О сознании и самосознании

Для простоты представим сознание человека в виде 4 функциональных блоков, которые и рассмотрим подробно.

Целеполагание

Целеполагание реализуется в виде желаний чего либо и нежеланий чего то другого.

Ещё простейшие научились избегать неблагоприятной среды и стремиться к благоприятной. Идеалист социалистического толка устраивающий революционную смену общественной формации точно также стремится к более благоприятной (для себя) среде. Поведение социалиста хоть и имеет несколько другую природу, но функционально относится к этому же блоку.

Блок целеполагания животного выполняет задачи сохранения индивида и продолжения рода. Для этого в блоке целеполагания существуют функции поощрения (удовольствия) и наказания (недовольства).

С развитием живых существ блок целеполагания может генерировать и оценивать всё более сложные цели. Пирамида Маслоу относительно потребностей человека полностью включается в этот блок.

Причём, всё целеполагание, за исключением вершины пирамиды Маслоу (самоактуализация) направлено во внешний мир, а не на самого субъекта. Самоактуализация доступна только субъектам с самосознанием (об этом ниже).

Рацио

Рацио это в общем виде модуль управления поведением субъекта, предназначенный для достижения поставленной цели.

На самом простом уровне тут находятся инстинктивные программы реакции на внешние раздражители. Блок рацио оперирует в контексте причинно-следственных связей и потому ему присуща логика, даже если она не рефлексируется субъектом.

Для полноценного функционирования стереотипных программ поведения в блоке рацио есть простые абстракции. Например, животное по ряду признаков может определить объект в одну из абстрактных категорий (еда, самка, опасность) и после этого включить одну из заданных программ поведения.

Помимо безусловных рефлексов и врождённых стереотипов поведения в блоке рацио могут быть условные рефлексы и приобретённые модели поведения. Для этого требуется развитый блок памяти. Также известно, что для закрепления условного рефлекса во время дрессировки животного требуется поощрение и наказание, что моделирует естественную работу блока целеполагания. Таким образом животному (и человеку в общем тоже) можно привить внешнее целеполагание.

Более развитой блок рацио может продуцировать изготовление и использование орудий труда, а также решение задач включающих в себя интенсивную работу с абстракциями (математику).

Что характерно, модели поведения включающие в себя обман (и самообман) могут генерироваться только субъектом имеющим развитый блок самосознания (об этом ниже).

Память

Блок памяти главным образом предназначен для хранения результатов обучения блока рацио. Сигналы из внешней среды обрабатываются рацио, структурируются, снабжаются взаимосвязями и складываются в память для последующего использования.

В процессе развития живых существ блок памяти совершенствовался. В настоящее время человек интенсивно использует внешнюю память для усиления работы своего блока рацио (книги, гугл и прочее). Причём, для этого требуется развитый блок рацио, способный сгенерировать язык, как систему символов для описания абстракций (заметим, что сами абстракции существуют даже в относительно примитивном блоке рацио). 

Сознание

Первые три блока, целеполагание, рацио и память, составляют сознание животного. Они вместе позволяют создать довольно сложную модель окружающего мира, опираясь на которую животное может выказывать весьма сложные модели поведения, в том числе и социального поведения. Мы даже не видим объективных причин запрещающих возникновение в животном сознании языка. Естественно такой язык был бы полностью лишён целого ряда понятий обозначающих сложные абстракции (такие как зло, добро, справедливость и т.д).

Что примечательно, сознание животного не способно воспринять вопросы морально-этического характера. Само сознание такого субъекта трансцендентально для самого себя и потому субъект не может осознанно влиять на своё целеполагание, свой рацио, и следовательно на своё поведение.

Таким образом, взаимодействие человека и домашних животных обязательно включает в себя либо генетическое воздействие (выведение пород с необходимыми врождёнными качествами), либо воспитательное воздействие (дрессировка), либо оба этих фактора в совокупности.

Самосознание

Самосознание является инструментом для рефлексии (отражения) собственного сознания с целью исследования его как внешнего (по отношению к мыслящему) объекта.

Самосознание позволяет сформировать модель окружающего мира, внутри которого будет модель самого себя, внутри которой будет модель окружающего мира, и так далее до дурной бесконечности. В быту человек редко пользуется более чем первым уровнем вложенности, но важно отметить, что число этих уровней вообще бесконечно.

Любое поведение включающее в себя элемент обмана может продуцироваться только субъектом имеющим самосознание. Так как обман базируется на понимании оценки себя другим субъектом и осознанного изменения собственного поведения с целью внесения ошибки в оценку оппонентом себя (тут нужно понимать, что мимикрия животного обманом не является).

С помощью самосознания субъект может изучать и воздействовать на составные части своего сознания. Всем известно, что для вынужденного запоминания (например учение стихов в школе) требуется определённое усилие. Ещё большее усилие требуется для тренировки и развития своего блока рацио (мало кто из вида homo sapiens может, например, без ошибок считать дифуры в уме). Также значительное усилие требуется для перестройки своего блока целеполагания. Этому, в основном, уделяют внимание разнообразные религиозные и психологические практики.

Дети «маугли», которые в момент развития и взросления были лишены человеческого общества, попав затем в человеческую среду выказывают значительные трудности в обретении самосознания. У них зачастую есть серьёзные проблемы и в морально-этическом плане, и вообще в осознанном контроле и изменении своего поведения.

Таким образом, можно считать, что для возникновения самосознания необходимы не только физиологические условия (объём головного мозга и т.д), но и особое воспитание. Можно предположить, что противоречия в работе «животного» уровня сознания человека и его социальных условий существования стали поводом к возникновению некоего супервизора, способного влиять на работу «животного» сознания.

В процессе развития живых существ можно проследить (относительно) плавное совершенствование блоков целеполагания, рацио и памяти. Что касается же самосознания, нам представляется, что это изменение произошло в разуме человека скачком. Поскольку любой, сколь угодно малый блок «супервизора» включает процесс корректировки сознания и последовательного усиления этого «супервизора». При этом невозможно себе представить переходных состояний между «нет супервизора» и «есть супервизор».

Причём, тезис «бытие определяет сознание» на 100% верен в отношении животного уровня сознания. Даже животное поведение изменяющее окружающую среду обусловлено уже существующими в субъекте моделями поведения, то есть бытием этого существа.

Тезис «сознание определяет бытие» может быть верен только относительно существ обладающих самосознанием. Поскольку в этом случае может иметь место осознанная корректировка программ поведения существа (изменение его личного бытия), и как следствие, изменение окружающей среды (в том числе социальной), как изменение коллективного бытия.

Выводы

Функцией «маленькой бесконечности» в самосознании человека является создание Нового, что не вытекает явно из предыдущего опыта человека и его инстинктивных программ. Таким образом, творческий процесс является по настоящему творческим, если в него включена работа самосознания. Псевдо-творчество (ремесло) не создаёт Нового и полностью определено бытием субъекта.

Работа совести есть ни что иное, как оценка самосознанием действий сознания. Очевидно, что подавляя совесть, субъект вместе с этим подавляет и свою творческую способность.

Не всегда работающее самосознание способно значительно изменить работу сознания. Противоречия в сознании и самосознании воспринимаются субъектом как глубокий внутренний конфликт.

Третья сигнальная система (изобретённая Анчаровым в романе «Как птица Гаруда») является языком «маленькой бесконечности». Творческое вдохновение (продуцируемое «маленькой бесконечностью») реализуется в продукте творчества. При взаимодействии продукта творчества с другим самосознанием в последнем возникает отклик первоначального вдохновения, тем самым может индуцироваться производный творческий продукт. Следует заметить, что «производный» в данном случае не синоним «плохого». Так как в последующем продукте может присутствовать Новое, как результат работы второго самосознания. Производный творческий продукт может вернуться к первому самосознанию или спровоцировать вдохновение у некоего третьего субъекта, это не важно. Важно, что таким образом и происходит «общение» в третьей сигнальной системе.

Классификация типажей литературных персонажей

Выделим основные (рафинированные) типажи героев относительно роли их самосознания в работе сознания.

1) Разумные животные

Первая категория включает персонажей, у которых не развита или подавлена функция самосознания. Сюда можно включить разбойников, которые не вписались в общество потому что не могут контролировать своё животное сознание. Также тут оказываются старшие научные сотрудники, которые подавили своё творческое начало и «просто живут как все». Тут присутствуют высокоэмоциональные персонажи не склонные к самоанализу, они просто «принимают себя такими, какие они есть».

Для всех этих персонажей характерно отсутствие (или подавление) внутреннего конфликта. Страдающие художники (о них ниже) иногда завидуют Разумным животным, потому что так им проще жить.

Разумные животные могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей. При этом они не могут быть чисто положительными или чисто отрицательными. Например, положительное Разумное животное может под влиянием обстоятельств совершить плохой поступок. Равно как и отрицательное Разумное животное может совершить хороший поступок под влиянием особых эмоций.

При этом Разумные животные часто становятся жертвами обмана и манипуляций, так как неразвитое самосознание слабо способно выявлять обман и противодействовать ему.

В литературных произведениях персонажи близкие к Разумным животным обычно составляют массовку или играют вторые роли. В качестве главного героя такой типаж обычно не интересен. Но может использоваться в приключенческой литературе, где главную нагрузку несут не герои а сюжет и антураж.

2) Страдающие художники

Для этих персонажей характерен глубокий конфликт между жизнью персонажа (его сознанием) и его идеальной картиной мира (его самосознанием). У этих персонажей часто происходят смены направления - периоды подавления самосознания (запои) сменяются периодами активизации самосознания (бурное творчество). В особо запущенных случаях эти два периода могут частично или полностью накладываться во времени.

Страдающие художники - нестабильное состояние. Внутренний конфликт может привести к смерти персонажа, к переходу в состояние Разумного животного, очень редко происходит переход в состояние Злого гения или Святого (о них ниже).

Страдающий художник обычно очень часто используется в произведениях тяготеющих к описанию психологических переживаний. Следить за развитием внутреннего конфликта Страдающего художника обычно интересно, даже если этот конфликт не переводит его в другую стадию.

Типичные примеры: Шерлок Холмс, доктор Хаус (герой телесериала), ослик Иа из м/ф «Винни-Пух и все все все» и другие.

3) Злой гений

Для этого персонажа характерно развитое самосознание полностью подчинённое работе сознания. Злые гении знают, что большинство окружающих их людей являются Разумными животными и потому легко и с удовольствием манипулируют ими.

Внутреннего конфликта у Злого гения нет. Его эгоцентричность абсолютна, он может ради прихоти убивать людей, но может проявлять неожиданное благородство (когда это не противоречит его личным целям).

Представителями Злых гениев являются Мефистофель, профессор Джеймс Мориарти (из цикла К. Дойля), Джокер (из комикса про Бетмена), Ганнибал Лектер  и некоторые другие крайние отрицательные персонажи. (что характерно, Шерлок Холмс является Страдающим художником, что явно видно из пристрастия к морфию, то есть является более низшим существом, по критерию самого Злого гения). Равными себе Злые гении считают только таких же злодеев и Святых (о них ниже).

4) Святой

У Святого самосознание хорошо развито и полностью контролирует сознание персонажа. У Святого нет внутреннего конфликта и всё его существо подчинено его творческой идее. Отношение Святого к Разумным животным и Страдающим художникам варьируется от снисходительного до сострадательного. Нередко Святые могут помогать Страдающим художникам преодолевать их кризисы.

Что характерно, только Святые и Злые гении могут похвастаться тем, что над ними не властны обстоятельства. Тогда как Страдающим художникам обстоятельства сильно мешают, а для Разумных животных они вообще являются непреодолимой преградой. Власть Злого гения над обстоятельствами можно условно назвать «злой рок», а власть Святого - «провидение».

В эпосе представителями Святых являются персонажи победившие свою человеческую природу: Будда, Лао Цзы. В литературе представителями Святых являются Сода-Солнце, Гришка Панфилов и некоторые другие персонажи Анчарова. В мультфильмах типичным представителем является мастер Уг Вей (м/ф «Кунг-фу панда»). Переходным этапом от Страдающего художника к Святому выглядит Крутой Уокер.

Трансформации персонажей

Проследим основные траектории переходов персонажей между состояниями.

Разумное животное обычно трансформируется в Страдающего художника. Толчком может послужить глубокая психологическая травма или просто особенность характера. Также обычным делом является колебательное движение между СХ и РЖ, которое переодически выводит персонажа из состояния умиротворения и погружает в депрессию, фрустрацию или творческие прорывы.

Прямой переход из состояния Разумного животного в Злого гения представляется невозможным. Прямой переход в Святого скорее возможен, но крайне маловероятен.

Страдающий художник является узловым переходным состоянием между остальными тремя. Преодолев свой внутренний конфликт в положительном смысле СХ превращается в Святого. Проиграв свою внутреннюю борьбу СХ либо дрейфует в сторону РЖ, либо, что значительно реже, смещается в сторону Злого гения. СХ в процессе развития может совершать множество колебательных движений, особенно под влиянием других персонажей (каждый другой типаж тянет СХ на свою сторону).

Злой гений не может совершить переход ни в какую другую форму. Зато он может ловко имитировать раскаяние или давить на жалость в случае серьёзной физической угрозы. Таким образом ему обычно удаётся обмануть всех, кроме Святого. Авторы нередко осознают значительное превосходство и власть ЗГ над положительными персонажами типов РЖ и СХ, и потому в итоге «устраняют» ЗГ с помощью разнообразных непредвиденных обстоятельств или несчастных случаев.

Святой, также как и ЗГ, является терминальной стадией и дальнейших переходов не предполагает. В отличие от ЗГ, Святой никогда не скрывает своего типажа, и вообще не склонен обманывать других персонажей. Также Святой всегда чётко определяет типажи других действующих лиц и не поддаётся на попытки обмана или манипуляции. Нередко Святой может помогать СХ выйти из состояния внутреннего конфликта и направить его в направлении Святого. Но обычно Святой не пытается вывести РЖ в состояние СХ, так как понимает, что этим причинит им боль.


Рецензии
Как вовремя мне попался этот текст😊
Случайности не случайны)))

Ира Григорьева   11.11.2018 22:24     Заявить о нарушении