Долюшка женская. Глава 22

                22.  Студентка
            Так шли день за днём. Вот и Светланка  закончила первый класс. Катерина успевала везде. В детском саду  и в школе в родительском комитете -  детские утренники помогала организовывать,  новогодние подарки закупать, родительские собрания посещала. Дома тоже работы полно - скотина  и огород на ней.  Покосы Пётр косил, но грести было делом  Катерины,  как могла, так и выкручивалась. Дальний покос было нелегко организовать:  работников нужно пригласить, напоить и накормить. Зато если погода солнечная и всё идёт удачно, на покосе весело  и не так тяжело - волокушу мечут мужики, женщины только гребут или подскребают. С вилами ходят только те женщины, кто  желают или  же  если мужиков маловато.
     А вот ближние покосы Катерине доставались очень тяжело. Нужно и на работу успеть и кошенины на  копёшку сгрести,  сложить в копну, да ещё между дождями подгадать выкосить и сгрести. В нынешнее лето Пётр до того дохалтурился, что  забыл, когда себе дальний покос выкосил.
     Кузьма Ильич  поздно вечером подъехал на лошади и крикнул в окошко Катерине:
-На покос - от завтра едете?
-А мне Петя не говорил, что выкосил.
-Совсем уж запился,  ядри его мать. Собирайся, кошенина хорошая, самое то завтра грести, а то дожди обещали,  - ругался Кузьма Ильич.
      Катерина  быстренько сбегала до Веры Павловны, попросила на завтра выходной. Обежала всех, кто, на её взгляд, согласился бы поехать к ним на покос. Потом  достала с сеновала деревянные грабли и вилы, глянула - зубьев у граблей не хватает. « Вот такой у меня хозяин»,- подумала она.
 Что делать? Разобрала одни грабли, выбила молотком из них зубья и забила в не достающие на других граблях. Дети  тут же крутятся, помогают.
-Ну Серёжа у меня уже за хозяина, - восхищалась мать.
-А я за хозяйку, - добавила Светланка.
-Хозяйки нам и одной хватит, это мама, - рассудительно начал Серёжа, - а вот хозяина вечно с нами нет, я за него.
 Катерина хохочет, а Светланка  возмущается:
-Ой какой у нас хозяин нашёлся.
-Да, хозяин, я тоже завтра на покос поеду.
-И я тоже, - захлопала в ладоши  Светланка.
-Вот и помощники у меня выросли, - радовалась Катерина, - что вы на покосе делать то будете?
-Я, мам, в прошлом году с тобой на покос уже ходила, знаю как грести, граблями грести буду.
- Только мама разбуди нас пораньше, я в садик завтра не пойду. Если уедите, я пешком на покос приду.
-Пешком не прийти, ты дорогу не знаешь, это очень далеко. Ну ладно, поедем все вместе на тракторе. Ты Серёжа хоть воду будешь носить из фляги,  поить  наших работников.
        Дети были довольны и взволнованны, долго не могли уснуть, планировали,  как будут завтра  на покосе работать.
        Катерина  сбегала к Валентине Андриановне домой, попросила её сходить до магазина отпустить водки, хлеба  и консервов.
-Завтра на покос собираемся, Кузьма Ильич сказал что кошенина готова.
Валентина Андриановна, несмотря на позднее время, в магазин сходила. Покос в деревне - это святое.
     Утром Катерина рано встала, управилась, Пеструшку отправила в стадо,  разбудила детей и мужа:
-Вставай, на покос сегодня едем.
-На какой покос? Там ещё не высохло, – неохотно отозвался Пётр.
-Всё высохло. Кузьма Ильич вчера там был, сказал нам пора ехать.
-Будет ещё Кузьма распоряжаться когда мне ехать,  - недовольно проворчал Пётр, - с кем ты поедешь?
-У меня вон уже за воротами народ собирается, - отозвалась Катерина. Пётр посмотрел  в окно, за воротами сидели на скамейке дед Пахом и тётка Анисья.
-И это всё? С этими инвалидами ты собралась ехать?
-Нет, сейчас Андрей с Клавой  подойдут.  Иван Петрович сказал, что Володя Лабазин будет на гусеничнике волокушу таскать. Ещё Сергей ветеринар придёт, сказал отработает за то, что ты ему покос выкосишь. Столбов со своей Людмилой тоже будут, мы же к ним ездили. Ещё Антифрий  Ефимович, Сёма Колядин.   
-Ничего не готово… - неуверенно  начал Пётр.
-Да всё готово, давай  вставай. Во дворе все вилы и грабли сложены, топор, проволока. У меня вон уже сумки с едой собраны. Сейчас, пока все соберутся,  картошка и яйца доварятся.
Серёжа со Светланкой уже были в полной боевой готовности.
-А ребят-то зачем?
-Мы будем помогать, - заявили они в голос.
     Ничего не оставалось отцу, кроме как с глубокого похмелья идти складывать в тракторную тележку всё необходимое. «Сейчас бы ему на работу, там бы с утра кто-нибудь опохмелил и он  бы поехал косить, а здесь я ему не дам опохмелиться»,- злорадно подумала Катерина.
     Покос поставили,  как украли у погоды. Только завершили волокушу -начался дождь, который лил несколько дней. Вершил Пётр сам, если Пётр что-то делал с удовольствием, на него приятно было смотреть.  Волокушу так умело завершил, что ни один дождь не промочит. Пётр был доволен, что всё получилось удачно, даже вечером, после покоса, угощал гостей, подливал им  побольше, а сам до удивления выпил мало и довольный лёг спать. В доме на какое то время наступил мир и покой.
               

                ***
      В самодеятельность  Катерина продолжала ходить, но  выступать приходилось  только по большим праздникам.  Задолго перед концертом начинала договариваться с Петром о том, что  обязательно надо сходить на праздник в клуб, там концерт будет, хоть ребятишкам показать, в деревне живём, ничего не видят.
-А кого там не видали? Как Валька с Веркой поют? Эка невидаль, -  заявлял Пётр.
      Катерина предложила Валентине  на праздничном концерте включать в программу детские номера. На утренниках в школе и  в детском саду их видят только родители, да и те не все ходят посмотреть на  своих детей. А здесь все жители посмотрят, дети же хорошо поют, стихи читают. Валентина  поддержала это предложение. И когда Светланка заявляла дома, чтобы папа обязательно приходил на концерт, потому что она выступает, от неё трудно было открутиться.  Светланка пела, стихи читала, настоящая артистка!. Но Пётр и в этом случае заявлял:
-Ладно, идите с матерью, - и Катерине, - мне бутылку купишь.    
      Катерина в этот день старалась приготовить что-нибудь вкусное, покупала мужу  бутылку, забирала ребят и шла в клуб на концерт, при этом сама исполняла несколько номеров. Пётр оставался дома, пил её,  родимую, а чаще уходил неизвестно куда и возвращался пьяным.
      Зрительный зал полон народу, молодые пары рядышком сидят, молодёжь на последних рядах, пожилые мужики вместе с женами.  Катерина  исполнила песню :               
                Жил мальчишка на краю земли,
Был такой же он, как я и ты,
Может шире чуть в плечах,
Может сдержанней в речах,
  Да в глазах побольше синевы.
Раздался шквал аплодисментов. Семён Колядин с  Сашей Столбовым кричали :
-Браво!
А Гоша Ермаков  с восхищением сказал:
-Это про Юрия Гагарина, я по радио слышал эту песню.
А потом она спела песню  о маме, женщины в зале, у которых сыновья служили в Армии, плакали. 
В мыслях я навещаю домик наш за рекой.
Как живёшь ты, родная? Сыну сердце открой.
Нежной, ласковой самой, письмецо своё шлю- мама,
Милая мама, как тебя я люблю.
Я служу на границе, где полярная мгла-
Ветер в окна стучится, путь метель замела….

    Катерине горько было от того, что чужие хлопают ей в ладоши, нравится её пение, а свой муж на концерт прийти не хочет и выступать-то ей приходится тайком. На всю жизнь она запомнила тот случай, когда  вместо выступления пряталась на поленнице в больничном дровянике.
     Чужие мужчины дарили ей комплименты, могли похвалить прилюдно,  Кузьма Ильич не раз говорил:
-Петьке на божницу надо такую жену посадить и молиться, а он… - и махал в сердцах рукой.

      Как-то Катерина с  Фросей Седаковой, женой гармониста  Алексея, возвращалась пешком из Новореченского. По дороге им встретился  Саша Аверин с приятелем, с которым они вместе работали на молочном заводе, перекинулись парой слов и пошли каждый в свою сторону. Через несколько дней она встретилась с Авериным, тот рассказывает:
-Катерина, с тобой мой друг хочет познакомиться.
-Какой ещё друг, я вроде со всеми твоими друзьями знакома - Алёша, Володя, Гоша,- стала перечислять Катерина.
-Да нет, я серьёзно. Помнишь,  мы с ним шли, когда встретились с тобой и с  Фроськой?
-Как ты себе это, Саша, представляешь? У меня муж дома, а я знакомлюсь с кем-то…
-Ты ему понравилась. Когда я сказал, что ты жена Петьки Воронина, он ужаснулся, что у такого может быть такая жена.
-А что ему не нравится? Чем ему Петя не нравится?
-Да Катерина ты сама не представляешь,  что тебе цены нет, а ты свою жизнь с Петькой связала. Ты думаешь никто не видит,  как ты живёшь?  Витьша сказал, только познакомь меня с ней и я сумею отбить, - не унимался Саша.
«Витьша… опять Виктор»,- подумала Катерина, а вслух сказала:
-Знаешь, Саша, мне сваты не нужны. Я не собираюсь от Пети уходить и ни с кем знакомится не собираюсь,  - заявила Катерина и побежала.
-Ну и дурр-р-ра, - махнул рукой Аверин.

         Участвовать в самодеятельности Катерина нашла способ, а вот как сообщить Петру, что она собирается поступать в техникум на зоотехника?
Вера Павловна как-то в Красном уголке разговорилась с Катериной:
-Я скоро на пенсию пойду, Катерина, мне хочется, чтобы бригадиром на ферме осталась именно ты.
-Да что вы, Вера Павловна? Можно и на пенсии работать.
-Можно-то можно, это уж как здоровье позволит, а готовить человека всё равно надо. Я знаю наш народ, одна только тётка Марья с  ума сойдёт от этого. Мы подготовим с тобой всё так, что ей нечем будет крыть. С осени будет набор в сельхозтехникум. Наш совхоз заключил  договор  о заочном обучении наших специалистов. Посоветовались с Полежаевым и с Нестеровым и решили  направить тебя. Как считаешь, справишься?- спросила Вера Павловна.
-Ой,  я не знаю даже! - взволнованно сказала Катерина, - я ведь уже давно не училась в школе, всё забыла.
-Да что ты переживаешь? Ты там одна что ли такая будешь? Главное, предметы по специальности хорошо изучать, а ты вон на ходу всё  схватываешь.  Характеристику тебе напишем, сессия будет оплачиваться, главное сдать экзамены.
- Ну если математику и русский сдавать, надо немного позаниматься, кое что вспомнить. Правда у меня всегда хорошие отметки в школе были. Мама хотела, чтобы я в институт педагогический поступала, а я вот упёрлась на токаря хочу и всё тут. Девчонки из нашего Чёрного Яра поехали на токаря учиться и я с ними. Мы считали, что после войны  эта специальность более необходимая, чем учитель. Вот только как я Пете скажу? Он меня не отпустит, скандал будет…
-Катерина, ну сколько можно так жить? Ты всё хозяйство на себе везёшь, детьми  занимаешься. Он только значится отцом и хозяином. Так продолжай до конца руководить в семье. Будешь подниматься по служебной лестнице, муж больше тебя ценить будет. А ругаться - он так ругается и эдак ругается, не замечала разве? Лучше подумай куда детей денешь на период вступительных экзаменов? С кем скотину оставишь? С работы на учёбу по закону положено отпускать, среднюю зарплату выплатят.
-А когда Вера Павловна вступительные экзамены?
-В августе. Сейчас  собери и отправь документы, можешь учебники почитать. Возьми  у  дочки Лизаветы Соловьёвой, она вроде десять классов кончила нынче, учебники остались.
       Катерина, работая на покосе,  прокручивала все варианты, куда можно деть детей. Если будет ездить на сессию, с кем оставить скотину, как сказать Петру что поедет учиться?
       В августе она увезёт детей к маме в Чёрный Яр, сдаст экзамены и съездит за ними. Скотину управлять она попросит Марусю Мокроусову, она живёт с матерью вдвоём, ей попроще будет управляться. Можно бы и Евдокию или Машу Полухину, но у них своей скотины полон двор, да на ферму надо бежать, тяжело будет. С Марусей  рассчитается, если захочет -деньгами, не захочет - купит что-нибудь в городе. Маруся любит модничать, а в деревне не больно что продаётся. Ну ладно, это летом. А зимой в январе на сессию, если конечно поступит. Серёжу тоже можно к маме, а вот Светланку куда? Ей же в школу. Может  тётю Раю, маму Ольги Корякиной попросить, чтобы Светланка пожила  у неё?  Или лучше у Клавы? А вдруг Клава  будет против моей учёбы? Маша говорит, Клаве не нравится, что у меня что-то лучше, чем у неё,  а здесь меня посылают, а не её. Хотя она вообще не любит на ферме работать, какой из неё зоотехник? Она лучше будет учётчицей, путёвки выписывать трактористам,  учёт их работы  вести. Хоть не большой, но начальник, как любит говорить про сестру Пётр.
А что Петру сказать? А скажу ему всё как есть. Сколько можно унижаться? Не нравится -  поругается да перестанет,  мне много чего не нравится в нём, да живу.
       Разговор с Петром, которого она так боялась, получился  необычный. Вот только этого никак не могла Катерина предположить. Когда она, набравшись смелости, заявила, что едет поступать в техникум, Пётр опешил и не мог промолвить ни слова. 
      Катерина ждала от него насмешек и ругательств, а он посмотрел на Катерину долгим взглядом, каким обычно смотрел на её родственников, когда был в гостях  в Красногорске. В этом взгляде было что-то между уважением и робостью перед незнакомыми людьми, что не позволяло ему при них напиться, прикрикнуть на Катерину, показать себя во всех достоинствах, какие показывал здесь, в деревне.
-Против ты или нет, я всё равно еду учиться, - продолжала Катерина, -  с кем оставить детей  и скотину я договорюсь,  а твоё дело только присмотреть за собой: самому себе сварить, себя покормить  и на работу не проспать. Хватит, я тебе восемь лет нянькой была.  За месяц ничего с тобой не сделается.
- Поезжай, мне-то что, - смирно произнёс Пётр.
               
                ***
         «Надо бы сходить к тёте Рае, - подумала Катерина,- повидаться, поговорить,  нельзя ли будет у неё зимой оставить Светланку, когда поедет на сессию. Как говорится, надо все тылы подготовить, чтобы потом не было  неожиданных сюрпризов. А уж в самом крайнем случае можно и такой вариант - взять в школе документы и к маме в школу на месяц определить. Точно! Как я раньше такое не придумала? Ну ладно, всё равно пойду к тёте Рае, узнаю  как Ольга живёт. Что-то в гости не ездит, писем давно не было.  Два года назад родила Дениса и как пропала - ни письма ни весточки.  Наверное нашла других подруг и  друзей. Семёна у неё уже на третье место переправили за эти пять лет.»
    Раису Петровну она встретила за оградой, женщина ходила по воду на родник. Постаревшая, погрузневшая стала  мама подруги.  Катерина взяла у неё из рук вёдра и помогла занести в дом.
-Ой Катюша,  у нас ведь горе-то какое, - заплакала Раиса Петровна, - у Оленьки  то Семёна  ещё в прошлом году  направили в Чехословакию,  она ничего не писала. Там оказывается какие-то столкновения были у власти с народом,  ещё осенью прошлого года. Семён-то командиром каким-то был у танкистов, его тоже туда отправили. Ты же знаешь Олю, она ничего мне не писала об этом, может он ей ничего не писал, там поди нельзя ничего ненужного писать, цензура проверяет. Но  сейчас она написала, что Семён говорил, что ничего там страшного, что они едут в Чехословакию в целях безопасности социалистического содружества, что там всё спокойно, никаких боевых действий.
-Ну и что случилось, тётя Рая? - не терпелось узнать Катерине.
-Да что, дочка, случилось? Погиб наш Семён. Бумага пришла Ольге от самого маршала Гречко, что погиб при исполнении. Как там получилось, ничего никто не говорит. Оля пишет, мол в газетах писали, что наши  воины –интернационалисты  просто по какому-то там договору помогали устранять их беспорядки, у них вроде как гражданская война была.
Раиса Петровна заплакала.
-А теперь видишь, Дениска без отца растёт.
-Да как у Ольги терпения хватило столько молчать, не приезжает даже, мы бы хоть поддержали её.
- Разве ты не знаешь Ольгу, она никогда никому ничего не скажет, в себе претерпит  своё горе. Ох, горюшко, - заплакала пожилая женщина.
-Так ехала бы домой вместе с Дениской. Здесь легче бы ей было,- предложила Катерина.
-Нет, она написала, что домой не приедет. Осталась жить в военном городке. За ней оставили служебную квартиру, работу ей дали в штабе. Так наверное лучше, Катюша. Я ведь не вечная, случись что и она опять одна, как я вот сейчас, - плакала  Раиса Петровна.
     Катерина ещё какое-то время посидела с пожилой женщиной, поплакали обе, Катерина решила вечером написать Ольге письмо. Оказалось, что последнего её адреса она даже не знала, списала с конверта её письма к  матери. Поговорить о Светланке и о своей учёбе   она так и не решилась.
«У  человека без меня горе, зачем ей ещё мои проблемы?»

        Семёна Раиса Петровна близко не знала, один раз он только и приезжал, когда  Ольгу увёз, но дочь было жалко, что так рано овдовела. Тем более жалко  внука, который будет расти без отца, как когда-то она сама без отца растила свою дочь.
«А скрытная-то она видно в мать,- подумала Катерина, - письмо от Ольги давно пришло, а она даже мне ничего не сказала. Жизнь видно приучила это поколение лишку не болтать.
    Хотя сама-то ты, Катерина молодец! Когда была последний раз у матери подруги? Когда прижмёт - идёшь. Ну не могла же она получив письмо от Ольги бежать и всё Катерине рассказывать,  если Катерина не заходит. Скорее всего они с Ольгой,  живя без родственников, привыкли, что их проблемы никому не нужны, кроме их самих».
               


Рецензии