46. Пассионарные потребности
Автор приносит читателю свои извинения за то, что сюжетная логика проекта существенно нарушена предыдущей публикацией. Прежде, чем переходить к изучению интеллектуальных процессов возрастного перехода, нам следует (следовало бы) закончить выяснение отношений между Первой и Второй сигнальными системами на чувственном уровне (между Ид и Дао). Это упущение автор беспомощно пытается оправдать проблемностью вопроса и дисперсией проекта: фабула эссе формируется по ходу публикаций. Принося извинения, я исправляю косяк: следующие две публикации (начиная с нынешней) будут посвящены «конфликту идентичности» на уровне операций и восприятия соответственно. Затем мы снова вернемся к теме критического мышления в Третьем Возрасте.
Чтобы понять, как формируется поведение подростка, как он вообще… принимает какое-то решение, нам какой угодно список потребностей не подходит. Нам нужен список только из двух позиций: при достижении одних потребностей (практических) доминирует Первая сигнальная («персона»); при достижении других, духовных – Вторая («личность»). И здесь можно рассчитывать на список Абрахама Маслоу, который расположил потребности (числом пять) в виде пирамиды. Ее подножие образуют физиологические потребности, которые появляются еще в младенчестве, а венчают те, которые возникают только к концу Третьего Возраста. (Дальше Маслоу подводит черту. Потребности не растут!) И вообще, чем выше уровень (строка) в «пирамиде Маслоу», тем позже возникают потребности, записанные в этой строке. Для разделения этого списка на две ассоциации (группы) потребностей, довлеющие разным сигнальным, Маслоу ввел условие, согласно которому сначала удовлетворяются те потребности, которые записаны в нижних строках, и только после этого на повестку дня становятся более высокие строки.
В подростковом возрасте появляются потребности, записанные в третьей строке («принадлежность и любовь»). Это и есть его «духовные потребности»; а те, которые записаны в нижних строках («безопасность» и «физиологические потребности»), следовательно, поведенческие. Что касается более высоких (записанных в четвертой и пятой строках), они еще не возникли – просто потому, что не удовлетворены потребности в «принадлежности и любви». Сам по себе список особого значения не имеет, он субъективен и очень, очень неполон. Важна пирамида – и, главное, принцип.
В Первой сигнальной системе подростка зафиксирован весь его поведенческий опыт; по своей природе, это – великое множество более или менее сложных рефлексов (рефлекторных единиц). Условных, заметьте, условных! Зафиксированные в «матрице поведения» условия рефлексов и составляют полный список практических потребностей человека, а также определяют их ассоциативную иерархию. Любой человек способен нормально жить и действовать только в определенных условиях. Невыполнение (дефицит) этих условий влечет систематический «актуальный диссонанс» поведения, является препятствием для нормальной жизни и подлежит устранению. («Вот вам и мотив»,)
Это относится к человеку любого Возраста, не исключая и младшие. Изменяется только состав «матрицы поведения» – а с ним и список практических потребностей, которые Маслоу обоснованно называл «дефицитарными». Только с годами они изменяют смысловую окраску: перестают восприниматься как «поведенческие» – а скорее, как «приспособленческие» или «потребительские». Потребительские потребности? В том-то и состоит проблема, что другие как бы и не мыслятся всерьез; не мыслятся как источник мотивации – ими по умолчанию пренебрегают даже профессиональные психологи… ну, многие. Тему публикации я вижу в том, чтобы указать суть этих «всех остальных» духовных потребностей, в удовлетворении которых доминирует Вторая сигнальная; тем более, что и они с годами меняют форму и называются по-разному. Собственно говоря, речь идет о том, чтобы дать рациональное определение этой самой пресловутой аморфной «духовности», которую мы все понимаем, конечно, одинаково… вот только сказать не можем.
Иерархия «пирамиды Маслоу» хорошо корреспондируется с иерархией «сфер Бронфенбреннера», которые тоже возникают по мере взросления. Развитие человека сопровождается формированием в окружающей среде области его интересов – т.е., сферы информационного обмена. Формированием, закреплением и фиксацией – установлением информационного гомеостаза (динамического равновесия) в этой сфере. Но равновесие на то и «динамическое», что не поддерживается само собой. Оно требует определенных действий – привычных и систематически повторяемых. (Например – дыхания.)
У каждого человека есть в этой Вселенной свой мир… «присвоенная» им часть Универсума. В потоке событий он выделяет своим вниманием только те, которые имеют отношения к нему персонально. И это не только отношения с другими людьми, но также информационный обмен с предметами и явлениями. (Ну господи, например: сломалась молния на куртке – уже событие, уже диссонанс, уже дефицит потребности.) Каждый человек равнодушен к событиям в «зоне хаоса» за пределами своей сфере интересов, это понятно. Но надо также понимать, что он не обращает внимания и на происходящее внутри этой сферы – до тех пор, пока гомеостаз в ней не будет нарушен. Это не равнодушие, это «отчуждение» как форма доверия.
Все внимание и вся деятельность человека сосредоточена на узкой «полосе актуальности» между «сферой гомеостаза» и «зоной хаоса». Но характер этой деятельности (и этого внимания) различен и противоположен: либо внутрь сферы – либо вовне. Либо поддерживать равновесие в «сфере гомеостаза» – либо устанавливать обмен (строить новые отношения) за ее пределами. Либо поддерживать порядок – либо управлять хаосом. В первом случае человек руководствуется своими практическими, «дефицитарными» потребностями, во втором – духовными, которые Маслоу называл «метапотребностями». Этот принцип и это альтернативное разделение распространяется на все Возрасты, меняется только форма.
«Метапотребность» – почему Маслоу так ее назвал? «Мета-» означает «после-», «сверх-»; так что это точное – хотя и непонятное – название полностью передает ее суть и может считаться не зависящим от Возраста определением потребности – выйти за пределы привычного. «Духовные», «эмоциональные», «творческие», «познавательные» (какие еще?) – это все ее возрастные формы. Суть состоит в пассионарной экспансии разума в окружающую среду. До тех пор, пока не придет время (и Возраст), информация из «зоны хаоса» блокируется защитными механизмами в личном бессознательном. (Эта структура и есть источник «внутренних побуждений» – отнюдь не врожденная и не такая примитивная как инстинкт.) Информационный обмен с хаосом начинается с ответа на его сигнал – задержанного, но не опоздавшего.
В Третьем Возрасте «метапотребности» удовлетворяются творчеством межличностных отношений за пределами привычной жизни. Свой узкий смысл творчество – как создание материальных и духовных ценностей – обретает в старших Возрастах, когда человек приближается к своей социальной нише, благоустраивается в замкнутом круге привычного образа жизни; его межличностные отношения достигают предельного равновесия, а его «актуальный диссонанс» деятельности – предельного минимума… Но это не конец развития. Потому что его личное бессознательное постоянно пополняется «диссонансом восприятия»: этот мир ему по-прежнему не по нраву… и люди в нем. Он удовлетворяет свои «метапотребности» в творчестве, опредмечивая отношения с миром; сознательно или бессознательно пытаясь изменить его – этот не самый лучший из возможных миров… Чтобы остаться собой.
Практическая, «дефицитарная» деятельность всегда сопровождается исполнением каких-то обязанностей. Спросите себя, читатель: что бы вы стали делать в свободное от всех обязанностей время? В любом случае это была бы та или иная форма творчества, не исключая и т.н. «отдых»… А чем займется ребенок в свободное время? Ну конечно, Игрой! Это его свобода. Подросток и юноша находятся на полпути от Игры к «взрослому» творчеству», и этот путь – прямой. Творческий человек – это hovo ludens, «человек играющий».
Согласно «принципу Маслоу», творчество как удовлетворение «метапотребностей» возможно только в ситуации свободы. Но, как известно, свобода достигается волей – способностью действовать из «внутренних побуждений». А. Маслоу специально подчеркивал, что никакая «дефицитарная» потребность не может быть удовлетворена полностью. У каждого человека есть свой индивидуальный (поддающийся градации и измерению) порог удовлетворения практических потребностей, за которым наступает свобода творчества. Этот порог определяется индивидуальной силой воли – нейроэнергетикой ее родовой и видовых рефлексий. Образно говоря, Вторая сигнальная предъявляет свои права вопреки категорическому «принципу Маслоу».
В этом и состоит конфликт двух систем мышления на уровне оперативного аппарата – в конфликте между творческой («пассионарной») и потребительской («дефицитарной») целевыми установками. В подростковом возрасте (на стадии «имплементации») этот конфликт частично снимается «условием потребностей», согласно которому:
С. Если ситуация явно располагает к удовлетворению «дефицитарных» потребностей, доминирует «персона» (Первая сигнальная), а если – «пассионарных», поступки контролирует «личность» (Вторая).
Свидетельство о публикации №217122101242
Я использую для изложения понятия генетики и МЭмы как репликаторы культурной эволюции. Вы считаете, что есть управляющие и управляемые. Я считаю что господствуют процессы самосборки и самоорганизации зависящие от оч многих сил. Никто не имеет управляющего пакета.
Жаль что мне не удалось так изложить материал, чтобы он западал в душу, сделался бы понятным. Со многими положениями в вашей статье я согласиться не могу. Например термин "дефицитарные потребности" принять не могу. В культурной эволюции изменяется ментальность, расширяются возможности и при этом растут потребности. Причем эти потребности растут быстрее, чем мы можем их удовлетворять. Например, для олигархов значение имеет длина его яхты, наличие недвижимости за бугром, вес в правительственных кругах. Кстати они страной не управляют. В большей мере управляют силовики и чиновники. Страна идет под действием многих воздействий. А вот санкции признавать чиновники не желают. Желают по встречке ехать. Но так в биологии не бывает. Правила отбора долго игнорировать нельзя.
Виктор Ефременко 09.04.2018 01:15 Заявить о нарушении
Согласен. У каждого слоя общества своя функция, и одна не хуже другой.
Это Вы не согласны с этим своим утверждением, Виктор. По-моему, люди представляются Вам не просто равными, а именно – одинаковыми, и слово «ментальность» Вы произносите всуе.
2. Тем не менее, даже при этом я не понимаю, почему вам не подходит термин «дефицитарный», который кстати, принадлежит не мне, а Маслоу. Он отражает не форму, а суть потребностей. Конкретные блага могут изменяться и быть самыми различными, вплоть до культурных, но оставаться потребительскими и «дефицитарными», поскольку требуются для комфорта сложившегося образа жизни, а не для поиска нового. Есть только две целевых установки: вовнутрь и вовне. Терциум нон датур.
3. В свою очередь я не принимаю терминов «самоорганизация» и «самоуправление», поскольку я физик и точно знаю, что нельзя вытянуть из болота самого себя за волосы. Даже бегемота – можно. Трудно, но можно, поскольку он – другой.
Ник Пичугин 11.04.2018 13:42 Заявить о нарушении
Ваше первое замечание про ментальность вообще не понял. Я не рассматриваю нигде биологические отличия людей, я рассматриваю их ментальные различия и это основная моя тема. Говорить, что про ментальность я упоминаю всуе этого понять не могу.
Виктор Ефременко 11.04.2018 22:40 Заявить о нарушении
Ник Пичугин 12.04.2018 14:07 Заявить о нарушении
Попробую объяснить на примерах. «Дефицитарная потребность» – это потребность в старом и привычном. «Пассионарная» – в новом и необычном. Например, потребность в новой модели айфона – это потребность в старом и привычном. Дефицитарная потребность. А потребность понять, как различаются «дефицитарные» и «пассионарные» потребности – «пассионарная».
Ник Пичугин 13.04.2018 15:11 Заявить о нарушении