забег

   Кросс бежала вся школа. Забег был на 300 метров. В нашей восьмилетке учитель физкультуры был молодым, с незаконченным высшим образованием, ничем особо не примечательным человеком. Сам звёзд с неба не хватал, и от нас и не ждал, и не требовал ничего. Всё, что запомнилось о нём, так это его всегдашняя фраза- "Главное- не победа, а участие". Вот этот кросс и был- участием, отпиской, галочкой о выполнении. Наш класс- выпускной в школе, важняки...Бежали вразвалку, с достоинством, наши мальчишки, и девочки- девушки уже совсем, трусили кое-как, вызывающе вздёрнув головки с кудрявыми прядями вдоль лица. Но я то девушкой не была. Самая высокая из девчонок в классе, белобрысая, тощая- щенок угловатый. И так же щенячьи ещё радовалась всему, и бежала- как за брошенной палкой...До этого мы бегали стометровки, соперников там у меня не было- результата не помню, но физрук наш секундомер тряс недоверчиво, после забега коротко сказал "Молодец, Валя". Этого хватило, чтоб все стометровки я пробегала первой. Тактику в умишке своём выработала даже: с места в карьер, без всякого разбега. Вся стометровка и была- разбегом.
   Трехсотметровка далась не так легко. Как всегда, я рванула на полную катушку, далеко оставив позади всех, всю школу. Метров через сто и выдохлась, конечно- рассчитывать не умела, и не учил никто. Уже скоро сзади услышала топот, и сопение. Оглянулась- меня догонял Сашка, одноклассник и сосед- жили почти рядом. Невысокий, коренастый, он был вечным противником в моих играх, задирой. Как только что не по нему- руки в кулаки, из-под низко надвинутой на глаза фуражки нагло выкатит глаза, шипит- "Дать, да? Дать, да?" Перед ним пасовали, только не я. Дрались мы с ним часто, когда были помладше, с переменным успехом. Теперь обходили друг-друга стороной, неловко уже биться- выросли из детства, в юноши не пришли ещё. И вот этот Сашка меня догонял- вечный мой соперник. Сердце рвалось из груди, но я наддала ходу. Сашка тоже. Догнал меня, и толкнул в спину. Я упала. Вскочила, как пружина, но Сашкина спина уже была впереди. До финиша, за поворотом, было метров 30, болельщики там кричали, улюлюкали, Сашка бежал- кривые короткие ноги выписывали восьмёрки, пятки чуть не по спине ударяли. Нагнать я не успела- он пришёл на 2 секунды раньше. Учитель сухо сказал- "Молодец, Валя". А Сашке пожал руку, поздравляя. Я от обиды не видела никого, и ничего вокруг. Слёзы лились по грязному лицу, даже волосы мои белёсые были серыми- бегали ведь не на стадионе, а по дороге сельской, упала я в обычную дорожную пыль. Жаловаться мы были не приучены, про Сашкин поступок никто и не узнал. Только дома, когда принесла грамоту за второе место, мама подтрунила- "Что, победил тебя Сашка?" Я и сказала, что не победил бы, если бы не толкнул. Мама руками всплеснула, и заругалась- мол, нужно было учителю сказать, что нечестно выиграл он. Слёзы опять закипели в глазах, я упрямо затрясла головой- "Не буду я ничего говорить, в следующий раз не догонит ни за что, я ему докажу!"
   Кроссов у нас в тот год больше не было, а на следующий год я перешла в другую школу, десятилетку, в соседнем селе. Сашка пошёл учиться в ПТУ на тракториста. Потом мы повзрослели, пути-дорожки разошлись совсем, и так и остался его поступок неотомщенным. Я бы и не вспомнила о нём никогда- жизнь подсыпала проблем, и передряг, но сестра привезла семейный архив, после смерти родителей, отдала мне на хранение, и вот там, в архиве, нашлась эта грамота- за второе место. Через 42 года всплыло моё поражение. Сашка давно живёт с семьёй за границей, а вчера я его
 страничку нашла в интернете, написала записку- приглашала нынешним летом приехать в нашу деревню, и я приеду, трёхсотметровку надо бы по честному пробежать. Жду ответ.


Рецензии