавался,
Как будто след отрубленной руки той повторяя.
Поступок добрый славя тот, могилы сохраняй,
Народ чтил всех из рода Чжоу, кто там оставался.
Примечание
1. Конец правления императора Чун-чжэнь - 1747 год.
Во время встрече с моей феей Ханако я рассказал ей о прочитанном мной случае каннибализма и спросил её, что она об этом думает, и вот что она мне сказала: «Доброта – это мягкая теплота. Взгляни на природу, там, где есть эта мягкая теплота, везде цветут сады, и природа помогает всему расти и развиваться. Где нет тепла, нет растений, а чрезмерная жара без мягкого климата превращает землю в пустыню. Человеческое сердце должно источать из себя мягкость и теплоту, и только добрые поступки делают человека человеком, вернее, человек, следуя живой природе, стаёт человеком. И чем больше он уподобляется природе, тем более совершенствуется. Это стремление человека уподобиться природе помогает ему творить совершенные вещи и прекрасные дела, всё, что он делает, обретает красоту и совершенство. Но для того, чтобы делать добро, нужно стать сильным и окрепнуть духом. Добрых дух всегда творит чудеса. Ты можешь спросить меня, как стать добрым? И я тебе отвечу, что доброта приходит к человеку, когда он достигает высшей степени совершенства, когда он начинает понимать космическую гармонию и соединяется с божественной силой. Я уже говорила тебе, что даосский мастер-наставник подвергает своего ученика довольно суровому испытанию с целью проверки степени его психической тренировки. Он показывает ему, что более высокая степень психической тренировки даёт явные преимущества, и человек, научившийся в совершенстве управлять своим психическим состоянием, сохраняет внутреннее спокойствие и выдержку в любой даже в самой экстремальной ситуации. В истории среди даосов было много знатоков и мастеров своего дела. Это – художники, земледельцы, ремесленники, плотники, рыболовы, охотники, мясники, ловцы цикад, колесничие, фехтовальщики, тренеры бойцовых петухов. Все они достигали высшего профессионального искусства с помощью психической тренировки. Помнишь образ мясника из трактата «Чжуанцзы»? Может быть, этот пример не совсем подходящий для доброты, но что поделаешь, ведь люди употребляют в пищу мясо, и одними только растениями питаться не могут. Этот мясник достигал столь полного самоотождествления с объектом действия – бычьей тушей – что принимал его как нечто неотделимое от себя и видел интуитивным взором все его структурные особенности: кости, сочленения, сухожилия, и поэтому знал самые слабые места, и когда рубил, то рассекал тушу одним ударом, и она рассыпалась точно ком земли. Такой бычьей тушей может стать любое дело. За которое берётся человек, обладающий знаньями даоса, всё будет в его руках спориться. Сама жизнь и его тело будут всегда оставаться острыми и не тупиться, не стариться, как его острый нож, потому что он не встречает сопротивления. В этом и кроется великий секрет обретения бессмертия и сохранения себя на вечные времена».
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217121900407