7. Тмутаракань в Слове о полку Игореве

Прежде чем перейти к рассмотрению Тмутаракани в "Слове" приведём несколько цитат, относящихся к этому городу, из Википедии с замечаниями.
«Княжество было известно с древности по летописям и «Слову о полку Игореве», но поскольку местоположение его было неизвестно, многие считали княжество вымышленным эпосом пока в 1792 году не был обнаружен Тмутараканский камень на месте которого оказалась обнаружена археологами легендарная Тмутаракань.»
(Итак, Тмутараканский камень был обнаружен примерно тогда же, что и «Слово». Он указывал на древний город Тмутаракань, а «Слово», как будет показано ниже, не просто несколько раз упоминает Тмутаракань, а прямо таки указывает на него.)

На Тмутараканском камне выбито:
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».
«…Тмутараканский камень, на котором князь Глеб Святославич, прибывший княжить в Тмутараканское княжество, в 1068 году отметил результаты замера расстояния по льду через Керченский пролив между двумя важнейшими городами княжества, контролировавшими торговый путь через Керченский пролив — Тмутараканью (современная Тамань) и Корчевым (современная Керчь). Расстояние в 14000 маховых сажень соответствуют 24 км, что очень точно совпадает с расстоянием между центральными храмами Керчи (церковь Святого Иоанна Предтечи) и Тмутаракани (церковь Богородицы).»
(Итак, надпись свидетельсьвует о единоличном русском контроле над Керчинским проливом и очень точно указывает расстояние по прямой между двумя церквами. Церковь Богородицы в Тмутаракани была построена Мстиславом в честь победы над Редедей, что отмечено в «Слове».)
Что представлял из себя Тмутаракань?

«Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса в VI веке до н. э. С IV века до н. э. входил в состав Боспорского царства. В VI столетии город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название Тумен-Тархан, которое, возможно, происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего войсковое подразделение в десять тысяч человек.»
(Заметим, что слово «тьма» в имени «Тмутаракани» (современный разговорный вариант – «Тьмутаракань») также обозначает десять тысяч, которая записывалась как буква «а» в кружке. Таким образом, между русским названием города и древним есть преемственность. Учитывая это, а также звучание, представляется, сейчас лучше бы этот город называть именно Тьмутаракань.)

«Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именуется Самкерцем. В это время под воздействием набегов он превратился в крепость. Византийское влияние не оборвалось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. Население города было полиэтничным. Здесь селились греки, зихи, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и тенгрианством. Основная часть населения была занята в торговле.»
«После разгрома Хазарского каганата в 965 (или, по другим данным, в 968—969) 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (вторая половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией.»
(Знаком наследования Киевской Русью павшей Хазарии может служить почётный хазарский титул Каган (владыка Хазарии), которым именовались, например, Владимир I и Ярослав Мудрый, а также хазарская танга, ставшая личной печатью Владимира I (c незначительными вариациями и других князей этого рода). Ныне это герб Украины.)

А теперь отнесёмся к Тмутаракани просто как к имени, которое несколько раз встречается в "Слове".
Начнём с трёх «старых» князей, которым когда-то пел славу вещий Боян:
«помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіц;. Тогда пущашеть і; соколовь на стадо лебед;й, который дотечаше, та преди п;сь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зар;за Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.» (4)

Заметим, что эти три князя берутся из соображений зеркальности трём «молодым» князьям, прославляемым автором в финальной здравице: первый князь – старший, второй –  его брат-храбрец, третий – молодой и красивый. Это внешний «фольклорный» план, важный для общей бинарной конструкции текста: 3 «старых князя» в зачине соответствуют 3 «молодым» князьям в конце. Зеркальность «старых» и «новых» князей автором подчёркивается: «П;вше п;снь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ п;ти!» (215)

Посмотрим на «старых» князей более внимательно.
Старший князь – Ярослав Мудрый: при его правлении Русь была едина и сильна. То же можно сказать и  про его отца Владимира I, крестившего Русь, который называется в тексте «старым Владимиром». Причём первый раз он называется следом за другими «старыми князьями»: «Почнемъ же, братіе, пов;сть сію отъ стараго Владимера до нын;шняго Игоря…» (6) (Невероятно, но Игорь ставится в один ряд с самим Владимиром I!)
В 988 при разделе князем Владимиром городов между своими сыновьями Мстиславу досталась Тмутаракань. После смерти отца Мстислав стал воевать, и успешно, с Ярославом Мудрым, в результате чего Русь разделилась и Тмутаракань отделилась от Киева. В честь победы над Редедей Мстислав построил в Тмутаракани церковь Богородицы. Но Мстислав Тмутараканский остался бездетен и после его смерти (ум. 1036) власть над Тьмутараканью вернулась к Ярославу Мудрому (ум. 1054), а затем к Ярославичам. Среди прочих можно назвать и внука Ярослава Мудрого – Романа Святославича Красного, Тмутараканского князя с 1069 по 1079 год. После его смерти (он был убит половцами) Тмутараканским князем стал его младший брат Олег Святославич, дед наших героев Игоря и Всеволода. Он был последним русским князем в Тмутаракани, которая отошла к Византии.
Заметим, что, по крайней мере, два младшие из трёх воспеваемых Бояном «старых князей» были князьями Тмутараканскими. Чтобы читатель «Слова» не подумал, что это случайность, автор упоминает поединок Мстислава с Редедей – именно в честь этой победы Мстислав по обету приказал возвести в Тмутаракани церковь Богородицы, фундамент которой можно видеть и сейчас.
Так в самом начале «Слова» на карте как бы нажимается красная кнопка "ТМУТАРАКАНЬ, СТОЛИЦА ЛУКОМОРЬЯ".

Обобщая, можно сказать, что автор при выборе «старых» князей руководствовался следующими соображениями:

1. «Похожестью» «старых» князей на трёх «молодых» князей, прославляемых в «Слове».
Поэтому старых князей именно трое и они находятся между собой примерно в тех же отношениях, что и герои «Слова».

2. Отношением к Тмутаракани: двое последних из трёх «старых» князей были князьями Тьмутараканского княжества.
(«Старые» Владимира и Ярослав также имеют отношение к Тмутаракани через хазарский титул Каган – об этом речь ниже (см. «Олег каган»)).

3. «Старые» князья выбирались из числа тех, кому пел славу Боян.
(К трём воспеваемым Бояном «старым» князьям можно добавить Всеслава Полоцкого, который, кстати, также, если верить тексту, добивался Тмутаракани. Так получим примерные годы творчества Бояна. При условии, что он вообще существовал и притом славил князей при их жизни).

Отметим, что подчёркнутая автором в здравице зеркальность «старых» и «молодых» князей является магическим пожеланием «молодых» быть такими же как «старые» – вернуть себе дедов Тмутараканский удел, а Игорю… стать Великим князем (как Владимир I и Ярослав Мудрый).

Назовём фрагменты «Слова» с участием Тмутаракани:

1.
«дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаем;, Влъз;, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и теб;, тьмутораканьскый блъванъ.» (29)
В списке городов «земли незнаемой» качественно выделяется последний пункт. Выделяется он трояко: во-первых он идёт последним после союза «и», во-вторых к нему обращается див (кто бы он ни был) подчёркнуто адресно: «и тебе», в-третьих, у Тьмутаракани есть персонификация – болван (что бы это ни было)*.
Таким образом, жирную точку «ТМУТАРАКАНЬ» на карте видим и здесь.

* Одним из кандидатов на роль «тьмутораканьского блъвана» является так называемый «Тмутараканский камень», о котором говорилось выше. Учитывая его синхронность со "Словом" и то, что по сути этот камень был указателем погребённого города это весьма вероятно.
Тмутараканский камень хранится сейчас в Государственном Эрмитаже.

2.
Далее Тмутаракань называется в связи с её последним русским князем, Олегом Гориславичем:
«Ступаетъ въ златъ стремень въ град; Тьмуторокан;.
То же звонъ слыша давный великый Ярославь
сынъ Всеволожь, а Владиміръ по вся утра уши закладаше въ Чернигов;.» (59 – 61)
Здесь «великый Ярославь сынъ Всеволожь» – сын Ярослава Мудрого Киевский князь Всеволод Ярославич. «Владимир» – его сын Владимир Мономах, княживший тогда в Чернигове (1078 – 1094). До Владимира в Чернигове княжил его отец, а после него – Олег Святославич. Владимир Мономах – злейший враг Олега Гориславича.
Метафора «колокола звенят (или девицы поют) в одном месте, а звон их слышен в другом» многократно используется в тексте. Указанием времени «по вся утра» и «злата стремени, видимо, подчёркивается величие Олега Святославича.
Этот фрагмент ставит на карте рядом с Тмутараканью имя
ОЛЕГА СВЯТОСЛАВИЧ.
(О жизни и горестных приключениях Олега Святославича см. главу «Олег каган»)

3.
Следующее упоминание Тмутаракани относится к объяснению боярами «смутного сна Святослава»:
«Се бо два сокола сл;т;ста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя…» (109)
Овладение Тмутараканью являлось высшим устремлением Игоря?
(Историки говорят: «Пройти со столь немногочисленным войском половецкую степь и забрать у Византии город-жемчужину Тмутаракань – нереально», но это потому, что они мало понимают в воинском деле. Вот если бы они видели дружину наших курян…)
Так или иначе, на карте рисуется
КРАСНАЯ СТРЕЛКА из КИЕВА в ТМУТАРАКАНЬ.

4. Фрагмент из эпизода про Всеслава Полоцкого:
«Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.» (159)
В результате Киевского восстания Великим князем неожиданно становится пленник, просидевший в порубе 14 месяцев. Это был единственный на Киевском троне представитель полоцкой ветви Рюриковичей Всеслав Полоцкий, современник Олега Святославича. И полетели головы, и были посланы новые князья в города. Но княжил он недолго – всего 7 месяцев. (Эпизод про Всеслава Полоцкого в «Слове» будет рассмотрен особо.)
Что касается Тмутараканя: сколько известно, во время своего княжения Всеслав военных походов в том направлении не предпринимал. Это скорее вектор желания, путешествие, совершаемое ночью во сне, мысленное путешествие (как и другие мысленные путешествия в «Слове», например, полёт Ярославны зегзицею по Дунаю).
Таким образом, опять видим
СТРЕЛУ из КИЕВА в ТМУТАРАКАНЬ.
(Поскольку походов в Тмутаракань Всеслав не совершал, а путешествовал туда в воображении, то стрелку пока нарисуем пунктиром.)

РЕЗЮМЕ:
Тмутаракань называется в «Слове» 4 раза и несколько раз подразумевается, что говорит о её большой важности для понимания текста в целом.
Вначале Тмутаракань называется непрямо через упоминание владевших ею князей. Первый фрагмент с Тмутараканью особо подчёркивает его значение в списке городов «земли незнаемой». Затем над Тмутараканью пишется имя его последнего князя Олега Светославича. Далее, смотря на дело чисто формально, мы дважды встречаем в тексте путь (пусть, мысленный, не важно) из Киева в Тмутаракань.


Рецензии