Долюшка женская. Глава 20

     20. Болезнь свекрови
         Недолго пожила Нина со своим начальником  мужем. Через два месяца приехала в гости. Куда делась её спесь? Чувствовала себя виноватой, была сговорчивой, от Катерины не выходила два дня, пока гостила.
-А что так получилось у вас? Наверное неплохой был твой Аркадий?- поинтересовалась Катерина.
-Да дурочка я была, позарилась на богатство. Представляешь, у него даже машина «Победа» была. Я думала вырвусь из этой нищеты, в деревню я уже никогда не вернусь - что здесь делать? А в городе что меня ждёт? Жизнь в общежитии?
- От завода же квартиры строят, когда-нибудь бы дали.
-Так  то «когда-нибудь», а мне сейчас надо.  Сколько нас таких из деревень выехало, все захотели городской жизни, в городе же легче и веселее.
-И здесь потихоньку всё лучше становится.
-Не понимаю я тебя Катька, уехать из города и радоваться своей жизни, смешная ты какая-то. Или уж так Петьку полюбила, что на край света за ним?
-Может и полюбила…. Дети же.
-Ну а у меня любви и не было. Потом уж я поняла, что он себе служанку искал. Представляешь, у него всегда гости, нужные очень, по работе. А я должна  бегать на стол накрывать, посуду мыть, прибираться. Опять же он партийный работник, гулять ему не положено, быстро партийный билет отберут, а тут законная жена всегда под боком. Если я не успевала что-то сделать по дому, он знаешь как говорил?
-Как?
 Нина встала в позу, ногу левую вперёд, голову кверху, руки за спину  и на распев произнесла:
-Семья, это идеологическая ячейка общества и все должны осуществлять в ней возложенные на него функции. Если вы, Нина Петровна, не справляетесь со своими обязанностями,  к вам необходимо принимать соответствующие меры.
-Он так шутил?- засмеялась Катерина.
-В том то и дело, что не шутил. Я сначала тоже думала, что шутит, так же как ты засмеялась, так он мне такой смех устроил!  Вобщем,  он заставил меня с завода уволиться и только ему прислужничать.
-А ты?
-А я ему фигу показала и ушла.
-А он?
-А что он? Я же ему всю биографию испортила. Как он сейчас на повышение пойдёт, если с женой разошёлся? Убежала от него в общежитие,  два месяца пряталась, не хотела даже разговаривать с ним. Потом он меня всё-таки догнал, мы с Людкой Чеклинцевой  ходили  в кино, случайно с ним столкнулись на тротуаре уже на подходе к кинотеатру, ну  он  и рванул ко мне. Куда его партийная выправка делась! Поговорили, просил и умолял никуда на работу к нему не сообщать, что не живём, на развод не подавать, сказал,  что поможет мне во всём, что только пожелаю, лишь бы на развод не подавала.
-Интересно получается. А если ты кого встретишь хорошего, замуж позовёт? Всё будешь под фамилией этого  типа жить?
-Сказал, как только что-то  в его планах на будущее изменится, он сам на развод подаст.
-Ну ладно, разбирайтесь сами. А почему он тебя Нина Петровна зовёт? Тоже по партийному, официально?
-Ты представляешь, он с такой гордостью говорил своим гостям:   «Знакомьтесь,  моя супруга Нина Петровна!».  Все начинали подавать руку мне, а он добавлял: «У меня Нина Петровна, да у Хрущёва».
 Подруги захохотали.
-Ой Нина, если бы ты встретилась с ним два года назад, когда Никита Сергеевич был Генеральным секретарём,  твой Аркаша тебя бы на руках носил, а теперь смотри-ка, без боя отпустил, - хохотала Катерина.
       Нина рассказывала про девчонок, как кто живёт, кто замуж вышел, кто  ребёнка родил. А взгляд её нет - нет да остановится в одной точке и было видно что её что-то тревожит, о чём-то  она думает.
        Только перед тем как ехать в Красногорск, забежав попрощаться, вызвала Катерину на улицу, чтобы Пётр не слышал их разговора и тихо спросила:
-Катя, скажи, Люська в  детском доме  в Красногорске взяли своего Аркашу?
- Я не знаю, наверное в Красногорске. А что ты так заинтересовалась?
-Как будто не знаешь?  Мой ведь это ребёнок, - всхлипнула Нина.
-Во первых, ещё не доказано, что твой, мало ли похожих людей, а дети тем более часто похожи.
- Да нет, чует моё сердце - мой ребёнок! Не может быть столько совпадений - и похож, и дата рождения. Зачем ты мне про дату рождения сказала? Ты ведь специально сказала, чтобы намекнуть мне и расстроить меня, - плакала Нина.
-А во-вторых, если и твой, какой он теперь твой? Раньше надо было думать, когда оставляла ребёнка. А сказала я тебе потому, что слишком ты, девочка, зазналась, когда за богатого замуж вышла. Родного брата на порог не пустила.
- Катя, ну куда бы я с ребёнком на руках, сама подумай. Мне самой-то  только-только восемнадцать  исполнилось, доучиваться надо было. Домой ехать я тоже не могла, заели бы меня здесь.
-Слушай, у тебя мать троих без мужа родила и ничего, не заели, а ты испугалась.
-Да раньше они всё на войну списывали, а сейчас нас обсуждают.
-Ну ладно,  успокойся,  что было, то прошло. Никто не знает ничего про тебя и про Аркашу.
-Правда? Ты даже Петьке и маме своей не сказала?
-А зачем? Живи спокойно, и Аркаша пусть живёт спокойно. Только вот никогда не забывай, жизнь - то круглая, чтобы у тебя не получилось в жизни, как у меня.
-А что у тебя?
-Да ничего, всё нормально.
-Катюша, а  я ведь не сказала Виктору где ты, он меня спрашивал. Представляешь,  два года назад приезжал, в общежитие ко мне приходил. Остался в Армии служить, пришёл в форме, такой красавец, всё о тебе расспрашивал, а у тебя тогда уже Серёжка родился, зачем тебе Виктор?
-Ну и молодец, всё правильно сделала.
-Мы же договорились, ты обо мне молчишь, а я Виктору о тебе не говорю.
Подруги расцеловались и стали прощаться. Вышел Пётр, чтобы  отвезти сестру на вокзал.
                ***
     Утром, Катерина ещё не успела уйти на работу,  в окно кто-то постучал.
-Кто там? - отодвинула шторку Катерина. На улицу её вызывал Юрий Алексеевич, муж тётки Марьи. Катерина выскочила узнать в чём дело.
-Иди к свекровке,  там что-то с ней плохо, - сказал он.
Катерина разбудила Петра и они вместе побежали к матери, чтобы потом Катерина ушла на ферму, а Пётр остался помочь.
На крыльце их встречал Михаил Степанович,  весь помятый, с глубокого похмелья.
-Что случилось у вас? -спросила Катерина.
-Да вот,  что-то заболела…
-Лидию Ивановну вызывали?
-Да нет.  Ночью-то как?
-Как- как, Лидия Ивановна у нас лучше «скорой помощи» - и ночью и днём всегда готова, бегите за ней, - распорядилась Катерина.
     Лидия Ивановна осмотрела, и безнадёжно махнула рукой:
-Ну вот, доигралась! Сколько раз говорила ей, с давлением пить нельзя, нет, смотрю - опять пьяненькая бежит. А сама после каждой пьянки на больничном да на уколах. Михаил Степанович, почему раньше не позвал? Тот  молча пожал плечами.
- Я не знаю, везти её сейчас в больницу или нет. Вообще-то такие больные не транспортабельны, но кто у вас будет за ней ходить? Уколы я конечно буду ставить, но ухаживать за ней придётся Михаилу Степановичу.
-А что с ней?- испуганно спросил сожитель.
-По всем приметам, инсульт. Шансы неважные, но попытаемся отстоять. Клава-то знает?
-Нет ещё. Мне вон Юрий Алексеевич сказал, прибежал под окошко.
-Ну, а я ему, - поддакнул Михаил Степанович.
      Пётр всё это время безучастно сидел на стуле, сняв шапку, как будто перед покойником. В его взгляде было такое, как будто он был убит горем. Мать лежала и смотрела на него безучастным взглядом, пыталась что-то сказать, но не получилось и она замолчала.
-Давай не тужи, - подтолкнула его Лидия Ивановна, - выходим. Сейчас вот вливание сделаю, поспит. Главное пока не поднимайте её, полный покой. И конечно же уход и уход.
                ***
        Клавдия увела корову себе в конюшню, чтобы  не бегать доить с конца в конец. Решили, что  Клава будет  мыть  мать раз в неделю, Катерина -  ежедневно убирать за ней и кормить, Лидия Ивановна -  ставить  три раза в день уколы,  а Михаил Степанович - варить  для себя пищу и  кормить свинью, овец и кур.
       Но «работу» Михаила Степановича Катерина взвалила на себя. Раз пришла - он пьяный спит, второй раз пришла - его дома нет. Третий раз пришла - они с Петром пьют сидят.
 -Вы что творите? Мать болеет, а вы пьёте? Петя, ты-то хоть поимей советь. А что если она залежится? Ей ведь сейчас ещё массаж надо будет делать, я же не могу  всё одна. Михаил Степанович, вы хоть скотине-то можете вынести?
-А что я здесь, хозяин что ли, мать помрёт, меня всё равно выгоните, я не собираюсь управляться и ходить за ней.
Ну точно, сестра Марья уже успела  ему напеть, её слова. У Михаила Степановича ума бы не хватило так сказать.
-А с чего вы взяли, что она помрёт? Лидия Ивановна сказала, что  больная отойдёт через две недели, ну с палочкой будет ходить, так  ведь живая, живите на здоровье вдвоём, поддерживайте друг друга. Кому нужно ваше богатство? Скотина у нас, например, уже своя нажита, слава богу. Когда мы отделились  нам ничего не дали,  а теперь нам ничего не надо.

         И действительно, три года прошло, как Катерина с Петром отделились. Скотину потихоньку нажили. В дом тоже кое-что приобрели: новую современную кровать  с никелированными спинками и с сеткой, комод, стол, в горницу купили тахту. Летом Катерина купила   платяной шкаф. Деньги, вырученные за продажу поросят издержала на шкаф. А  когда  приехали из Красного Яра, от  Светланки отступа не было, купите и купите телевизор, как у тёти Люси. Подумала  Катерина - если  уж в своё время  не получилось купить радиолу, теперь  лучше телевизор купить. Бог с ней, с радиолой и с пластинками - не часто у них праздники. А тут для детей и для себя каждый день фильмы да концерты.  Осенью  сдала бычка годовалого, съездила в Новореченский и в магазине «Культспорттовары» заказала телевизор. Дома был большой скандал, Петру телевизор не нужен был.
-У  Клавки  же есть радиола, можно в праздники брать у неё. Пластинок купи и крути их, танцуй если уж тебе надо.
-Да при чём здесь Клава? Что у вас за мода друг от друга таскать вещи? У Клавы своя семья, как ещё Андрей на это посмотрит?

       За телевизором Пётр не поехал. Катерине пришлось брать  на ферме  Серко с  санями- накладушкой  и ехать самой.
      Раньше не приходилось ей править лошадью, если надо было что-то привезти, просила скотника. Вера Павловна разрешила   Катерине лошадь с условием -  привезти с совхозного склада коробку яиц для детского сада и школы, а вот скотника не дала, у него своя работа. Дед  Пахом объяснил Катерине как надо править:
-Потянул правую вожжу - Серко направо повернул.  Потянула левую - налево. Остановить надо - обе вожжи  потяни на себя. Надо иногда и подстегнуть этого лентяя, чтобы быстрее ехал.  Вот вица, стегни, или вожжёй вот так его по холке.
     Показал как надо стегнуть, а  Серко только и ждал этого приказа, рванул, Катерина не удержалась, завалилась в солому.
 «Ой, как страшно!»
 Кое - как поднялась и присела на корточки, Серко гнал, дорогу он знал и без Катерины.  «Только бы машина мне не встретилась! Только бы человек мне не встретился!»- молилась Катерина.
        Мерин немного пошёл тише, Катерина успокоилась и стала  учиться  «рулить»: потянула правой вожжой - Серко в право повернул, потянула левой - влево. Она решила остановить Серко, потянула на себя обе вожжи, Серко встал и оглянулся на Катерину. В его большущих блестящих глазах был вопрос:  « Что случилось? Зачем остановила?»
-Ох Серко, милый ты мой, я так тебя боялась, а ты умнее меня. Ну поехали, теперь я никаких машин не боюсь, пусть хоть Петя мчится навстречу на своём тракторе.
    Телевизор привезла, красивый, белый, «Снежок» называется, восторгу ребят не было границ. Сбегались со всей деревни, чтобы посмотреть мультики.
-Смотри-ка, и в клуб ходить не надо, - удивлялся Пётр.
       Всем понравился, а вот Клаве не понравился. Она пришла за Димой, который долго засиделся у  них,  с порога заругалась на сына и увела, а телевизор словно и не заметила.
       Катерина расстроилась и поделилась с Машей, которая тоже частенько забегала на голубой огонёк, Маша сказала:
-Ты ещё плохо знаешь свою золовку. Она ничуть не лучше тётки Марьи - пока ты плохо живёшь, она  на твоей стороне. Петю ругает,  тебя хвалит, но это только пока тебе плохо. Боже упаси если ты будешь жить лучше её!  Сейчас она с тобой разговаривать не будет, пока сама телевизор не купит.
-Ты что, она всегда на моей стороне.
-Это сейчас, когда  поняла, что вы с Петром неважно живёте, что он пьёт, вы скандалите. А сначала она боялась, что ты его в город увезёшь и там хорошо заживёте, а она так и останется в деревне. Она конечно любит своего брата и даже заступается за него на работе, я не раз слыхала на разнарядке,  хочет, чтобы он хорошо жил, но только не лучше её, вот позамечай.
        А что там замечать! Катерина уже давно заметила:  если что-то купит себе, Клаве такое же надо. Как-то ходила в Новореченский, купила себе ситец на платье, вечером стала шить. Зашла Клавдия, виду не показала, что ткань ей понравилась, назавтра сбегала в райцентр  и купила себе такую же, принесла Катерине шить.   А ещё Клавдия любит выдавать  Катеринину работу за свою. Катерине было смешно, когда Маша рассказала,  как  в магазине Клавдия на вопрос кто сшил ей юбку, сказала, что сама.  Хотя Маша до этого была у Катерины в гостях и видела как  та шила Клавдии эту юбку.

        Через месяц после того как купили телевизор Воронины, Клавдия с Андреем  тоже купили. Димка радостный прибежал к Светланке и сообщил новость.
      После этого к ним как-то зашла Клавдия, взор её упал на телевизор, как будто в первый раз его увидела, как будто не приходила за Димкой, чтобы оторвать его от мультиков.
-Тоже купили?  Ну у нас почти такой же, я хотела «Рекорд», но мне «Снежок» привезли, - заговорила Клавдия, рассматривая телевизор.

     Сейчас вспомнилось Катерине всё это. Катерина задумалась,  не замечая ничего вокруг, а Пётр уже стоял у дверей и ждал её.
Первый раз за все годы Пётр встал и ушёл с Катериной от недопитой им с Михаилом Степановичем бутылки.
               

                ***
       Через две недели свекровь не отошла.  Она начала немного мычать, показывать пальцем на  то,  что ей надо, когда  хотела в туалет…. Это были большие сдвиги, но вставать не вставала.
     Лидия Ивановна уверяла, что есть у таких больных ещё срок десять дней для выздоровления, должно быть легче, должна отойти. Через десять дней  у Зои Петровны стала немного понятна речь. Она со слезами смотрела на сноху, когда та стелила ей сухую простынь или кормила с ложечки.
      Клавдия пришла к  ним поздно вечером. Не знала с чего начать разговор:
-Да начинай, что крутишься вокруг да около, - прикрикнул на неё брат, - чё пришла то? Не частая гостья.
-Понимаете? Надо что-то с мамой решать. Я бы её к себе забрала, так у меня Андрей против, вы же видите, что они не очень в хороших отношениях. Он к маме в дом  жить не пойдёт и к себе её забрать я не могу без его согласия.  Мы ведь в доме его бабушки живём, а бабушка с его родителями. Замкнутый круг.
-А что ты от нас хочешь? –спросил Пётр.
-Может вы перейдете к ней? Дом большой, сами бы в горнице спали, а мама с детьми в спальне. Ей ведь уже полегче. Где  присмотрит за ними. Всё таки взрослый человек в доме.
- Не знаю, подумаем, - сказал Пётр.
-Так мы на очереди на квартиру первые стоим, к осени сдадут два двухквартирника.  Нам дадут или нет, если мы с матерью будем жить?
-Да я поговорю с Нестеровым. Хотя зачем вам квартира, если вы в доме будете жить?
-Я не смогу жить в одном доме с Михаилом Степановичем.
-Так я и не собираюсь его там держать, завтра же выгоню. Какой толк от него, если он каждый день пьяный? За мамой ведь уход нужен.
 Клавдия ушла, а Катерина долго ещё думала: «Что делать?»
       Пётр конечно был согласен, по нему было видно, но Катерина поняла, что в этом случае  её слово решающее.
«Ну а если бы  с моей мамой такое случилось? Куда бы я её, не в дом же инвалидов. Сейчас я не соглашусь ухаживать за его мамой, а с моей  что случится, он не примет её к себе и моя мама останется одна, парализованная там, в Чёрном Яре?»
Она представила это себе и чуть не расплакалась. Катерина растолкала спящего Петра и сказала:
-Петя, я согласна, переедем к матери.
Он облегчённо вздохнул и прижав жену к себе, снова заснул.
        А Катерине не до сна, в голове мысли одна другую сменяли: правильно ли поступила, что согласилась перейти жить к свекрови в дом? Но сейчас  свекровь больная, Михаил Степанович с ними не будет жить, может Петя пить перестанет? Конечно перестанет, он же понимает, что его помощь необходима,    я не смогу одна с детьми, с больной свекровью и со скотиной.
Фото автора.
Обложка книга "Долюшка женская" Издана ООО "Сампринт" г.Москва, 2015 год,20 экземпляров.
      


Рецензии