Мои новогодние ёлки

И снова у нас канун нового, на этот раз 2017-го года. Новый год – любимый праздник каждого из нас. Это – и подведение итогов за прошедший год, и планирование на новый год, и надежда на то, что грядущий год будет лучше для каждого из нас, чем уходящий, и принесет нам много счастья.
За свою долгую жизнь много было у меня встреч с Новым годом. Одни из них совсем забыты, другие вспоминаются с трудом. Но есть и такие, которые запомнились на всю жизнь.
Сороковые годы прошлого столетия. Военное лихолетье. Прииск Золотая Гора. Хлеб и другие скудные продукты – только по хлебным и продуктовым карточкам. Было не до праздников. Но Новый год все встречали обязательно. Мы, школьники – в школе.
В то время в нашем посёлке была только начальная школа – четыре класса. Это был обыкновенный дом, возвышающийся на пригорке, и от других поселковых домов он отличался только тем, что был побольше остальных, да крыша была покрыта жестью выкрашенную в красный цвет. А внутри – длинный коридор и две классные комнаты. Перед празднованием Нового года из одной классной комнаты парты перетаскивали в другую, и в освободившемся классе устанавливали ёлку. И вот в последний день старого года мы, ученики, нарядные и счастливые, заполняли школьный коридор. Дверь в классную комнату была закрыта, а каждому из нас не терпелось увидеть нарядную ёлочку, поэтому некоторые смельчаки нет - нет, да и приоткрывали дверь, чтобы хоть одним глазком взглянуть на новогоднее чудо. А время, как назло, тянулось медленно.
Но вот, наконец - то, директор школы Мария Ивановна Соловьёва открывала дверь и запуска-ла нас в класс по одному. А иначе было нельзя – тогда бы мы всей оравой ринулись в класс. И вот она, красавица – ёлочка, стройная, высокая, до самого потолка, увешанная новогодними игрушками, предстала перед нами. Она была прекрасна – эта новогодняя ёлочка моего детства!
 И начиналось праздничное торжество. Прежде всего нас, ребятишек, приветствуют Дед Мороз и Снегурочка. В роли Деда Мороза традиционно выступала директор школы Мария Ивановна, а в роли Снегурочки - Старикова Дора: симпатичная девочка, которая училась классом старше меня. Затем все мы образуем хоровод, кружимся вокруг лесной красавице и поём: «В лесу родилась ёлочка»… и другие новогодние песенки. Нам аккомпанирует на баяне мой одноклассник и друг Коля Чупин. Но а после этого начинался новогодний карнавал. Меня до сих пор удивляет, с каким огромным желанием и с каким энтузиазмом готовились мы к конкурсу масок, ведь возможности у многих в то время были минимальные, а ребячьи маски получались отличные. Вот Вася Летягин бегает вокруг ёлочки в маскарадном костюме Волка, а Коля Полихов – Медведь. На этом фоне особенно всегда выделялся Славик Катицкий в костюме Мушкетера. Не отставали от ребят и девочки, наряженные в снежинок и белых лебедей. А здесь всегда выделялась Нина Полихова в роли Бабы Яги. Что она вытворяла! То Волка дернет за хвост, то Медведя схватит за нос. Я всегда выступал в костюме Зайца, который мне сшила мать.
Но кульминационным моментом новогоднего праздника было раздача подарков. Дед Мороз с огромным мешком за плечами, согнувшись в три погибели от тяжести груза, заходил в класс, открывал мешок, и под одобрительный и восторженный ребячий гул начинал раздавать нам подарки в матерчатых мешочках, которые нам шили наши родители и которые мы перед Новым годом приносили в школу. В мешочках были конфеты, несколько штук мармеладок, штуки три – четыре пряника и немного печенья. Ни о каких фруктах и шоколадках мы и не знали в то время.
Радостные и счастливые, как на крыльях, мы летели домой. Хотелось весь подарок съесть за один раз. Но мы старались это удовольствие продлить дня на три, на четыре - а то и на неделю, пряча мешочек с подарком от братьев с одного места в другое.
Вспоминается еще одна ёлка моего детства. Жили в то время на нашем прииске Самойловы, глава семейства которых работал начальником «Золотопродснаба». А надо сказать, что в то трудное время продавцы магазинов, заведующие продуктовыми базами, начальники продснабов жили припеваючи – у них всегда было что покушать. А в нашей школе учились Лиля и Борис Самойловы, которым ежегодно родители устанавливали дома ёлку. На эту домашнюю ёлку приглашали несколько одноклассников, в том числе и меня. На новогодней ёлке у моих друзей тоже всегда было очень интересно и весело. А домой от Самойловых я всегда приходил ещё с одним подарком.
С тех пор прошло много времени, но до сих пор я вижу перед глазами и нашу поселковую школу, возвышающуюся на пригорке, и школьный двор, и классные комнаты, и своих одноклассников, и домашнюю ёлку у Самойловых. Где вы сейчас, дети военного лихолетья, мои одноклассники? Как сложилась ваша судьба, ваша жизнь? Извините, что я так мало знаю о вас.
Но а из тех новогодних праздников, которые я встречал, будучи уже взрослым, вспоминаются те, которые проводились в горняцком посёлке Хинганске, где я работал главным врачом больницы. После того, как люди проводят старый год и встретят Новый в тесном семейном кругу или в компании друзей, все собирались в Доме культуры, в зрительном зале которого устанавливалась лесная красавица – и продолжали встречать Новый год здесь до самого утра. Играл духовой оркестр, шумел карнавал, потом начинались танцы. И всегда было очень празднично и весело.
Да, много Новогодних ёлок на моей памяти. Одни совсем забыты, другие вспоминаются смутно. Но ёлки моего детства хорошо помню до сих пор.


Рецензии
Ностальгия по тем дням,кажется, что все было не так ,как сейчас! Какие приятные воспоминания из детства!С наступающим Новым Годом,коллега!Всего Вам доброго!

Ольга Пензенская   28.12.2017 11:40     Заявить о нарушении