Рождение русского интеллигента
Работы его не только захватывают, но и вызывают наслаждение тем, как они написаны, и поражают прозрением автора.
Почему же они остались неопубликованными? Вероятно потому, что понимая русское общество конца 19-го – начала 20-го веков, не решился он вызвать на себя огонь непонимания критики оскорблённого гордого великоросса; но в своих лекциях, он, конечно, не мог не говорить о волнующих его вопросах и многое говорил своим студентам.
И так, статья «Об интеллигенции». Она написана 30 октября 1897 года.
ХV-й век. До него «русская мысль была усвоением идеалов со стороны, привнесённых <…> христианством». Но, как будто, узнав эти идеалы, появилось и «непримиримое несогласие с ними».
Первые русские интеллигенты появились значительно позже. Это были «люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и журнальных статей».
Слово «интеллигенция» вошло в употребление русского человека в конце XIX-го века. Сегодня им называют людей, имеющих научно-литературное образование. Ключевский считает его не совсем удачным. Может быть, мысль «перезвуковать образованного русского человека в интеллигентного внушена полусознательным, атологическим процессом, который совершается и в современном обществе, образец меткого диагноза которого дан в пословице: «Кто чем болит, тот о том и говорит»? Это слово, считает историк, смешивает образование с пониманием, а сегодня бы сказали, информацию с пониманием.
Когда в России появились книги, и чтение и письмо казалось искусством, в страну стала поступать и книжная мудрость. Первые не точно переведенные книги были религиозного содержания. Они были «продуктом добрых, но сторонних людей». Сквозь них русский человек взглянул на просвещённый мир, и своя земля показалась ему «таким бедным, заброшенным уголком Вселенной, где ни Христос не учил, ни пророки не пророчествовали.<…> Тогда русский ум припал к этим рекам мудрости». Первый «книжный человек» был «смиренно мудр». Это был первый тип родившегося русского интеллигента.
Грамотные люди на Руси считались разумными, «понимающими»; но разумными бывали и те, кто «не обладал книжной мудростью».
Киевский князь Владимир, крестивший Русь, так понял заповеди Христа, что считал грехом казнить даже разбойников; но епископы убедили его, что казнить таковых грехом не считается, если будет предварительное следствие. Эти епископы пришли на Русь из Греции, и первое время очень мало понимали в нашей языческой стране. Примирение их с народом произошло, благодаря церковному календарю: система времяисчисления оказала на народ дисциплинирующее действие.
Владимир Мономах сам написал поучения своим детям: не преступать клятвы, не забывать убогих, не убивать правого, не губить никакой христианской души; но сам он громил сёла, убивал в междоусобной войне с братом», напав на христианский город, «не оставил там ни челядины, ни скотины».
Развитие образования под влиянием и с помощью христианских книг остановилось во время татаро-монгольского ига. Когда же, наконец, народ сбросил его, то почувствовал своё величие. Русский образованный человек возгордился; но не он сбросил это иго, а простой народ со своими вождями, немногие из которых знали грамоту. Сам он, этот грамотный человек, «не сделал ни шагу на поприще науки и искусства», наблюдался даже регресс. Во время Мономахов и Мстиславов устраивались училища, где преподавались латинский и греческий языки, а во время Иванов не хватало даже школ, где учили бы грамоте.
Взирая на подвиги своего народа, - пишет Ключевский, - русский книжник XVI в. пришёл к убеждению, что и ему, образованному человеку, нечего искать на стороне, что у него есть всё «для умственного и нравственного преуспеяния». Надменно стал он смотреть на Византию, «Русь засияла паче солнца во всей поднебесной»! Возникло убеждение, что русская земля, «ещё недавно идолослужительница», показалась ему единственным убежищем итинной веры и просвещения: католиков Европы перестали называть даже христианами. Если в ХI веке на Руси уже читали книги, «они были для праведника, что оружие для воина, что парус для корабля», то в ХVI-м учители стали запрещать юношам много читать, говоря, что от чтения можно ума лишиться, «впасть в ересь». Забыто было множество переведённых книг, в том числе и по отраслям знаний (минералогии, медицине, логике). Киевский митрополит излагал Мономаху даже основы психологии. Теперь же русский книжник гордо говорил: «Не учён я словом; но разум Христов в себе имею», «Богомерзостен всяк любяй геометрию!»…
Так появился 2-й тип русского интеллигента, и самая яркая черта его характера была надменность и личная гордость. В образовании осталось только необходимое чтение и письмо. Прекратилась связь Руси с более образованным миром. «Полно учиться и ребятиться, - говорили недорослям, только освоившим чтение Псалтыря, - пора жить своим умом!»
Так, построив христианские храмы, русский человек продолжал жить в язычестве, и, несмотря на заповедь «Не убий!», законодательство открыто признавало смертную казнь, которая применялась даже за приём беглых крестьян, за взятки, за употребление хлебной меры без казённого клейма, за ловлю рыбы неводом в Переяславле,… да, мало ли?!
Так русский человек отрёкся от прежних идеалов и от связи с миром, так же, как библейский раб закопал в землю свой талант. Он считал себя единственным хранителем правильной христианской веры; но вера эта, пишет Ключевский, - стала мёртвым капиталом.
После татаро-монгольского ига для защиты своей земли нужны были технические средства; но знаний, чтобы произвести их, не было. Знания русский человек не настроен был приобретать, считая это ненужным и «суетным» делом. Пришлось «выкрадывать специалистов из других земель».
Когда начали исправлять переписанные и испорченные невежеством тексты богослужебных книг, стали возникать вопросы, касающиеся богословия и философии; но русский интеллигент не знал этих наук. Он знал только легенду о нравственном падении мира и преображении России в третий Рим, а нужны были ещё и военные науки, и горнозаводские, и медицинские… Образованный человек знал только русскую действительность; но не понимал её, и не признавал более ничего. Тогда впервые стали возникать в нём сомнения….
Статья на этом обрывается. Она называется «Мысли об интеллигенции».
Свидетельство о публикации №217122101076