К эпохе пародий

 Мне думается, что каждая эпоха, каждый исторический период СССР и современной России, соответствует определённому литературному и киножанру. Вот так бы я охарактеризовал нашу с вами недавнюю историю:
1. В.И.Ленин и первые годы советской власти. А также начало 30-х. ТРАГИФАРС. Много трагического , но и абсурдистского, смешного. Именно тогда появились М.Зощенко и Д.Хармс. Фильмы о гражданской войне, как правило, с комедийными вставками, в жанре гротеска.
2. И.В.Сталин. Вторая половина тридцатых и Великая Отечественная. Это ТРАГЕДИЯ самого высокого уровня. Уровня Софокла и Еврипида. А для жителей СССР , наверное, и повыше. Классическая мощная ТРАГЕДИЯ - главный признак ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА. Не случайно о Великой Отечественной нет ни одной внятной комедии, гротеск и ирония здесь не проходят, выглядят пошлыми, глупыми.
3. Н.С.Хрущёв. Эпоха фельетона. Не всегда высокохудожественного, не всегда умного. Расцвет таких авторов , И.Шатуновский и С.Нариньяни. Расцвет куплетистов. А также ЭПОХА НАИВА - появление авторской песни, добрых наивных кинофильмов, разрешённо-доморощенного авангарда.
4. Л.И.Брежнев. Так называемый ЗАСТОЙ - ЭПОХА ГРУСТНОЙ КОМЕДИИ. Огромная популярность жанра в кино - Г.Данелия и Э.Рязанов сняли свои лучшие фильмы. Песни Высоцкого, грустная ностальгическая клоунада в цирке - Л.Енгибаров. Аркадий Райкин не всегда смешон, но потрясающе точен.
5. Ю.В.Андропов. Попытка неудачного примитивного экшн-боевика по советски. Облавы в кинотеатрах в рабочее время ( не миф, наш знакомый был так "пойман", правда без каких-либо последствий ). "Закручивание гаек".  Напоминает примитивные комедии и безликие детективы о КГБ. Жанр сам по себе недолгий.
6. К.У.Черненко. Это ЭПОХА нежеланного ( но неизбежного ) черно-белого киножурнала перед НАСТОЯЩИМ ФИЛЬМОМ. Серо, бесцветно, неинтересно, но, по счастью, недолго.
7. М.С.Горбачев. Перестройка напоминает ЖАНР АГИТАЦИОННОГО ПЛАКАТА. Фильма-плаката. Публицистической книги. Без художественных особенностей, но актуально, злободневно, В ТЕМУ. "Дети Арбата", "Плаха", "Печальный детектив"... Расцвет русского РОКА в том же жанре - "Мы ждём перемен !" ( Цой ), "Родина" ( Шевчук ), "Полковник Васин" ( БГ ), "В Добрый Час !" ( "Машина времени" ), "Сыт по горло" ( Телевизор ) и почти весь "Наутилус Помпилиус".  Напоминает агитбригады 20-30-х, отчасти "Синюю блузу".
8. 90-ые и начало 2000. Это ДРАМА. Чем всё и сказано. Театр, литература и кино не очень интересны, зато сколько всего на ТВ и в газетах.
9. НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ. ЭПОХА ПАРОДИИ. Не комедия, не трагедия, не драма. При этом не слишком смешно, хоть шутят и "давят лыбу" постоянно ( особенно на "Эхе..."). Не очень трагично, несмотря на катастрофы и смерти. Драматичного тоже не много. Ощущение постоянного повтора в убыстренном, несерьёзном темпе - точно киноплёнку крутят с убыстренной скоростью ( а зачастую и в обратном направлении ). По логике скоро должна закончится.
     ЧТО ДАЛЬШЕ ?
Р.S. В качестве послесловия родились у меня такие вот рифмованные строчки:
Вопрос трагедийный задам я природе
Не уж то живём мы в Эпохе Пародий ?
Где бегает Чаплин С глазами Адольфа
Где в чайник плюются любители гольфа
Где Кастро и Шомберг, Где люстры и кобры
Шагают и скачут… И смотрят недобро

Эпоха Пародий - РЭП вместо мелодий
Козлы в огороде – равны все в природе
И гриб термоядерный на небосводе
Не больше, чем шутка из цирка напротив.

И всем как бы весело, как бы неплохо
Но что то достала всех эта эпоха !
И очень надеемся  без аллегории
Что станет эпоха пародий историей


Рецензии