Совсем всерьёз

 
   Лекции проходили обычно в одной и той же аудитории, на втором этаже с видом на тихую улочку с малоэтажной, охраняемой государством, застройкой. Это были даже не лекции. Христианский университет, хотя и с госакредитацией, всё- таки- специфическое учреждение. Здесь не начнут занятий, не воспев Господа, и не отправятся на сессию, не испросив благословений, да и любое письменное обращение в деканат именуется не иначе как Прошение.

   Так или иначе, группа студентов объединяла представителей всех, кроме школьного, возрастов. Кто- то получал второе, кто- то третье образование; были даже иностранцы и, разумеется, люди, облечённые саном. Лекции более походили на чаепития. Один из столов всегда был занят чайником с горячей водой и всем тем, что к нему прилагается. Были в группе русские, евреи, украинцы и даже индус, которого звали Субал. Было у него и христианское имя, но он им почти не пользовался, к неудовольствию преподавателей. Был он христианином и хотел, видимо, углубить свои знания. Общаться с ним было легко, он хорошо говорил по- русски, на все вопросы об индийских богах с улыбкой махал рукой и говорил: «Бог один». Он был очень внимательным слушателем, добросовестно и усердно учился. Казалось, ему всё давалось легко. Так казалось два года. На третьем году нам стали преподавать Основы Ведической культуры. Мы услышали имена: Кришна, Вишну, Шива, узнали о терминах бхакти, мукти, атма и многих других, которыми так легко жонглировал наш индийский христианин.

   Но однажды произошло нечто, чего никто до конца так и не понял. Уже розданы были темы дипломов, шёл выпускной год. На одной из лекций Субал, который и прежде часто как- то краснел и произносил что- то невнятное себе под нос, вдруг задал преподавателю какой- то малозначительный, как казалось, вопрос, касающийся лиц Ведического божественного пантеона. Преподаватель ответил. Последовал ещё вопрос, кажется по Бхагавад- Гите, точнее, о Вселенской форме, и преподаватель стал с жаром перечислять «доказательства», как он говорил, небожественного происхождения Вселенской формы, явленной Арджуне. Субал замолчал, беспомощно посмотрел по сторонам, как будто согласившись, дождался конца лекции, собрал вещи и сказал, что должен идти. Никто и не обратил на это внимания. Но больше Субал никогда в институте не появлялся. Что могло его так задеть, мы не знали. Лишь одному из нас он признался, что «учитель говорил неправду, что учитель не знает и говорит неправду». Большего добиться от него не удалось. Что произошло и в чём неправда, никто так и не узнал. Мы очень часто вспоминали нашего Субала, звонили, приглашали на наши встречи…

   Можно думать всё, что угодно, считать себя кем или чем угодно, сочинять и отвергать философии, даже переходить из религии в религию…- но то, что поняли некоторые из нас, так это то, что Кришна- нечто иное. Это… как-то… совсем всерьёз.
 
   22.07.14
 


Рецензии