Певец Юрий Гуляев

                Где-то в начальных классах (вторая половина 1960-х годов), проживая на Украине в селе, я впервые услышал песню «Киев мой» на украинском языке в исполнении Юрия Гуляева. Перевести на русский труда не составило:
                «Играет зелёное море, догорает тихий день,
                Склоны Днепра  стали для меня дорогими.
                Там колышутся влюблённых грёз ветви…
                Как не любить тебя, Киев мой!».

                Село есть село, поэтому я до самого отъезда из него в 1971 году считал певца украинцем по рождению. Однако когда я, находясь уже в России, через несколько лет услышал в исполнении Гуляева следующие строки песни:
                «Я люблю тебя, Россия,
                Дорогая наша Русь.
                Нерастраченная сила,
                Неразгаданная грусть…», то задумался о его национальной принадлежности. А потом всё же   выяснил, что Юрий Александрович Гуляев по национальности русский. Более того,  родился 9 августа 1930 года в России, в городе Тюмени.

                Впервые Юра спел в школе. Но что пел?! Как это ни странно, не «в лесу родилась ёлочка», а – арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Разучил по записи на грампластинке.

                Потом он поступил в музыкальную школу, участвуя там же в художественной самодеятельности. Своему таланту петь не придавал особого значения, считал пение  хобби, иначе не понять, почему после окончания школы Юрий оказался в аудиториях Свердловского медицинского института. Ответ простой: свою будущую профессию  видел в качестве врача. Но бывает иногда  такое хобби, которое превращается со временем в профессию. Так получилось и у Гуляева: с мединститута  перевёлся в консерваторию на вокальный факультет, получив в 1954 году соответствующий диплом.

                Целый год пел на сцене оперного театра в Свердловске. А дальше … В возрасте двадцати пяти лет его приглашают на Украину. Ещё бы, с таким-то волшебным голосом. Интересно другое: он туда едет. Продолжив петь в Донбассе, вскоре его чарующий голос услышали и в украинской столице: с 1961-го по 1975-й годы Юрий Александрович пел  в Киевском театре имени Шевченко.

               Там, на Украине, певец снялся в двух  музыкальных фильмах: «Украинская рапсодия» (1961 год) и «Похищение» (1969).

               В год 30-летия Победы Гуляев возвращается в Россию.  Больше он её не покидал. Здесь как-то по - другому зазвучали его некоторые песни. Наверное, потому, что пел  их на Родине:
                «Всё тут моё, всё родное, известное,
                С полем бескрайним, с лесами нарядными.
                Вот я вхожу в это царство чудесное,
                Черпаю утро горстями прохладными».

                Или:
                «Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря,
                Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
                Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
                «Здравствуй, русское поле,
                Я твой тонкий колосок».

                В Дни Победы мы, россияне, затаив дыхание, слышали песни в исполнении Юрия Гуляева: «На безымянной высоте», «Горячий снег», «Пушки молчат дальнобойные», «Если отец герой», «Прощайте, скалистые горы», «Хотят ли русские войны?», и другие.

              А каждое двенадцатое апреля песни слушали вот такие: «Как нас Юра в полёт провожал», «Знаете, каким он парнем был!», «Созвездие Гагарина», «Он сказал: «Поехали!», «Запевала звёздных дорог».

             Одной из моих любимых песен Юрия Александровича является «ЛЭП-500»:
                «Сквозь таёжные зори мглистые,
                Тянем к людям мы солнце чистое,
                И встают зори над опорами
                Под моей озябшей рукой».

                Нет, к этой романтической профессии я отношения не имею и не имел, просто бывал в тайге и встречался с людьми – героями указанной песни.

                Гуляев очень любил жизнь, часто исполнял песню «Я люблю тебя жизнь», но судьба его так распорядилась, что умер  на 56-ом году жизни, 23 апреля 1986 года. Как это случилось, читаем в книге Фёдора Раззакова «Как уходили кумиры»:
               
               «Рассказывает вдова артиста Лариса Гуляева: «Юра умер, сидя за рулём. Он выезжал из гаража и почувствовал себя плохо. Ему казалось, что начался приступ астмы. Но это была не астма, а сердце. Он умер почти мгновенно. Юрий Александрович был сильный духом человек – это не просто сибирская черта, тут и семейное воспитание. Он никогда не жаловался, терпеливо переносил всякую боль. Такие люди, как правило, гибнут рано…»   Конец цитаты.
               
              Похоронен выдающийся советский певец в Москве на Ваганьковском кладбище. Не совсем только понятно, почему не на Новодевичьем? Ведь он - «Народный артист СССР».

19.12.2017 г.

Фото из Интернета



               
               


Рецензии
Прекрасно написано о замечательном артисте.Я,в прошлом году в Москве,как раз был на Ваганьковском и был у его могилы.
Светлая память о нём...

А.К.

Александр Кукушкин 2   10.04.2019 10:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение и отзыв!!!

Петр Панасейко   10.04.2019 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.