День конституции в Узбекистане
Но сегодня совершенно ясно, что она страдает рядом недостатков и давно уже не отвечает требованиям времени.
Страна ждёт от нового президента серьёзных перемен к лучшему, однако это невозможно пока Конституция не будет пересмотрена, по крайне мере, ряд ее статей.
Давайте снова заглянем в неё. Названия первых разделов и глав Основного закона вселяют много оптимизма и иллюзий:
Раздел первый «Основные принципы»
Глава 2 «Народовластие»
Глава 3 «Верховенство Конституции и закона»
Раздел второй «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»
Глава 7 «Личные права и свободы»
Глава 8 «Политические права»
Глава 9 «Экономические и социальные права»
Глава 10 «Гарантии прав и свобод человека»
Вот именно об этом, собственно, и речь: где гарантии прав и свобод человека? То, что в действительности их нет, жизнь уже доказала. Но разговор в данном случае идёт о Конституции. Если вчитаться в неё, выясняется, что единственную гарантию, которую она может предоставить, – это несменяемость руководства страны.
Плакат на улице города Навои, 2008 год
Плакат на улице города Навои, 2008 год
Формально она вроде бы заявляет, что власть принадлежит народу. Смотрим:
Статья 7: «Народ является единственным источником государственной власти».
Статья 13: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».
Человек неискушенный должен бы радоваться. Но давайте заглянем в Раздел четвёртый, который и определяет, кому принадлежит реальная власть. Называется он «Административно-территориальное и государственное устройство».
Статья 93, пункты 8-20. В соответствии с ними президент Республики Узбекистан полностью формирует исполнительную и судебную ветви власти:
- назначает Кабинет Министров, в том числе главу МВД, а также председателя СНБ;
- назначает и освобождает по представлению премьер-министра от должности хокимов (глав администраций) областей и города Ташкента; он также вправе освободить своим решением от должности любого хокима.
- является Главнокомандующим армии;
- представляет Сенату Олий Мажлиса (высшей палате узбекского парламента) кандидатуру для избрания на должность председателя;
- представляет Сенату кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка;
- назначает и освобождает по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан от должности председателей и заместителей председателей судов областей и города Ташкента, председателя Военного суда Республики Узбекистан; утверждает в соответствии с законом членов Высшего судейского совета Республики Узбекистан;
- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;
- подписывает законы республики Узбекистан.
Таким образом, глава государства обладает огромной властью и при этом она, согласно нынешней Конституции, никем не контролируется.
Конституция декларирует, что «судебная власть в республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти». Но как же она может быть независимой, если и всех силовиков, и всех судей, и Генерального прокурора назначает президент? А ведь именно прокуратура контролирует работу судов. Вот и получается, что судебная власть полностью подчинена руководителю государства.
Более того, от президента зависит и наша защита в суде. Адвокаты для своей работы должны получать лицензии, а их выдает либо отбирает Министерство юстиции, главу которого косвенным образом, через формальную процедуру представления, опять-таки назначает президент.
Выходит, что в Узбекистане нет ни одной независимой инстанции, которая могла бы защитить граждан от произвола правящей верхушки и спецслужб!
Но если демократия – это власть народа, где это самое право на власть узбекский народ реализует? Где он имеет хотя бы голос? Согласно законодательству, депутаты Олий Мажлиса избираются народом, а выдвигают их якобы независимые партии, которых в Узбекистане насчитывается аж четыре штуки. Однако ни для кого не секрет, что поддерживаются они самим правительством, а значит никогда против него не пойдут. Хотя ни в одной стране невозможно полноценное развитие, если в парламенте нет оппозиции, представляющей интересы граждан.
Но создание независимых политических партий – лишь часть этого вопроса. Другая часть - насколько депутаты Олий Мажлиса способны противостоять исполнительной власти и отстаивать свое мнение для проведения реформ и принятия необходимых законов. Оказывается, наша Конституция «подзабыла» наделить депутатов кое-какими важными полномочиями:
1. Назначать и снимать Генерального прокурора Узбекистана, то есть сделать прокуратуру подотчётной парламенту, – ведь если законы принимает парламент, то органы прокуратуры, контролирующие исполнение этих законов, должны докладывать об их нарушениях именно парламенту.
2. Если прокуратурой будет доказано, что исполнительная власть и силовики грубо нарушают законы, то Олий Мажлис должен иметь право требовать отставки виновных, а в случае очень серьезных нарушений – и импичмента президента (и обладать правом снимать его с должности).
Однако ни в Конституции, ни где бы то ни было еще не предусмотрена возможность импичмента президенту. Какие бы преступления он ни совершил, снять с должности его в законном порядке нельзя. В этой связи можно вспомнить и о позорном законе «О гарантиях президенту», защищающем его от судебной ответственности, хотя согласно 18-й статье Конституции, все граждане «имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия …личного и общественного положения». Получается, что все равны, но некоторые равнее.
Плачевные последствия всего этого – бесконтрольность силовиков, прежде всего, представителей спецслужб. Еще в 1991 года Ислам Каримов в обход Верховного Совета республики издал указ об упразднении КГБ Узбекской ССР и образовании Службы национальной безопасности с прямым подчинением ее президенту Узбекистана, то есть лично себе. С тех пор власти имеют возможность репрессировать активную, свободомыслящую часть общества при малейшем намёке на то, что им что-то угрожает. Недавние аресты журналиста Бобомурода Абдуллаева и публициста Хана Насреддинова яркий тому пример.
Как видите, Конституция способствует всесилию исполнительной власти и силовых структур. А «абсолютная власть развращает абсолютно» - рождает чудовищную коррупцию и ведет к постоянному отставанию страны с попутным «вымыванием» мозгов и образованных людей вообще, и скатыванием к радикализму значительной части оставшегося населения.
Более того, Основной закон не только не ограничивает власть, но и не гарантирует прав граждан, поскольку ряд его статей, декларирующих какие-то важные принципы, снабжены приписками вроде «за исключением ограничений, установленных законом». Таким образом, любой закон или иной документ, прямо противоречащий Конституции, при желании может быть истолкован так, что это и есть тот самый «случай». В итоге значительная часть её положений «в виде исключения» заменяется законодательными актами низшего статуса, имеющими, однако, над ней полный приоритет.
В завершение, хочу обратить ваше внимание на закон о политических партиях - насколько он противоречит Конституции. Практически, этот закон создан так, что никто и никогда не сможет создать независимую политическую партию. Но сначала процитирую 34-ю статью Конституции: «Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях. Никто не может ущемлять права, свободы, и достоинства лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти».
А теперь сравним эти «благие намерения» с 6-й статьёй закона «О политических партиях»: «Для создания политических партий необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию».
Как вы считаете, реально ли это выполнить? Ответ очевиден: претворить в жизни намерения о создании независимых политических партий и независимой оппозиции в Узбекистане невозможно, хоть это и противоречит Конституции. И как все эти законодательные «узлы» будут влиять на общество в дальнейшем, спрогнозировать нетрудно.
Гульсара Вафаева
Свидетельство о публикации №217122001147