Долюшка женская. Глава 2
Родилась Катерина в сороковом году прошлого столетия. Отца своего она не знает. Катерине было месяцев семь, когда началась Великая Отечественная война. Отца забрали одного из первых. Мама повезла Катерину к дедоньке и бабоньке в деревню. У деда Сергея была интересная родословная- он был потомком цыганки и промышленника, занимавшегося сплавом леса по реке.
У лесопромышленника от законной жены детей не было и присмотрел он красавицу цыганку. Всем сердцем полюбил и встречался с ней. Нравилась ему цыганка Аза, её табор, песни и пляски в ночи у костра. Родился у них сын Василий. Промышленник растил сына, помогал цыганке материально, лишь против цыганской жизни кочевой был, поэтому не разрешил сыну ходить с цыганским табором. Женил сына, надел дал и к себе работать пристроил. Родственники Азы были против такого решения, но его уважал даже Азин отец, поэтому смирился.
У Василия было шестеро детей - пять сыновей и младшенькая долгожданная дочь красавица. Дали всем красивые имена:
Иван - благоволение божье, благодать. Александр - мужественный, защитник. Пётр - крепкий, как камень, скала. Сергей - римское родовое имя. Такими именами в простонародье не называли, только дворяне или богатые люди. Михаил - подобный богу. Анастасия - возрождённая, воскресшая. Возможно потому дали такое имя, что единственная, долгожданная, последняя дочка.
Во всех была кровь цыганская, любили простор, песни, танцы, и от деда промышленника переняли хватку цепкую.
Семья Василия жила в достатке. Был он кем-то вроде управляющего на отцовских заводах. Однажды поехал он вместе с инкассатором выдавать заработную плату рабочим, по дороге их ограбили и убили. Осталась его жена одна с шестью детьми в деревне. Благо, что старшие сыновья почти взрослые были. Старший сын Василия, Иван, остался за хозяина, остальные пошли работать на сплав. Иван женился, родился сын Максим. Жили все вместе в отцовском доме, жили дружно, весело, вместе вели хозяйство. Потом женился второй сын, Александр - выбрали ему девушку из соседней деревни. Пётр женился на скромной девушке Марфе, которую мать пригласила к себе пожить, половики выткать, да так и сосватали. По нраву она пришлась матери, да и Петру полюбилась. Сергей женился не Евдокии из Красногорска. Михаил - на Анисье из деревни Горянки.
Жили сначала женатые и холостые все вместе. Братья работали, снохи по дому управлялись, вечерами пряли пряжу, вязали, вышивали, шили. Вот и младшая дочь, Анастасия, вышла замуж и уехала жить к мужу в соседнюю волость.
Всё это было до Октябрьской Революции семнадцатого года. Семьи стали расти, места в доме становилось мало и решили братья разделиться. Иван остался в отцовском доме, так как самый старший и давно ведёт хозяйство, помогая братьям и сестре встать на ноги. Петру дали надел и дом построили. Михаилу построили дом по желанию жены в её деревне. Сергею построили двухэтажный дом в деревне Чекуновой.
В этот дом и приехала Катерина вместе с мамой, когда началась война. Двухэтажный дом в деревне Чекуновой у озера, недалеко река.
Василий успел воспитать своих детей трудолюбивыми, научил грамоте и добра оставил немало - на всех братьев хватило, досталось немного и Сергею.
Невесту Сергею сосватали из хорошей дворянской семьи. Кроме этого, работой своей, трудолюбием, успел и сумел кое-что нажить. И дедова кровь брала своё - не на ветер шло нажитое, а в дело. Жена его, Дуняша, была грамотная, окончила гимназию, девушки из простых семей в гимназии не учились. Она знала этикет, сервировку стола, была белошвейкой. Когда пришлось туго, на своей швейной машинке «Зингер» обшивала не только детей, но и всю деревню. Да не простенькие платьишки умела шить, а чуть ли не бальные. Дуня прекрасно готовила, знала все молитвы. Сергей и Дуня имели много красивой посуды. Посуда была страстью бабы Дуни. Даже Катерине в память осталась через маму одна старинная селёдочница, она берегла её как семейную реликвию. Баба Дуня доживала с младшим сыном Георгием и швейная машинка «Зингер», которую Катерина так хорошо помнит, возможно осталась у тётки Вали, жены Георгия. К слову сказать, у Катерины в роду все женщины немного шили, видно в бабоньку пошли, все обшивали своих ребятишек.
Был у бабоньки с дедонькой патефон, библия, много икон, золотые часы на цепочках, куча сундуков с добром - «горка» называлась. Считались в деревне одни из самых богатых. У Дуни были очень дорогие платья с подъюбниками, окантованные лентой (как сейчас у брюк, для прочности), ворот-стойка, грудь в кружевах, рукава с длинными манжетами, много-много пуговиц, тканью затянутых. Очень много было платьев, платков. А ещё китайская синяя шаль из шёлка, шитого золотом, с кистями. Когда Катерина увидела эту шаль, она была уже не вся, а лишь один из четырёх квадратов, но и тот был полтора на полтора метра. Вот какая шаль была огромная! Такая мода была в то время, но у богатых. Когда Катерина смотрела фильмы по произведениям классиков -Тургенева, Толстого, Пушкина, думала:
« Неужели моя бабушка ходила в таких же платьях и так же жила?»
В конце сороковых годов такой моды уже давно не было, да и какая мода во время войны? Но сейчас удивлялась тому, что с 1910 года по 1940 прошло тридцать лет, а ничего не стало в жизни того, что было в 1910 году. Если сравнить 2000 год и 1970 год - тоже тридцать лет разница. Но изменений не так уж много в жизни простых людей. Та же мебель, те же платья и платки. Хотя нет, разницы очень много: пожалуй 2000 - е годы больше походят на 1910 - е своей безысходностью и неуверенностью в завтрашнем дне, количеством миллионеров и количеством нищих. Нищими стали те, кто привык к жизни в социализме - была работа, были колхозы и совхозы, фабрики, заводы, было бесплатное здравоохранение и образование. Куда всё исчезло? Не понятно.
Дуняша всегда была выдержанной, тактичной, опрятной. Даже дома она ходила в этих величественных платьях из шёлка и бархата. А позже она сама многие из них перешила дочкам - двойняшкам Наде и Любе. Дети всегда звали её маменька, а дед Сергей - Дуняша. Вспоминают, что ни разу она ни на кого не закричала и во всём слушалась мужа. Или делала вид, что слушает? На самом деле потихоньку вела свою линию, а дед Сергей думал, что это он так правильно всё спланировал и придумал. Узду деду нужно было хорошую. И ругать его нельзя было, уж больно горячий был. Одно слово - цыганский норов. Мама Катерины всё вспоминала случай: чуть что не по нему - шёл давиться. У него на дереве, недалеко от дома, всегда готовая петля висела. Ребята бросятся за ним, баба Дуня их остановит: « Ничего, не бегайте за ним, пусть успокоится, сам придёт домой ваш папенька». Дед Сергей посидит под деревом, покурит, успокоится и домой возвращается, до следующего раза.
Дед Сергей был высокий, с бородой, с серьгой в ухе, возможно от цыганской своей породы, возможно ещё по какой причине. Он был строг. Взрослые сыновья слушались его, звали «тятенька». Хозяйство держали большое - много коней, коров, овец, кур. Рыбачили и охотились. Раз медведь его задрал, но он ножом в рот его зарезал и сам упал. Лайка прибежала в деревню одна. Мужики поехали в лес на конях и привезли деда и медведя. Кожу с шеи медведь ему задрал наперёд, руку изжевал.
Дед вылечился, но раны на погоду болели. Он распаривал в чугуне листья мать и мачехи, прикладывал на затылок, страшно матерился. Дед Сергей был грамотным, одним из немногих в деревне выписывал газету, читал, был умным и сообразительным. Перед коллективизацией он быстро смекнул, что его крепкое хозяйство, нажитое трудом его отца, его самого, его жены и сыновей в первую очередь попадёт под раскулачивание. О раскулачивании он уже слышал, так как читал газеты и старший его сын, Александр, был избран председателем Чекуновского сельсовета и подсказал отцу, что в сельсовет должна прийти бумага с твёрдым заданием - раскулачить столько - то семей. Если дадут задание раскулачить шесть семей, их хозяйство могло подойти под раскулачивание, здесь и сын председатель не поможет. Решили срочно разделить одно общее хозяйство на четыре семьи и они будут всего лишь середняками.
Дед Сергей отделяет трёх сыновей, хозяйство делит на всех. Сын Александр со снохой Параскевой и детьми стали жить за стенкой в другой половине. Егору и Тимофею купили дома в соседней деревне. Дал всем по коню, по корове, по саням, по телеге, сбрую, зерно, по пять овец, по десять кур - это можно было иметь, больше нельзя - кулак. Себе оставил всё, что можно было, а остальное, так сказать «кулацкие излишки» - хомуты, сбруи, плуги собрал на телегу, скот лишний согнал к сельсовету и сдал. Очень был принципиальный. Баба Дуня записалась в колхоз, чтобы не было пятна на сына председателя, а дед не вступил в колхоз, устроился сторожем в санаторий, который находился неподалёку. Когда пришли раскулачивать - амбары пустые. Схитрил дед с разделом скота и имущества, да кое - что припрятал, но от раскулачивания спас и себя и семью. А то раскулачили бы, разослали кого куда, как это было с другими семьями. В семье Чекуновых часто вспоминала в связи с этим семью Рявкиных, жалели их.
Говорят и золото у деда водилось, берёг на чёрный день. Он его закопал. Вспоминают, когда умер, после него остались царские золотые рубли. Посуды было много: он её сложил в сети и утопил в озере. Когда всё кончилось - достал. Было много добра - ковры, перины, шали… Что куда потом делось, неизвестно - сменились времена, сменились ценности. Вот только золотые зубы Георгия, младшего сына, смущали маму и тётю Любу. Они как-то шёпотом об этом говорили, чтобы Катерина не слышала - откуда Георгий мог взять золото на зубы, явно папенькино.
Происходило это ещё до войны, в тридцатые годы, которые казались Катерине какими-то далёкими – далёкими. Её тогда ещё на свете не было. И разговоры эти слышала она уже много позже, когда взрослая стала. А то, что было с ней первые лет пять, она помнит отдельными картинками, как во сне. Видимо запомнились только наиболее яркие моменты, которые вызвали переживание в её детской душе.
Вот картинка: деревня на угоре, крепкие избы, полисадники у каждого дома с цветущей черёмухой. Это, по всей вероятности, деревня Чекунова. Они с двоюродными братьями и сёстрами бегут домой, к бабоньке. Сестра Анна, что постарше других ребятишек, держит в руках треугольник и кричит:
-Бабонька, почтальонка сказала, от дяди Ильи письмо, с войны.
Все дети радуются - дядя Илья, бабонькин сын, их дядя.
Старший сын, Александр, пришёл с войны весь израненный. Ещё один родственник, дядя Гриша, пришёл без ноги, Катерина боялась его костылей. А тут письмо - значит живой.
Баба Дуня взяла письмо, прочитала адрес, брови её сдвинулись, медленно распечатала и стала читать. Катерина видела, что с каждой секундой, с каждой строчкой лицо её меняется, глаза становятся всё больше и вот рухнуло на землю её большое тело, ребятишки кто закричал, кто заплакал, а из сарая выскочил дядя Александр и подхватив её на руки, понёс в избу.
-Илюша погиб, Илюша погиб… - шептались все, кто сбежался на крики детей.
Картинка эта долго стояла в глазах Катерины, она думала об этом засыпая и просыпаясь ночью. Катерина думала «Что же это такое война? Что ли это большая - большая ящерица, которая откусывает ноги, руки, кусает дяде Александру туловище, на котором остались страшные рубцы. А вот дядю Илью совсем съела. Тогда война, это страшно».
Следующая картинка: баба Дуня схватилась за правый бок, говорит: «Ой, лихо мне, ой лихо мне» и к буфету, где у неё в сахарнице леденцы хранились. А Катерина с ребятишками их вытаскали и съели. Катерине стыдно было, когда мама сказала, что бабонька этими леденцами печень лечит.
Катерина с мамой жили в деревне Чёрный Яр, от которой нужно было ехать до города Красногорска, а потом километров десять пешком до Чекуновой. Мама работала учительницей в школе.
Катерина часто вспоминает: она в кроватке, спала, проснулась от всплёска воды, а это ондатры плавают, прямо в квартире. Рядом, на табуретке, поджав ноги, сидит мама, тетрадки своих учеников проверяет - такая спокойная, как будто это обычное явление. Потом и для Катерины это стало обычным во время паводка, когда разливалась их река.
Помнит, как соседский мальчишка зло выругался и сказал: «Мой папка на войне погиб, а твой немцам сдался». Катерина помнит, как спросила маму, почему Петька так сказал, мама ответила, чтобы Катерина не слушала его. А сама горько плакала ночью. В разговорах с бабонькой и тётей Любой Катерина слышала, как они произносили слова «пропал без вести». Мама вообще очень часто ночью плакала. Катерина просыпалась, нежно гладила маму по щеке и говорила: «Не плачь мамочка, не плачь».
Помнит Катерина, как пошла в первый класс. Мама сшила ей платье из сатина и два фартука - белый и чёрный, сумку с двумя отделами, которая называлась «портфель» и маленький мешочек для чернильницы. На голове большой белый бант - мама его тоже сама сшила из своей старой атласной кофточки.
Катерина попросила маму заплести в косички развивающиеся по плечам чёрные кудри. Но мама целовала её и приговаривала: «Ты у меня самая красивая, и кудри пусть развиваются, у тебя саамы красивые кудри, как у папы».
Школа в деревне была маленькая, приходилось учить учеников в две смены. Мама взяла Катерину в свой класс, так как ей было удобнее вместе приходить в школу и вместе уходить, дома быть вместе. Катерине в школе было всё привычно, она и раньше частенько бывала у мамы на
уроке, если не работал детский сад. Поэтому, став школьницей, она почувствовала себя совсем взрослой и ей хотелось походить на настоящих учениц, а не быть дочкой учительницы, поэтому она стала называть маму на «вы» и «Надежда Сергеевна». Но видимо маме это не понравилось, она перевела её во вторую смену, к Александре Ивановне.
Надеждой Сергеевной звать она её перестала. Но на «вы» обращается столько, сколько себя помнит. Да и мама своих родителей на «вы» звала.
Свидетельство о публикации №217121900519