Жатва 72

      «Правое дело»:
 - я и Юрий Гладков со звездой «Правого дела» Ириной Хакамадой в «Сайгоне» у Митьков;
 - шумная акция на стадионе «Петровский» - «Ты прав!»;
 - правый нападающий Немцов бьёт только правой ногой;
 - «Чайф» в ресторане;
 - автограф почётных гостей: «Мы всё ГОвно победим!»;
 - естествоисПЫТАТЕЛЬ котов Мерзоров.


                14.2.6. НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ, НО МЫ НЕ ПОБЕДИМ.

      В 1999 г. опять запахло предвыборным порохом – на 19 декабря были назначены выборы в Государственную Думу. Вот что я писал об условиях успеха на этих выборах:

"1. Надо честно признать, что ДВР как партия не состоялась, сейчас от неё осталась только верхушка, цепляющаяся за своё положение, и пассивное «болото» наиболее идейных, но мало работоспособных на выборах членов партии. Поэтому ставить можно только на создание нового избирательного блока – «Правое дело» - с образованием нового руководства и вербовкой новых активистов.
2. Блоку необходим единственный лидер всероссийского масштаба, не скомпрометированный в СМИ, имеющий основания стать в оппозицию Ельцину.
3. Необходимо ясное идейное отмежевание в СМИ от Явлинского, Лужкова, Черномырдина и Лебедя.
4. Необходимо развернуть непримиримую антикоммунистическую и антифашистскую пропаганду.
5. В СПб необходимо зарегистрировать блок как юридическое лицо с определением материально ответственного лица.
6. В СПб есть смысл выставить своих кандидатов во всех округах, причём определить кандидатуры до июня и начать подготовку избирательных кампаний во всех округах.
7. Необходимо заранее определить и гарантировать кандидатам минимальные суммы на проведение избирательных кампаний.
8. Необходимо создать постоянную избирательную структуру, основными работниками которой являются представители блока на территории каждого избирательного участка, ответственные за проведение выборов на своём участке, проживающие на территории своего участка и работающие постоянно за небольшую плату (около 100 руб. в мес.) с возможностью прилично заработать во время избирательной кампании при выполнении конкретных поручений. Надо организовать централизованный набор, обучение таких представителей и их распределение в избирательные команды кандидатов".

      Лидерами новой демократической коалиции «Правое дело» (ПД), созданной в Москве, стали Немцов и Хакамада. 14 февраля 1999 г. на рабочем совещании представителей Петербургских отделений политических партий и движений было принято Положение об Оргкомитете петербургского отделения коалиции «Правое дело». В него вошли представители ДВР, партии «Демократическая Россия», движения «Демократическая Россия», РПРФ, ПЭС, Крестьянской партии России, партии «Социальные демократы», движений «Вперёд, Россия!» и «Россия молодая», союза «Молодые республиканцы», организаций «Свободные демократы России» и «Российские налогоплательщики». К июню 1999 г. был образован Координационный совет коалиции и согласована структура органов петербургского отделения коалиции.

      Ответственным организатором стал Юрий Гладков. Он пригласил меня поработать руководителем общественной приёмной СПбО «ПД». Она располагалась на одном из этажей того самого офиса на Разъезжей, где располагался аппарат ДВР. Кроме одного молодого человека из Рощино, вместе со мной работали ещё несколько симпатичных дам, сотрудниц издательства «Норма», да не простых дам – среди них были жена Петра Филиппова Маргарита и бывшая жена Чубайса Наталья.

      У нас быстро сложился очень дружный и сплочённый коллектив. Дамы были большими профессионалами в области делопроизводства и средств массовой информации. Всё было организовано очень чётко, все бумаги разложены по полочкам, царил абсолютный порядок, которого я больше никогда и нигде не наблюдал. Наталья Астахова отслеживала всю прессу, касающуюся «Правого дела» и предстоящих выборов.

      К нам в приёмную приходило много разных людей, и я завёл Журнал приёма посетителей. В отличие от привычных мне встреч с избирателями, меня поразило, что к нам люди приходили не с жалобами, не за помощью, а наоборот - предлагали свою помощь, часто совершенно бескорыстную. С кем я только не беседовал! Я не просто регистрировал предложения посетителей и их координаты, но старался в разговоре понять, кто передо мной и как его можно использовать для «Правого дела».

      Первым же посетителем нашей приёмной был контр-адмирал с Северного флота, предложивший свою кандидатуру на выборы и, как мне показалось, по его словам, убеждённый сторонник «Правого дела». Приходили и предлагали свои услуги много работников избирательных штабов, имеющих опыт проведения избирательных кампаний, журналистов, издателей, шоуменов, юристов, членов разных демократических партий, руководителей различных общественных организаций. Врачи, учителя, инженеры, студенты, компьютерщики, артисты, милиционеры и пенсионеры – все были готовы на любую работу. Среди них я иногда встречал людей, которые знали меня по работе в «Граните» или были моими учениками в Военмехе. Посетил нас даже священник отец Вениамин и предложил диспут на тему «Христианство и либерализм». Явился и один иностранец – голландец С.Т. Берг, русолог и политолог, предложивший выступить в дискуссионном клубе.

      За короткое время я успел побеседовать примерно с сотней разных людей. Для меня, привыкшего к тому, что на приём к депутатам часто приходят довольно странные индивидуумы, было удивительно, что среди наших визитёров я увидел только одну маргинальную личность, предложившую услуги в области астрологии, и имел неудовольствие познакомиться только с одним довольно нахальным помощником депутата Государственной Думы. В общем, набирался немалый кадровый резерв для проведения избирательной кампании.

      На 22 августа в Петербурге на стадионе «Петровский» была намечена глобальная акция «Ты прав» с участием в ней Немцова, Хакамады и известных рок-музыкантов. С этой акцией они ездили по всей России, и официально она ещё не могла быть предвыборной агитацией, но имела целью привести на выборы молодёжь. Наша компания должна была обеспечить приём важных гостей: встречу в аэропорту, размещение их в гостинице, обеспечение транспортом, организацию дополнительных акций с участием Немцова и Хакамады и освещение этих акций в прессе. Странно было одно – с московскими организаторами самой акции «Ты прав» у нас не было прямой связи, и всё, что мы придумали вне этой акции, оплачивалось за наш счёт.

      Не знаю уж почему, но гостей решили разместить не в самой респектабельной гостинице «Нева» на углу Литейного и улицы Чайковского. Возить гостей решили мы с Гладковым сами – он на своём «Опеле», а я на своей ещё новенькой чёрной «Волге». Мне было поручено организовать визит Немцова и Хакамады в Казанский собор, а также обеспечить военный оркестр для массового шествия перед проведением акции на стадионе «Петровский».

      Для визита в Казанский собор надо было подготовить дар церкви от руководителей «Правого дела». Я выбрал в нашем магазине большую храмовую икону «Богоматери - Всех скорбящих радости» ХIХ века в хорошем состоянии, в киоте с резной золочёной рамой, предварительно съездил в собор и согласовал с настоятелем, отцом Павлом, визит неожиданных гостей и этот дар.

      Шествие перед акцией на подходе к стадиону было согласовано с властями по Ждановской улице. На этой улице как раз располагается Военная инженерно-космическая Академия им. Можайского, и я договорился с художественным руководителем и дирижёром оркестра, заслуженным артистом России А. Макаровым, что оркестр Академии пройдёт маршем во главе нашей колонны всего за 4000 руб.. Для синхронизации этой акции с акцией «Ты прав» я зашёл к директору стадиона «Петровский».

      После окончания акции был намечен ужин в ресторане. Об этом я договорился с одним из постоянных клиентов нашей антикварной фирмы господином Осинским, хозяином ресторана «Кэт» на Караванной улице. До акции была намечена встреча с интеллигенцией и ланч в клубе «Сайгон», переместившимся в то время с угла Литейного в самое начало Невского у Адмиралтейства, с участием знаменитой группы художников «Митьки».

      21-го я приехал в аэропорт и встречал Хакамаду на своей «Волге», которую предварительно вылизал так, как никогда. Ирина выглядела уставшей, озабоченной и держалась довольно холодно и даже надменно. На следующее утро мы с Гладковым подъехали к гостинице, и Хакамада вместе с Немцовым сели в его «Опель» (видимо, отвыкли от «Волг»), а я возил за ними топ-менеджера «Правого дела» Д. Коршунова, которому по дороге честно рассказал о положении в питерском ДВР. Может быть, этого делать и не следовало.

      В Помпейском коридоре Мариинского дворца Немцов и Хакамада провели встречу с депутатами ЗакСа и прессой. В Казанском соборе за чаем состоялась беседа Немцова и Хакамады с отцом Павлом прямо в помещении настоятеля рядом с алтарём. Потом – передача в дар храму иконы и небольшой молебен под вспышки фотокорреспондентов. Хакамада, молодец, припасла по этому случаю платок на голову. Позже эта икона висела в соборе слева от гробницы Кутузова, и я, иногда посещая этот храм, всегда ставил перед ней свечу. А когда Немцова уже не стало, ещё и молился за упокой души грешника Бориса.

      Выйдя из храма, Немцов увидел лошадь, которая катала за деньги туристов, желающих прокатиться верхом, и решил покрасоваться на коне перед колоннадой. Я сделал снимок этого нового «императора» в нашем городе, который передал в газету «Метро». В «Сайгоне», увешанном картинами «Митьков», Немцов и Хакамада, немного перекусив, по-моему, попали в свою, «хипповскую» атмосферу.

      Наконец, перед акцией на стадионе состоялось шествие по Ждановской улице у стадиона. Военный духовой оркестр ревел и блистал своими трубами, барабанами и жезлами, огромная толпа молодёжи, переодетой в футболки с эмблемой и надписью «Ты прав», ликуя, шла за ним. В подготовительной суете мне такой футболки не досталось, и я помню, что Немцов, с которым я шёл бок о бок в первом ряду, ткнув в меня пальцем, спросил: «Почему не в форме?».
 
      Ажиотаж у входа на стадион был ужасный. Помню, мне пришлось проводить самого известного «Митька» Диму Шагина с женой и детьми сквозь толпу и кордоны милиции на стадион, и я впервые оказался на таком концерте. На фото рядом со мной – Людмила Чубайс, Гладков и Руслан Линьков. Рёв до отказа набитых трибун, рёв рока из огромных колонок не давал возможности услышать даже ближайшего соседа. Выступали группы «Чайф», «Моральный кодекс», «Свинцовый туман», «Секрет», Кузьмин и Пресняков. Концерт вёл Николай Фоменко, словечками подкусывая губернатора Яковлева. На поле состоялся шуточный футбольный матч между командой либералов Немцова и «Ха-командой» в масках «Лицедеев». Фоменко судил и бегал по полю с огромным надувным молотком. Немцов и Хакамада плясали на сцене 4 часа. Закончился концерт хоровым исполнением всем стадионом известного хита «Аргентина – Ямайка, 5 : 0». Акция, несомненно, удалась, и я потом не раз встречал на улицах молодёжь в футболках с эмблемой «Ты прав».

      В ресторане «Кэт» я сидел рядом с Шагиным. Группа «Чайф» уже не пела, а произносила тосты. Под конец Немцов на стене ресторана сделал памятную надпись «Всё равно победим!», а потом подумал, хохотнул с одним из чайфистов и заменил буквы «ра» на «го». Сотруднице ресторана, стены которого были исписаны автографами разных знаменитостей, эта надпись, кажется, понравилась.

     Во время и после акции не обошлось без провокаций, о которых я написал такую заметку:

                "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРЯЗНУЛИ ПОШЛИ НА «ПРАВОЕ ДЕЛО».

      Шум от акции «Ты прав», прошедшей в Петербурге 22 августа с участием Б. Немцова и И. Хакамады, до сих пор не утих. Ещё перед акцией на страницах нашей падкой на всё свеженькое прессы объявилась группа молодых людей, называющих себя «Российские студенты» и объявивших войну «Правому делу». Во время акции они старательно демонстрировали журналистам футболки с надписью «Грязное дело» собственного производства. Видимо, в этих словах и заключается их программная установка. Ну, а то, что дизайн надписи воспроизводит эмблему коалиции «Правое дело», можно объяснить отсутствием собственной художественной фантазии.
 
      Зато авторам другой провокации против «Правого дела» в фантазии не откажешь. 23 августа в газете «Из рук в руки» появилось 5 объявлений коммерческого характера – от сдачи внаём квартиры до продажи унитаза – на чрезвычайно выгодных условиях. В качестве номера телефона «коммерсантов» (как удалось выяснить, фигурирующих под именами Бориса Фёдорова, Ильи Клебанова и некоего Бориса Ефимовича (Немцова?)) во всех объявлениях был напечатан номер телефона для связи с избирателями общественной приёмной «Правого дела». В результате 2 дня телефон общественной приёмной был забит посторонними звонками. Спасибо, что это новое изобретение политических грязнуль проявилось не в самый разгар избирательной кампании. «Изобретателей» ищет милиция.

      Искать следующего провокатора не надо. Даже если немного изменить его фамилию и наименование его телепередачи – узнает всякий. Назовём его Александр Мерзоров, очень подходящая для него фамилия, а передачу – «Петербургские пакости». Пользуясь своим творческим методом «взгляд через очко», Мерзоров создал выдающийся по своей гнусности телерепортаж об акции «Ты прав», которая якобы состояла только из группового стриптиза (женского и мужского) перед толпой наркоманов, усмиряемых дубинками ОМОНа. Главное, Мерзоров сумел протолкнуть его в прямом эфире на ОРТ, не говоря уже о повторении по 5 каналу. Но вряд ли он рассчитывал на обратный эффект – Министерство печати сделало официальное предупреждение ОРТ о недопустимости подобных передач, и, в результате, последний повтор «Петербургских пакостей» по 5 каналу не состоялся.

     Так что против всякой грязи есть своя мочалка. Помойтесь, ребята!
                Б. Гуанов"

      У меня сохранился № 3-4 газеты «Петербург-экспресс» за март 1995 г. с характерной фотографией господина Мерзорова, занятого его любимым садистским развлечением – подвешиванием несчастного серого кота за яйца. Как это живодёрство не вязалось с его конюшней в собственной усадьбе в Лисьем Носу, недалече от моего дома! Может быть, он обращался подобным образом и с лошадьми, хотя в своём журнале писал, что лошади куда лучше людей? Впрочем, это неудивительно – ведь его «людоедство» общеизвестно.

      Казалось бы, всё прошло отлично, и у «Правого дела», сделавшего ставку на молодёжь, хорошие перспективы. Однако через несколько дней из Москвы пришёл приказ – заменить нашу команду. Гостиница, что ли, не понравилась? И на наш этаж снова с видом триумфатора вернулся Годунов. Такой подлянки я уже не выдержал. При перерегистрации членов ДВР, я положил партбилет на стол.

      «Правое дело» вошло в состав «Союза правых сил» (СПС), где первым номером стал Кириенко. Благодаря новым лидерам, СПС на выборах в Думу 19 декабря легко преодолел пятипроцентный барьер, набрав 8,5 % голосов избирателей, а в Петербурге вышел даже на второе место после «партии власти» - движения «Единство» премьера Путина, «преемника» Ельцина, с почти одинаковым результатом - 17,4% и 17,7% соответственно. Хакамада и Рыбаков победили в одномандатных округах Санкт-Петербурга.

      Под Новый 2000 год Ельцин отрёкся от престола, началась эра Путина. Весной 2000 г. на десятилетнем юбилее Ленсовета ХХI в Мариинском дворце за рюмкой я выразил свои опасения по поводу прихода Путина, не доверял я чекистам, но среди бывших депутатов было много тех, кто выражал свой восторг.

      В феврале неожиданно умер вернувшийся из бегов за границу Собчак. Как он умер? Толком я этого не знаю и знать не хочу: «от многия знания многие печали». Вот покойный знал слишком много и имел слишком большие амбиции.

      26 марта одновременно с внеочередными, практически безальтернативными президентскими выборами Путина в городе прошли муниципальные выборы в 111 муниципальных округах. На губернаторских выборах 14 мая 2000 г. (в день проведения финала чемпионата мира по хоккею в Петербурге, проваленного нашей сборной!) победила зам. Путина по социальным вопросам Матвиенко. В общем, политический ландшафт в России и в Питере в начале нового тысячелетия изменился кардинально. Я решил, что с меня хватит, и на этом моя политическая деятельность закончена, поэтому при обмене партийных билетов перерегистрироваться я не стал.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/19/2322
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/20/706
         Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967


Рецензии