46. Пассионарные потребности

Проект "Ребенок"

    Автор приносит читателю свои извинения за то, что сюжетная логика проекта существенно нарушена предыдущей публикацией. Прежде, чем переходить к изучению интеллектуальных процессов возрастного перехода, нам следует (следовало бы) закончить выяснение отношений между Первой и Второй сигнальными системами на чувственном уровне (между Ид и Дао). Это упущение автор беспомощно пытается оправдать проблемностью вопроса и дисперсией проекта: фабула эссе формируется по ходу публикаций. Принося извинения, я исправляю косяк: следующие две публикации (начиная с нынешней) будут  посвящены «конфликту идентичности» на уровне операций и восприятия соответственно. Затем мы снова вернемся к теме критического мышления в Третьем Возрасте.

    Чтобы понять, как формируется поведение подростка, как он вообще… принимает какое-то решение, нам какой угодно список потребностей не подходит. Нам нужен список только из двух позиций: при достижении одних потребностей (практических) доминирует Первая сигнальная («персона»); при достижении других, духовных – Вторая («личность»). И здесь можно рассчитывать на список Абрахама Маслоу, который расположил потребности (числом пять) в виде пирамиды. Ее подножие образуют физиологические потребности, которые появляются еще в младенчестве, а венчают те, которые возникают только к концу Третьего Возраста. (Дальше Маслоу подводит черту. Потребности не растут!) И вообще, чем выше уровень (строка) в «пирамиде Маслоу», тем позже возникают потребности, записанные в этой строке. Для разделения этого списка на две ассоциации (группы) потребностей, довлеющие разным сигнальным, Маслоу ввел условие, согласно которому сначала удовлетворяются те потребности, которые записаны в нижних строках, и только после этого на повестку дня становятся более высокие строки.
    В подростковом возрасте появляются потребности, записанные в третьей строке («принадлежность и любовь»). Это и есть его «духовные потребности»; а те, которые записаны в нижних строках («безопасность» и «физиологические потребности»), следовательно, поведенческие. Что касается более высоких (записанных в четвертой и пятой строках), они еще не возникли – просто потому, что не удовлетворены потребности в «принадлежности и любви». Сам по себе список особого значения не имеет, он субъективен и очень, очень неполон. Важна пирамида – и, главное, принцип.

    В Первой сигнальной системе подростка зафиксирован весь его поведенческий опыт; по своей природе, это – великое множество более или менее сложных рефлексов (рефлекторных единиц). Условных, заметьте, условных! Зафиксированные в «матрице поведения» условия рефлексов и составляют полный список практических потребностей человека, а также определяют их ассоциативную иерархию. Любой человек способен нормально жить и действовать только в определенных условиях. Невыполнение (дефицит) этих условий влечет систематический «актуальный диссонанс» поведения, является препятствием для нормальной жизни и подлежит устранению. («Вот вам и мотив»,)
    Это относится к человеку любого Возраста, не исключая и младшие. Изменяется только состав «матрицы поведения» – а с ним и список практических потребностей, которые Маслоу обоснованно называл «дефицитарными». Только с годами они изменяют смысловую окраску: перестают восприниматься как «поведенческие» – а скорее, как «приспособленческие» или «потребительские». Потребительские потребности? В том-то и состоит проблема, что другие как бы и не мыслятся всерьез; не мыслятся как источник мотивации – ими по умолчанию пренебрегают даже профессиональные психологи… ну, многие. Тему публикации я вижу в том, чтобы указать суть этих «всех остальных» духовных потребностей, в удовлетворении которых доминирует Вторая сигнальная; тем более, что и они с годами меняют форму и называются по-разному. Собственно говоря, речь идет о том, чтобы дать рациональное определение этой самой пресловутой аморфной «духовности», которую мы все понимаем, конечно, одинаково… вот только сказать не можем. 

    Иерархия «пирамиды Маслоу» хорошо корреспондируется с иерархией «сфер Бронфенбреннера», которые тоже возникают по мере взросления. Развитие человека сопровождается формированием в окружающей среде области его интересов – т.е., сферы информационного обмена. Формированием, закреплением и фиксацией – установлением информационного гомеостаза (динамического равновесия) в этой сфере. Но равновесие на то и «динамическое», что не поддерживается само собой. Оно требует определенных действий – привычных и систематически повторяемых. (Например – дыхания.)
    У каждого человека есть в этой Вселенной свой мир… «присвоенная» им часть Универсума. В потоке событий он выделяет своим вниманием только те, которые имеют отношения к нему персонально. И это не только отношения с другими людьми, но также информационный обмен с предметами и явлениями. (Ну господи, например: сломалась молния на куртке – уже событие, уже диссонанс, уже дефицит потребности.) Каждый человек равнодушен к событиям в «зоне хаоса» за пределами своей сфере интересов, это понятно. Но надо также понимать, что он не обращает внимания и на происходящее внутри этой сферы – до тех пор, пока гомеостаз в ней не будет нарушен. Это не равнодушие, это «отчуждение» как форма доверия.
    Все внимание и вся деятельность человека сосредоточена на узкой «полосе актуальности» между «сферой гомеостаза» и «зоной хаоса». Но характер этой деятельности (и этого внимания) различен и противоположен: либо внутрь сферы – либо вовне. Либо поддерживать равновесие в «сфере гомеостаза» – либо устанавливать обмен (строить новые отношения) за ее пределами. Либо поддерживать порядок – либо управлять хаосом. В первом случае человек руководствуется своими практическими, «дефицитарными» потребностями, во втором – духовными, которые Маслоу называл «метапотребностями». Этот принцип и это альтернативное разделение распространяется на все Возрасты, меняется только форма.
     «Метапотребность» – почему Маслоу так ее назвал? «Мета-» означает «после-», «сверх-»; так что это точное – хотя и непонятное – название полностью передает ее суть и может считаться не зависящим от Возраста определением потребности – выйти за пределы привычного. «Духовные», «эмоциональные», «творческие», «познавательные» (какие еще?) – это все ее возрастные формы. Суть состоит в пассионарной экспансии разума в окружающую среду. До тех пор, пока не придет время (и Возраст), информация из «зоны хаоса» блокируется защитными механизмами в личном бессознательном. (Эта структура и есть источник «внутренних побуждений» – отнюдь не врожденная и не такая примитивная как инстинкт.) Информационный обмен с хаосом начинается с ответа на его сигнал – задержанного, но не опоздавшего.

    В Третьем Возрасте «метапотребности» удовлетворяются творчеством межличностных отношений за пределами привычной жизни. Свой узкий смысл творчество – как создание материальных и духовных ценностей – обретает в старших Возрастах, когда человек приближается к своей социальной нише, благоустраивается в замкнутом круге привычного образа жизни; его межличностные отношения достигают предельного равновесия, а его «актуальный диссонанс» деятельности – предельного минимума… Но это не конец развития. Потому что его личное бессознательное постоянно пополняется «диссонансом восприятия»: этот мир ему по-прежнему не по нраву… и люди в нем. Он удовлетворяет свои «метапотребности» в творчестве, опредмечивая отношения с миром; сознательно или бессознательно пытаясь изменить его – этот не самый лучший из возможных миров… Чтобы остаться собой.
    Практическая, «дефицитарная» деятельность всегда сопровождается исполнением каких-то обязанностей. Спросите себя, читатель: что бы вы стали делать в свободное от всех обязанностей время? В любом случае это была бы та или иная форма творчества, не исключая и т.н. «отдых»… А чем займется ребенок в свободное время? Ну конечно, Игрой! Это его свобода. Подросток и юноша находятся на полпути от Игры к «взрослому» творчеству», и этот путь – прямой. Творческий человек – это hovo ludens, «человек играющий». 

    Согласно «принципу Маслоу», творчество как удовлетворение «метапотребностей» возможно только в ситуации свободы. Но, как известно, свобода достигается волей – способностью действовать из «внутренних побуждений». А. Маслоу специально подчеркивал, что никакая «дефицитарная» потребность не может быть удовлетворена полностью. У каждого человека есть свой индивидуальный (поддающийся градации и измерению) порог удовлетворения практических потребностей, за которым наступает свобода творчества. Этот порог определяется индивидуальной силой воли – нейроэнергетикой ее родовой и видовых рефлексий. Образно говоря, Вторая сигнальная предъявляет свои права вопреки категорическому «принципу Маслоу».
    В этом и состоит конфликт двух систем мышления на уровне оперативного аппарата – в конфликте между творческой («пассионарной») и потребительской («дефицитарной») целевыми установками. В подростковом возрасте (на стадии «имплементации») этот конфликт частично снимается «условием потребностей», согласно которому:

    С. Если ситуация явно располагает к удовлетворению «дефицитарных» потребностей, доминирует «персона» (Первая сигнальная), а если – «пассионарных», поступки контролирует «личность» (Вторая).


Рецензии
Прочитав эту статью, я обнаружил, что мы пишем примерно об одном, но разными словами. Вы пользуетесь представлениями о пирамиде потребностей психолога Маслоу, изложенными 80 лет назад, сигнальными системами Павлова.
Я использую для изложения понятия генетики и МЭмы как репликаторы культурной эволюции. Вы считаете, что есть управляющие и управляемые. Я считаю что господствуют процессы самосборки и самоорганизации зависящие от оч многих сил. Никто не имеет управляющего пакета.
Жаль что мне не удалось так изложить материал, чтобы он западал в душу, сделался бы понятным. Со многими положениями в вашей статье я согласиться не могу. Например термин "дефицитарные потребности" принять не могу. В культурной эволюции изменяется ментальность, расширяются возможности и при этом растут потребности. Причем эти потребности растут быстрее, чем мы можем их удовлетворять. Например, для олигархов значение имеет длина его яхты, наличие недвижимости за бугром, вес в правительственных кругах. Кстати они страной не управляют. В большей мере управляют силовики и чиновники. Страна идет под действием многих воздействий. А вот санкции признавать чиновники не желают. Желают по встречке ехать. Но так в биологии не бывает. Правила отбора долго игнорировать нельзя.

Виктор Ефременко   09.04.2018 01:15     Заявить о нарушении
1. «Никто не имеет управляющего пакета.»
Согласен. У каждого слоя общества своя функция, и одна не хуже другой.
Это Вы не согласны с этим своим утверждением, Виктор. По-моему, люди представляются Вам не просто равными, а именно – одинаковыми, и слово «ментальность» Вы произносите всуе.
2. Тем не менее, даже при этом я не понимаю, почему вам не подходит термин «дефицитарный», который кстати, принадлежит не мне, а Маслоу. Он отражает не форму, а суть потребностей. Конкретные блага могут изменяться и быть самыми различными, вплоть до культурных, но оставаться потребительскими и «дефицитарными», поскольку требуются для комфорта сложившегося образа жизни, а не для поиска нового. Есть только две целевых установки: вовнутрь и вовне. Терциум нон датур.
3. В свою очередь я не принимаю терминов «самоорганизация» и «самоуправление», поскольку я физик и точно знаю, что нельзя вытянуть из болота самого себя за волосы. Даже бегемота – можно. Трудно, но можно, поскольку он – другой.

Ник Пичугин   11.04.2018 13:42   Заявить о нарушении
Николай. Термин "дефицитарные потребности" обозначает по видимому биологические потребности человека для выживания. Маслоу не русский человек и такого термина придумать не мог. Это наверно переводчик постарался. Но по существу. Современный челловек уже не живёт на пороге выживания. Его потребности, которые он хотел бы удовлетворить это культурные потребности, которые не знают ограничений, потому как их нет у фантазии и поэтому они их нельзя учитывать как дефицитарные.
Ваше первое замечание про ментальность вообще не понял. Я не рассматриваю нигде биологические отличия людей, я рассматриваю их ментальные различия и это основная моя тема. Говорить, что про ментальность я упоминаю всуе этого понять не могу.

Виктор Ефременко   11.04.2018 22:40   Заявить о нарушении
Виктор, я хотел сказать, что люди не просто разные - они очень разные. У них очень-очень разные потребности, которые обусловлены очень-очень разной ментальностью. Насколько разные и как именно бусловлены - в публикации, которую Вы дважды прочли.

Ник Пичугин   12.04.2018 14:07   Заявить о нарушении
Да. Что касается термина «дефицитарные потребности», то он означает не («повидимому») биологические потребности, а совершенно точно то, что обозначено в п. 2. моего замечания от 11.4.
Попробую объяснить на примерах. «Дефицитарная потребность» – это потребность в старом и привычном. «Пассионарная» – в новом и необычном. Например, потребность в новой модели айфона – это потребность в старом и привычном. Дефицитарная потребность. А потребность понять, как различаются «дефицитарные» и «пассионарные» потребности – «пассионарная».

Ник Пичугин   13.04.2018 15:11   Заявить о нарушении