Стать поэтом в Ялте - 9
Серебро отражений
« Вечерний воздух, густо замешанный на синьке, обволакивает Ялту. Гирлянды фонарей на набережной, театральный декорум лепных фасадов, зеркальных окон, нарядных гуляк… Массандра угадывается под россыпью тлеющих углей - искрящаяся электрическая лава стекает с холма в долину, заполненную звонкой прохладой. В двух шагах плещется море, вздыхая и потираясь о каменный парапет. Мелкие волны набегают друг на друга, сталкиваются, разбегаются, ищут неизвестно чего и неизвестно куда стремятся,- словно пестрая рыночная толпа, возбужденная собственным гомоном и суетой, нервно колышется и пульсирует вдоль лавок. Наступает момент примирения, и широкая, гладкая зыбь проходит по бухте, лелея ломкое серебро отражений.
Одинокая фигура у обреза воды. Человек размахивается, бросая крошки, и на черной зыби обозначилась стайка морских уток. Их белые подкрылки мелькают, словно щепки на волне. Днем я не раз наблюдал, как зыбкие бисерные птичьи нити, разрываясь и снова завязываясь, тянулись над морем, обрезанном холодной сталью горизонта. Древнее, потаенное чувство тоски по странничеству овладевает сердцем - как у тысяч людей до меня, как у Антона Чехова, сорвавшегося вослед весеннему косяку гусей - через Сибирь - на край света; как у брата его Михаила, с тоской внимавшего трубному звуку журавлей, смятенно круживших над пропавшей в тумане Ялтой...
Между тем природа неуловимо менялась. Яркий поднос луны закатился за тучу. Венец облаков, нависших над бухтой, вспыхнул серебром. Подсвеченное сзади, тело тучи поразительно напоминал конус Везувия с полотен Марке. Легкое облако слева слегка светилось, словно дымы из остывающего кратера. Прямо у подножия темного конуса, выпуклого на фоне припорошенного лунной пылью небосвода, вспыхнул изумрудный глаз маяка. Сочная зелень, неестественно-радостная, как ананас, рассыпалась на блики, мазки, сверкающую дробь; стремительная тарантелла заплясала по гребням волн.
Ощущение странности - нет, странствования, - заполнило сознание и каждую клеточку плоти, изнемогшей под ярмом повседневности. Ах, душа! Как радостно встрепенулась ты, вспоминая манящую цепочку птиц у горизонта! Куда? Зачем? Не так ли вопрошал поэт, сладостно сознавая, как сорвалось с житейского якоря судно воображения, как ветер свежих рифм натянул паруса, как вскипела пена созвучий под форштевнем строфы, как взмахнула белым крылом...
Нет, нет, я не бегу за пером, не бросаю на стол трепетные листы бумаги. Я молча стою у моря, тру висок, снимая мучительное наваждение ночи и полной луны. Воздух, замешанный на синеве, покалывает горло. В электрической лаве Массандры вспыхивают искры. То ли угли под ветром, то ли вольтова дуга троллейбуса.
Зябко…»
Потом стали сгущаться и стихотворные образы, где характерные приметы города обрели словесную и ритмическую огранку… Каждое десятое мое стихотворение так или иначе посвящено Ялте и Крыму. Все вместе они сливаются в скромный, но искренний, сердечный гимн любимому городу. Возник цикл стихотворений, объединенный единой темой, единым ритмом (энергичный трехстопный хорей), единой образностью. В этом ритме ощущаются асимметрия и рваные синкопы крымских гор, многоцветие говорливых ялтинских площадей и глухое звучание контрабасовых струн моря…
Автограф Крыма
1.
Здесь ли, под оком неба,
Слаще халвы интим?
Ялта - творенье Феба,
Ялтой гордится Крым.
Ялта бела, как сахар,
Ветер звучнее струн.
Горы – связки метафор,
Парки – сплетенье рун.
Ялта - тайная мета,
Сделанная второпях
Богом - или поэтом -
У вечности на полях…
2.
Зимняя Ялта – уста
Бога, молчащего днесь.
Бог, вероятно, устал
Слушать летнюю лесть.
Город дрожит на ветру,
В узах узорных оград.
Припоминая жару
Лета, бензиновый ад…
Горы упругой дугой
Прочно вросли в берега,
Чтобы не смыло волной
Ялту, как след сапога.
Кто здесь оставил след -
Я догадаться не смог:
Полубезумный поэт -
Или случайный игрок?
Стилистика стихотворений опирается на метафоры, рожденные на основе зрительных и слуховых впечатлений: «Горы – связки метафор, Парки – сплетенье рун». Руны - древние письмена северных народов Европы (германцев, скандинавов, славян) - отличались в написании переплетением растительных орнаментов. Ялтинская зримая аналогия - сплетение глициний на фасадах старинных дач. Вилла «Елена» - «многооконный Лаокоон». В тоже время стихи опираются и на образное осмысление реальных примет города на берегу уютной бухты: «Горы упругой дугой // Прочно вросли в берега, // Чтобы не смыло волной // Ялту, как след сапога». Рефреном звучит мысль о том, что Ялта - это мета, которую Создатель оставил на память о своем посещении нашего мира. Мета - слово библейского наполнения. Метой может быть и могучее дерево (Мамврийский дуб), и величественный храм, и целый город. Не надо путать это с «меткой», которую пришивают на бельё…
3.
Утром раскрой оконце -
Воздух тягуч, как мед.
Ялта в ладонях солнца
Светится и поёт!
Солнце согрело город
В чаше горячих гор.
С морем причалы спорят -
Их бесконечен спор.
Город, как белый парус,
Ловит рассветный бриз.
Молодость, зрелость, старость -
Здесь расцветает жизнь!
Ялту на ложе лета
Нежно ласкает Феб…
Ялта - тайная мета
В книге земных судеб!
О Ялте писать сложно, и не только потому, что каждый уголок города уже у в и д е н и в о с п р о и з в е д ё н в тысячах стихотворных строк, в сотнях живописных полотен, а поэту - кровь из носу! - надо найти новый угол зрения, новые краски. Самое опасное и обычное - сбиться на описание Ялты города вообще - вне времени, вне пространства, города, живущего исключительно в восторженном воображении поэта. Сияние восторженных эпитетов быстро рассеивается, и на фильтре памяти остается бледная тень того, что тебя поразило. Выход - где он? Мне кажется, что по крайней мере два обстоятельства надо иметь в виду. Во-первых, не писать вообще о городе, а писать его жизнь в конкретных, живых деталях, тесно связанных с конкретной минутой бытия. Именно таким и предстает перед нами город, когда мы окунается в его круговерть. Вот такая Ялта - накануне Новогодья: в иные времена это совсем другой город, другие краски и ритмы:
На исходе декабрь. Снега нет и в помине.
Полыхает в витринах рекламный пожар.
Женщин сводит с ума суета магазинов,
Словно улей, гудит новогодний базар.
Я стою у часовенки, греющей бухту
Золотым православным узорным крестом.
Волны бьются о сваи под возгласы «Ух, ты!»,
Застывая на фото хрустальным кустом.
Новогоднее море… Качаются чайки.
На рыбацкое счастье, блеснула кефаль.
Горы стынут в снегах, говоря без утайки
О тоске облаков, убегающих вдаль…
И часовенька с золоченым крестом у обреза воды, и хрустально- ледяные после зимнего шторма кусты на набережной, и рыбаки, ожидающие поклевки чуларки - молодой серебристой кефали, и амфитеатр заснеженной яйлы, - все это приметы, по которым не спутаешь Ялту с другими российскими городами. Очень уместна здесь составная рифма, которой я учился у такого Мастера, как Борис Чичибабин: «бухты - ух ты!». Неожиданная рифма всегда задерживает внимание. Вообще зимняя Ялте мне кажется гораздо интереснее её летнего состояния.
Вот еще пример воссоздания образа Ялты - опять-таки с опорой на сиюминутные восприятия, в конкретный момент жизни города. Эта «моментальность» - в противоположность «монументальности» - даже специально подчеркнута в заголовке:
Ялта. Пятое января 2014
С мягким мороженым «а ля франсе»,
С детскими играми – Новый год.
Жеманные дамы во всей красе
По набережной – вразброд.
Море сгущается в облака,
Притворяясь небом – к чему?
У снежной яйлы коротка рука
Сорвать облаков бахрому.
У берега – столпотворенье птиц.
Полдень. «Детки, покрошим хлеб!»
Преображается в радость лиц
Танец птиц. Рассмеялся Феб.
В нашем городе - как в душе:
Умиленье и дум родство.
Я куплю шоколад «Рошен»
Внученьке – на Рождество…
Да, шоколад «Рошен» уже стал приметой ушедшего времени…
Свидетельство о публикации №217121900428
C искренним уважением и благодарностью,
Георгий Качаев 19.12.2017 17:00 Заявить о нарушении
это вы интересно выразились: воязыковить... Все равно что воплотить... Язык, слово - это плоть нашей мысли, однако. Благодарю и желаю счастливого Новогодья!
Геннадий Шалюгин 20.12.2017 16:43 Заявить о нарушении