В гостях у святого Трифона. Православный фестиваль
(православный фестиваль)
Год 2017 - год памяти новомучеников
Мучеников свечечки зажглись,
Светятся из каждого угла.
Русская земля – как антиминс
На престоле Вечности легла.
Где от Соловков до Колымы
Выстрадать за веру не смогли?
Боже, святость русскую прими
Во спасение всея земли.
Кровушки напиться снова всласть
Жаждет вся антихристова рать.
Русская земля уже спаслась
Правом на Голгофе умирать.
13.02.2000
Очередной фестиваль имени преподобного Трифона Печенгского состоялся в Мурманске в 2017 году, этот год Русская Церковь чтит как год новомучеников российских. И потому особое впечатление произвела на всех песня на стихи священника Андрея Логвинова в исполнении Лилии Евсеевой. На просторах Арктики накануне праздника Рождества Христова (7 января )и дня святого Трифона ( 28 декабря) мурманчане и гости города услышали песню о новомучениках, о тех людях, которые взяли свой крест и безропотно пошли за Христом в кровавый советский период, начавшийся с 1917 года. Неслучайно в этой песне речь идет о Голгофе. Голгофа- это прежде всего Крест Христов. А Крест - орудие нашего спасение, Крестом Господь победил смерть. Голгофа красного террора была дана всей России для очищения. А принимал или отвергал это уже каждый добровольно. Кто- то снял сан и отошел от храма, кто - то не снял и пошел под расстрел. Мучеником за христианскую веру стал сам Император Всероссийский Государь Николай Александрович. Об этом тоже есть стихи у отца Андрея Логвинова:
Он входил причащаться в алтарь
И глядел на людей не сурово —
Как Защитник, Отец, Государь —
На известном портрете Серова.
По-военному был на ногах,
Ехал — чаще верхо;м, не в карете, —
Всё в походе и всё в сапогах,
Как на репинском славном портрете.
Но пробил Его огненный час,
Захлестнуло Россию ненастье.
Он с портретов — в иконостас
Перешёл, как в алтарь на Причастье.
Но при виде российских невзгод
В Царстве Божием как усидится? —
Без замка — расшаталась граница,
Без Хозяина — гибнет народ.
Что ни год, совершает обход,
К вере души людей пробуждая —
Там слезу незаметно сотрёт,
Там поправит, плечом подопрёт, —
Благодарности не ожидая,
Государь по России идёт.
Вот такая пронзительная нота, нота памяти о наших русских предках и врезалась в души. Но это стало уже одним из последних аккордов фестиваля. Начиная с праздника Введения во храм Богородицы во всех православных храмах звучат на всенощном бдении песнопения Рождественского канона: " Христос раждается, славите!", и в ожидании Рождества Христова затихает заселённая снегом Русь... Для кого- то современные православные песни послужат торной тропой к церкви посреди глубоких снегов.
Святой Трифон - небесный покровитель Мурмана
А открылся фестиваль 14 декабря 2017 года в Мурманском Арктическом Государственном университете, где на сцене перед образом святого Трифона сводный церковный хор Спаса- на- Водах и Введенского храма исполнил тропарь Преподобному: "Пути вводящего жизнь наставник и учитель был если..."
Да, преподобный Трифон стал наставником и учителем и для русского, и для лопарского народов. Он по праву почитается апостолом страны северной, так как крестил саамов. Сын священника из города Торжка, Трифон, в миру Митрофан, согласно церковному житию, детство и юность провёл в благочестии и молитвах, любил службы, любил молитсья в лесах. На молитве в лесной пустыне Трифон был чудесным образом Самим Богом призван к проповеди лопарскому народу: юный подвижник услышал глас свыше, призывающий его идти в землю, ещё не просвещенную светом Христовой веры. Придя на Мурман, подвижник под предлогом мелкой торговли общался с лопарями, рассказывая им о Спасителе. Лопарские жрецы, кебуны, не раз избивали его. Но в конце концов многие лопари пожелали креститься. Митрофан побывал в Новгороде, взял благословение у митрополита Макария, и вернувшись, построил церковку во имя Святой Троицы и основал монастырь на Печенге. Иеромонах Илия освятил храм, крестил в реке лопарей и самого основателя постриг с именем Трифон. По смирению Трифон отказался от сана священника, игуменом стал его ученик Гурий.
Святой Трифон своими молитвами к Богу уже при жизни творил чудеса. Скончался он 28 декабря 1583 года в возрасте 88 лет. Перед смертью после исповеди и причастия по откровению свыше Трифон предсказал собравшимся к его одру ученикам нападение врагов на монастырь и мученическую смерть. Это пророчество сбылось на Рождество 1589 года, когда монастырь сожгли шведы, и 116 иноков, в том числе игумен Гурий были убиты. Теперь они прославлены как преподобномученики Печенгские.
В своём слове на открытии фестиваля настоятель Введенского и Трифоновского храмов отец Сергий Поливцев призвал почитать святого Трифона и обращаться к нему с молитвой. Он также тепло помянул добрым словом творчество скончавшегося в этом году мурманского поэта Николая Колычева, слагавшего стихи о Трифоновсклм монастыре и работавшего там трудником. Северного поэта Господь призвал промыслительно 6 июня в день рождения Пушкина, которого Колычев так любил. Участие в фестивале приняла вдова поэта преподаватель литературы Вера Леонидовна Колычева.
На открытии фестиваля запомнилось талантливое, затронувшее нечто глубокое, исполение песни на стихи Лермонтова. Под сводами зала звучали слова русского поэта и офицера, участника войны на Кавказе, обращенные к Деве Марии:
Молитва
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Поэты Кольского края
Очень лиричным и светлым получился вечер поэтов и чтецов при Трифоновской храме в Паломнических центре 15 декабря. Хотя это был конкурс, но главным стало не соревнование, а желание выразить любовь к Богу и святому Трифону.
Большое впечатление произвели на всех стихи о маме Елены Григорьевны Грабовенко, поэтессы из ЗАТО Заозерск.
Говорите маме о любви,
Мамы беспокоятся и верят,
Что опять дороги приведут
Их детей к знакомой с детства двери...
Говорите маме о любви!
Не стесняйтесь слов, простых и нежных,
Мамы и сейчас в вас видят прежних малышей
И радостей своих...
Говорите маме о любви!
Наслаждайтесь радостью общенья,
Мамы проживают дни свои
О судьбе детей своих в моленьях...
Говорите маме о любви!
Серьёзные и осмысленные стихи на евангельские темы, о христианской вере читал Виталий Александрович Горюнов, кинооператор из Оленегорска.
Поразили стихи Елены Сергеевны Назаровой (56 лет. Зав. клубом в/ч 77360-Н, ЛИТО «Западная Лица» г. Заозерск, ЛИТО) о Валааме и послевоенной судьбе инвалидов, которых собрали на этот остров. Елена Сергеевна серьёзно занимается литературой. Она принимала участие в фестивале «На Соловецких островах», 2008 г., 2009 г., 2010 г. и областном фестивале силовых структур Мурманской обл. «Щит и муза» 28.10.2017 г., номинация: художественное слово, получив диплом II степени.
Елена Сергеевна Назарова занимается благородным делом приобщения к художественной культуре молодого поколения. Как художественный руководитель, она подготовила к выступлению в номинации чтецов с произведениями русских поэтов военнослужащих срочной службы Владислава Николаевича Формова, Ивана Алексеевича Белова, Максима Александровича Мухина.
В номинации " Чтецы" выступили также выпускники воскресной школы Введенского храма Мурманска, руководитель - Светлана Витальевна Малик.
Искренние и задушевные стихи посвятила паломничеству в Трифонов Печенгский монастырь преподаватель воскресной школы Спаса- на - Водах, педагог дошкольного образования детского сада 156 Мурманска Светлана Маланко.
Паломничество по городу, основанному Николаем Вторым
На третий день фестиваля 16 декабря состоялась паломническая поездка по маршруту "Мурманск православный". Было радостно, что в ней приняли участие молодые военнослужащие срочной службы из Североморска, школьники, прихожане Введенского и Трифоновского храмов. Отец Сергий перед отьездом собрал паломников в Трифоновской храме и отслужил напутственный молебен. Первый храм, в котором мы побывали, Спас-на-Водах, запомнился своей снежной белизной на фоне полярной ночи, старинными иконами, пожертвованиями в разные годы, величавым и милостивый Ликом Спасителя. Главная икона храма - Спас Нерукотворный, все приложились к ней. Паломники были удивлены, когда узнали, что именно образ Спаса Нерукотворного был на боевых стягах святых Александра Невского и Димитрия Донского. Здесь они услышали и краткую историю обретения Державной иконы. Затем приложились к иконе основателя города Мурманска, святого мученика Государя Николая Александровича и его семьи. Паломники узнали, что царь Николай Второй основал наш город в 1916 году и назвал его Романов-на-Мурмане. Многие уверены, что нашему городу нужен памятник святому мученику императору Николаю Второму в полный рост или хотя бы мемориальная доска с его портретом в центре города. Совсем скоро вся Россия и весь мир будут отмечать столетие мученической кончины царской семьи, которая была безвинно убита в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Хотелось бы и в МАГУ этой зимой провести Царские дни, историческую конференцию, православный концерт памяти последнего русского царя для студентов, школьников, курсантов, военнослужащих.
Паломники узнали также о том, что возле этого небольшого храма со временем будет построен Преображенский кафедральный морской собор.
С большим интересом военнослужащие слушали рассказ о жизни и битвах святого адмирала Фёдоров Ушакова возле иконы с частицами его мощей. В этом году Россия отметила 200 лет со дня кончины адмирала, почившего 15 октября 1817 года.
В третий день фестиваля в актовом зале МАГУ порадовали своим творчеством поморский ансамбль " Поветерь", вокальная группа гимназии 7, авторы- исполнители песен. Учащаяся гимназии 1 Ксения Немкина исполнила песни для детей Николая Колычева. С песней про Ангела- хранителя выступили Наталья Зюзина и Ариадна Шарабаева (художественный руководитель- преподаватель храма Спас- на - Водах Анна Аркадьевна Аркадьина).
Завершающий этап фестиваля, очень торжественный и красивый, снова состоялся в Мурманском Арктическом Государственном Университете. Хотелось бы обратить внимание читателей на далеко не случайные совпадения. Это был воскресный день 17 декабря, день особенно почитаемой на Руси святой - великомученицы Варвары. Кроме того, это был день преподобного Иоанна Дамаскина, великого православного подвижника, поэта, гимнографа, богослова и защитники иконопочитания. Дамаскин создал Рождественский и Пасхальный каноны и множество сочинений в защиту Православия.
И наконец, это был день памяти замечательного русского святого, сподвижника преподобного Иосифа Волоцкого, борца с ересью жидовствующих, святителя Геннадия Новгородского. На другой день после фестиваля, уже на службе святителю Николаю, отец Сергий сказал, что просто леденит душу нечестие Запада, который деканонизирует таких святых, как святитель Николай, великомученика Екатерина, великомученик Георгий. И у нас в России порой наблюдаются попытки пересмотреть жития наших святых, что- то свое присочинить, чтобы привести постепенно дело к де канонизации святых. Но Русь веками почиталась и сегодня чтит Николая- угодника. Так сказал о необходимости хранить чистоту Православия наш настоятель. И добавлю, что Русь веками почитала и сегодня чтит святого Трифона Печенгского.
Фестиваль и строки русской летописи
Последний этап фестиваля у нас были сразу два ведущих. Священнику Сергию Поливцеву помогала его супруга, руководитель Паломнического центра " Под сенью Трифона" Ирина Андреевна Поливцева. Собственно говоря, отец Сергий, матушка Ирина и ныне покойный Николай Колычев и стояли у истоков этого фестиваля. Благодаря Богу и трудам многих людей и в нынешнем году Трифоновской фестиваль состоялся. Участники из Москвы, Петербурга, Мурманска, Североморска, Оленегорска и других городов, министерство культуры Мурманской области, прихожане и сотрудники Введенского и Трифоновского храмов, мурманские журналисты, администрация МАГУ - все внесли свою лепту. Через настоятеля Введенского храма отца Сергия митрополит Мурманский и Мончегорский Симон передал своё благословение и подарки участникам фестиваля. Сам он не смог приехать, так как в это день был в Кировске на освящении храма горняков во имя великомученицы Варвары. Слава Богу, теперь в нашей области уже два храма святой Варвары, в посёлке Минькино и в Кировске.
Фестиваль заканчивался, и в зале звучали бессмертные строки Александра Блока в исполнении Владимира Дядинистова, артиста из Петербурга:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
Это стихотворение было написано Александром Блоком в августе 1905 года и посвящено памяти русских героев Цусимского морского сражения Русско- японской войны. Хотя наши моряки отважно сражались, но более мощный флот Японии победил. Битва была жестокой. Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21. Участие России в этой войне было ответом на агрессию. Внезапное, без официального объявления войны, нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года привело к выводу из строя нескольких сильнейших кораблей русской эскадры.
Ярким и жизнерадостным было исполнение песни о Мурманске на стихи Николая Колычева певицей Татьяной Танцеревой и гитаристом и певцом Александром Базановым: " Родимый город/ Солёный запах/ Залива зелень под небом синим/Судами тянешься ты на Запад/Заливом держишься за Россию..."
На завершающем этапе отец Сергий и Ирина Поливцевы вручили победителям конкурса грамоты и подарки, выступления в течение всех этапов фестиваля оценивало жюри, в состав которого входили писатели, поэты, артисты. Вот результаты. Кто- то получил первые места, кто- то нет. Но проигравших не было. Всем была дана радость творчества.
Достойным завершением фестиваля стали ожившие в пении страницы древней летописи. Русское сердце всегда волнует и радует повесть о Древней Руси, летописные сказания, серебряный, мерный напев гуслей. " Слово о погибели Земли Русской" исполнил гусляр Максим Гавриленко:
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Это звучное, радостное начало продолжается перечнем побед христиан над неверными и погаными, но завершается печально... Позволю себе прозаическим текстом летописи дополнить первую её часть:
Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.
И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,—обрушилась беда на христиан...
" Слово о погибели Земли Русской" создано монахом - летописцем или княжеским дружинников после нападения Батыя на Русь. Великий Князь Киевской Руси, правитель стольных Владимира и Киева, Георгий Всеволодович, храбро защищал Отечество и положил жизнь за веру и Русь в битве на реке Сити. Татары в бою отрубили ему голову. Тело князя нашли потом его подданные и похоронили в гробнице при соборе. Церковь прославила князя Георгия Владимирского как мученика. Управлять Русью и восстанавливать сожженные Батыем города стал родной брат убитого князя Георгия и отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович. Именно он благословил как отец и правиетель своего сына святого Александра Ярославича Невского на Невскую битву со шведами в 1240 и на Ледовое побоище с немцами в 1242. Но ярлык на великое княжение в 1243 князь Ярослав получал уже в Орде от татарского хана. Над Русью нависло двухсот летнее татарское иго...
Пока же в наше время Бог милует нас, строятся русские храмы, звучат церковные песнопения и русские народные песни...
Галина Сиротинская, журналист Введенского храма Мурманска
Свидетельство о публикации №217122000056