Сила воли

  Моя бабушка, Прасковья Петровна, взяла к себе жить меня в семилетнем возрасте.
До этого два года у неё проживала моя старшая сестренка.
  Бабушка очень любила меня.
 За три года, которые мы вместе с ней проходили жизненные   испытания,
выпавшие на её долю и моё становление из упрямой своенравной девочки,
в подростка верящей в справедливость и честность окружающих нас людей,
не прошли бесследно.

  Бабушка мне рассказывала о истории своей большой семьи,
своём детстве и юности,
замужестве и рождении семерых детей.

Старший Иван пропал без вести на Великой Отечественной,
от него остался внук Борис 1942 года рождения,
после службы в Армии он приехал к бабушки,
жил у неё, обзавёлся семьёй.

 Две девочки,бабушкины дочки, погибли.
Варя, в три годика умерла от оспы, а Нюрочку в пятилетнем возрасте забодала корова.
Остались мой папа, за ним дочь Вера, сын Илья и младший Володя.

 Дед наш замёрз в пургу, везя продразверстку в город,
не зная что у него должен родиться маленький.
  Бабушке пришлось одной поднимать семью.
   Научившись писать, я под бабушкину диктовку  от ее имени писала письма многочисленным родственникам, разбросанными по разным городам Советского Союза.
 В Тольятти проживал бабушкин брат Михаил с семьёй,
в Кустанае её сестра Евдокия,
в Донецке старший брат Владимир.
 Мои родители жили на Алтае,
сын Владимир служил три года в Советской Армии,где только не был.
Борис на флоте служил.
  Вера с мужем,Илья с женой и сыном жили в нашем городке,
каждую субботу все собирались у хлебосольной бабушки.

Пели песни,частушки,
ездили на праздник
"Русской березки"- троицу,
отмечали все советские праздники и Новый год.

  Паночка,
 так её называли родные в письмах и приезжая в гости, вязала варежки, носки,
сидя у окошка на своём любимом месте, готовила разные вкусные обеды,ужины, завтраки.
 Пекла выпечку,пироги,
доверяя мне участвовать в таком волшебстве и чародействии
как раскатывании теста,
подготовки начинки,
резки теста на ленточки
переплетая и соединяя их ,
опускать в кипящее масло,
вытаскивая шумовкой румяный хворост.
А лепка пельмений и мантов сопровождалась модными тогда песнями, льющимися из радио.

Походы за молоком,хлебом и продуктами были на моей совести,
благодаря доверию бабушки и её больным ногам. 

 Однажды,приехав в гости к бабушки с мужем и месячным сыном,
не предупредив её о нашем визите.
о чём я до сих пор сожалею и чувствую себя виноватой.
Она не любитель жаловаться на разного вида болячек
и любитель чистоты и порядка,
а в этот день она поставила кипятить бельё в двухведерном бачке, в то время все так делали,
чтобы бельё было без пятен и белизной сияло,
кроме хозяйственного мыла тертого на крупной тёрке, добавляли клей.
 Бабушка,
засмущавшись перед родной внучкой
и её мужем
за запах, исходящий от плиты с кипящим бельём,
подхватила за ручки бачок прихватками,
а кипящий мыльный раствор выплеснулся на её грудь шестого размера.
  Мы с мужем подхватили у неё этот бачок,
вызвали скорую,
сами терли сырую картошку и прикладывали на вздувшуюся белыми пузырями грудь.
 Слёзы текли из моих глаз,
чувствуя всю боль моей любимой бабушки,
а она даже стонать себе не позволила,
терпела молча, без слёз и охов,
даже когда ей врачи срезали обваренную кожу,накладывали мази и делали перевязки.
Я не отходила от неё, была все время рядом.
Оставаясь со мной вдвоём она продолжала молча переносить боль.
Терпение, выдержка и сила воли потрясли мою душу,
открыли глаза на человеческие возможности
и стойкость моей бабушки,
 пережившей столько в своей жизни. Раскулачивание родителей,
скитание по Алтайскому краю как изгнанных из родных мест за то,
что не хотели отдать в колхоз своих двух коров-кормилец большой семьи.
 
 Смерть мужа, дочек,война,потеря сына, пенсия в двенадцать рублей,потом двадцать восемь,в 1972 сорок рублей.
забота о детях и внуках, жизнь длиною в восемьдесят четыре года.
 
  Моею бабушкой горжусь за стойкость духа и силу воли,
причислив к большинству советского народа,
не жалуясь,на все невзгоды,
прожили они честно свою жизнь


Рецензии
Вот неграмотная была, только при получении пенсии роспись могла поставить в виде П.М+, так ее дети научили, а от нее ни одного плохого слова я не слышала ни о ком.
Бабушка моя родная!
Очень часто по тебе скучаю, помню ласковые твои руки, глаза с сияньем доброты и милую улыбку. Наказ дала мне ты однажды: - Дорогой лишь своей идти, что не по силам - соберись, взгляни как бы со стороны, ответы поищи в себе. Человек умом силен, знания-это опыт справляться с любыми ситуациями в поставленных жизнью задачах.

Ольга Степановна Мокрова 2   06.08.2019 17:21     Заявить о нарушении