Рождение, жизнь и смерть книги

О книге как культурно-историческом феномене  написаны целые библиотеки. Даже те многочисленные литературные и научные публикации,  в которых нет ни слова о книге как особом феномене человеческого бытия, и они являются примерами книжного творчества. О книгах прочитано писателями больше, чем ими написано. В жизнь писателя, поэта, философа, критика , историка , гуманитария и инженера с самого начала их творческой жизни входит идея поклонения книги. И этот идол интеллектуальной жизни человека падает ниц, он пока ещё накренился, ещё внушает многим доверие, его пытаются поддержать с помощью торговли и заклинаний, что электронная форма книги - это та же самая книга, но это успокоительное заблуждение. Если сравнить книгу , которая была у человека на протяжении всего исторического процесса и сегодняшнюю ее версию, то можно понять , что книга стала другой, из нее вышел дух тысячелетней магии. Изменилась не только форма, что уже было в истории, но поменялось содержание и восприятие того, что закладывалось в книгу как особый культурно-исторический феномен. Книга потеряла не только свой облик в форме ограниченного текстового сообщения, но она держится из последних сил и как коммерческое предприятие, - а это последний веский аргумент , чтобы готовиться к забвению самого понятия книги для широких масс и потом для всего человечества в целом.

Наверное нет другого такого изобретения, которое ярче и лучше придавало бы разумность человеческому  существования, чем книга. Об этом говорит ее история.

Книга не сразу приобрела классический бумажный вид. Сейчас она имеет даже световое электронное состояние и растворяется в бесконечном облачном пространстве гипертекста. Новое подобие  книги требует наличия последнего технического достижения технической мысли для чтения – компьютера или его подобия в виде планшета , телефона и т.д. Все эти технические новинки вмещают целые библиотеки текстов самого различного содержания. Глаза могут читать, глядя на мерцающий экран, они могут рассматривать бесконечные образы в виде разнообразных картинок, фотографий и движущихся видео- инсталляций. Книга может быть озвучена или представлена в виде кино-фильма, но все эти отдельные феномены творчества отдельных писателей, режиссеров   и т.д. сливаются в один бесконечный поток, который протекает перед глазами современного человека. Этот поток настолько широк, что его не остановить взглядом и не охватить самым изощренным воображением. Информационный поток сегодня захватил сознание масс и из него трудно вычленить отдельный феномен, который назывался с древнейших времен книгой.

 Первая книга требовала только природный материал . Им мог быть тростник, на котором делали насечки. Им могла быть та же палка, на которой отмечали день или убитых животных. Им мог стать обычный минерал или мягкий по своему составу камень. Первые люди пользовались подручными материалами для создания первых печатей, записей и книг. Они служили для памяти и украшали жизнь человека. В книгу вкладывалось то, что было в самом человеке. Мысль как бы двоилась. Она была в голове мыслителя и оставалась в том или ином виде в книге, а до того на стене , в камне или просто на земле. На воздухе, огне и воде невозможно было на долгое время оставить письмена и материал в форме книг. Кисть человека развивалась и ее движения направлялись не только на труд и убийства зверей для выживания тела, но и на создания новых письменных знаков, которые не встречались в таком же виде в окружающей природе.

Первая книга совмещала в себе и другой инструмент жизни. Это могла быть стена жилища, даже если им была пещера, или могла быть искусно возведенная преграда. Со временем стена уменьшилась до размера стелы, памятника и свитка. Первый свиток стал первой страницей и первым листом новой формы книги. Это превращение стало такой же революцией как переход из рукописной формы к первопечатной, а много позже и к электронной.

 Первые книги писались на орудиях и легендарном оружии, письмена придавали иной смысл обычным инструментам. Они получали магическую  символику и энергетику, схожую с разумной энергией человека. Только у человека мысль была внутри, в книге и на стелах мысль демонстрировалась всем, кто готов был прочесть и воспринять новую мысль. Через книгу автор делился своими мыслями с другими. Читающий имел в основе свою мысль, соотносил с ней новую иную мысль и часто рождал что-то новое. Так развивалась цивилизация и если мысль воплощалась в техническое изобретение, то это была заслуга книг и опосредованно автора, который мог жить многие века раньше создателя новой воплощенной мысли. Книга не только сохраняла мысль саму по себе , но аккумулировала в себе энергию прошлого. Какие-то книги явно говорят о начале мышления. Какие-то вещи настолько видоизменились в конце - концов, что трудно представить их изначальный вид и состояние, поэтому представляется простор для воображения. К таким сложным вещам относятся и книги. Если сравнивать книгу с самим мышлением, то последнее явление мало видоизменилось внешне, но внутренне оно изменилось очень сильно. С книгой происходили совсем другие метаморфозы. Внешне книга менялась всегда , а внутреннее содержание оставалось одинаковым по своей сути, ибо мысль выражалась при посредстве понимаемых многими символов и шифров: букв, знаков, картинок, орнамента и промежутков. Более того, что могут знаки выразить, книга не может передать. Человек придумывал разные способы самовыражения. Это и война, это и любовь, это и труд. Трудно выразить всё в книжных знаках. Есть и другие способы культурного выражения мышления о мире и жизни. Никогда человечество не составляло только книги для своего выражения, даже если этими книгами были священные писания христиан, мусульман, буддистов или индуистов.  Книга во все века была самым важным и магическим инструментом в жизни людей, но она была не у всех и как только книги стали доступны всем или почти всем, кто научен был ими пользоваться, так книги отошли в тень культуры. С появлением электронных книг это стало видно яснее. Люди до появления их уже придумали массу книг для развлечения или отвлечения себя от житейских забот и жизненных проблем. А с появлением компьютеров для таких развлекательных книг появилась альтернатива в виде кино, клипов, игр, видео и т.п. Люди в виртуальном мире сами отошли от ненужных по сути книг. Книги опять стали ценить ограниченное число мыслителей и только тех немногих книг, которые не просто отвлекали мысль на что-то иное, но и давали пищу для ума. Большие возможности электроники и огромное количество книг не смогли изменить старинное отношение к книге. Книга печатная и электронная остается священным инструментом для общения с иным для тела миром. Есть ли иной мир? Книга говорит, что есть и говорит она это разными словами и сюжетами. Книга уводит в иной мир, хорошо или плохо сконструированный автором, издателями, печатниками и распространителями печатного продукта. Книга становится и подсобным инструментом для такой большой индустрии как кино. А кино-это ещё и идеологическое искусство. Оно служит воспитанию гражданина. В этом смысле книга для кино небольшой помощник. А во все века: и в самом начале , и много позже книга сама воспитывала горожанина, давая ему веру.

Первые книги в виде свитков стали появляться в больших количествах как необходимый инструмент управления и частью как основа сложного бюрократического механизма. Государство как мощная машина требовала для себя нужные структуры для нормального функционирования и одним из узлов стала корпорация чиновных людей, которые были обучены и настроены для работы на эту машину подавления низших инстинктов. Государство должно было защитить лучших своих людей с помощью самых сильных. Для этого лучшие придумали государственный механизм отбора и подготовки сильнейших. В литературе и в тех же книгах принято называть сильнейших «воинами». Они были воинами сообщества, они должны были защищать от диких животных и вести завоевательные войны. Чтобы обучать воинов нужны были определенные уроки, составленные на основе опыта старых воинов. И такой опыт не мог бы долго храниться после смерти опытных воинов, если бы не появились книги, называемые раньше свитками, потом картами и атласами. В книгах записывались и стихи, и рассуждения жрецов, их предсказания и первые исследования земли и неба, но практическими книгами, схожими с современными научно-техническими, были книги воинской славы и боевого опыта. Техническая мысль сразу как бы разделилась в этих книгах на чисто техническую , бытовую, мирную и на техническую боевую, чисто воинскую мысль, мемуары, воспоминания и учебную. Воинскому искусству надо было хорошо учиться, чтобы сразу не умереть в первой же схватке. Этому учились командиры и простые офицеры. Они учились сохранять себя и подчиненных им воинов. Военная книга должна была занять важнейшее место в цивилизованной жизни. Для обслуживания бюрократической машины нужны были и иные свитки, в которых в мирное время нуждались больше, чем в военных мемуарах. Бюрократическая машина не могла быть только военной, она была большей своей частью мирной и для нее в основном создавались книги разной направленности, тем более, что в военном походе для отвлечения ума употреблялись скорее всего стихи, гимны и песни, а не то как держать строй и убивать противника. И старый военный опыт всегда запаздывал , он не мог удовлетворить новые потребности с появлением новых изобретений и новейших военных машин.

Технические книги сами по себе были мирными изобретениями и существовали для сохранения в бумажной памяти  мирного опыта отдельного человека или целого сообщества. В пользу того, что техническая книга и книга сама по себе является мирным приспособлением для жизни, а не артефактом смерти, является то, что до нас дошли большей частью полные жизненного духа книги религиозного содержания. Был целый культурный пласт культовых книг. Жрецы знали и передавали другим поколениям опыт ведения праздников и гуляний, записывали как нужно вести мистерию, что делать и говорить, кто должен участвовать и как показать ту или иную  грань жизни и смерти, то, как важно было знать мифологию загробной вечной жизни, которую никто не видел, но все надеялись вечную жизнь. По сути египетские и иные книги мертвых изготавливались для подготовки к загробному существованию души.

С появлением первых книг стали необходимы их хранители, также писари, чтецы, производители папирусов, первые библиотекари. Во все времена вокруг книг, их воспроизводства, распространения и хранения существовала особая каста книжников. Записать мысли автора или передать его опыт было только небольшой частью книжного производства. Важнее было реально сохранить авторские мысли и опыт. В первые века книжного производства не было необходимости в книжном маркетинге, так как люди читали то, что было создано идеологами и под руководством корпорации священников. Книги не нужно было распространять, рекламировать их содержание, они сами находили своего хозяина. В такой ситуации скорее книга полностью завладевала своим хозяином.

Первые дни обладания ею владелец был поглощен чтением и погружался в мир авторских фантазий и представлений. В первый же день или ночь  читательский мир менялся, иногда постепенно, чаще сразу и надолго. Но уже никогда не возвращался в то же состояние. Книга оказывала магическое влияние, поэтому ее ценили, оберегали и бережно хранили. В самом начале книги создавались в виде свитков, которые скручивались в рулон как материя для одежды, потом свитки стали уменьшать и складывать один на другой. Несколько свитков в листах стали скреплять и склеивать друг с другом. Таким образом пришли к современной форме книги. Но тогда она ещё была рукописной и текст запечатлевали на папирусной бумаге. Многие священные тексты писались на коже. А кожа не сворачивалась и для кожаных листов требовался особый футляр или кожаная упаковка, которая со временем стала называться обложкой. Эволюция упаковочной обложки начиналась с обычной обвертки из холста или простой мешковины. Листы по отдельности или склеенные вместе складывались в мешок как одежда или сыпучие продукты, но хранились они отдельно , так как их могли попортить грызуны. Листы всё чаще стали склеивать вместе с оберткой и вкладывать в футляр. Такая форма хранения была удобна для хранения , использования книги и ее украшения. Тогда ещё не было поздравительной или праздничной упаковки, но многие вещи имели для обладателя особую ценность. Изделия из золота или серебра хранили в ларце или драгоценной шкатулке. Иные книги были дороже золота и их украшали золотым обрезом и оборачивали в дорогую кожу, которую оформляли как роскошный ковер. Отличие было в том, что на обложке проставляли знаки, которые должны были говорить о содержании внутри книги. Таким образом появились названия для книг. Самые первые книги назывались просто «книгами», например , часто можно было увидеть на текстах религиозных свитков, связанных вместе, слово «Библия». На священных обложках вместо букв ставили крест или рисовали Луну, края украшали замысловатым орнаментом. Все эти обложные знаки имели потаенный смысл и давали их обладателю возможность медитации при их созерцании. Как только взгляд останавливался на обложке, так сразу мысль захватывалась читателя тайных знаков . Тайна, содержащаяся внутри книги, притягивала,  о ней сообщало всё: размер книги, форма, формат, обложка, знаки, название на корешке и запах. Даже шелест страниц придавал книге таинственность. Книга могла быть всего одна, но она часто заменяла целую библиотеку свитков. Книга с самого начала захватывала человека по-иному , чем ларец с драгоценностями. Кроме материальной ценности в книге заключалась духовная сила. И эта сила притягивала, требовала особого к ней отношения и служения. Жизнь многих поколений проходила вокруг книги, также как сейчас существование нового поколения влачится около автомобилей и электронных гаджетов. Эволюция человека продолжается в техническом усовершенствовании окружающих предметов. Вместе с  изменением техники меняется и человек и это усовершенствование называется общим словом-«прогресс». Раньше прогресс заключался в духовном усовершенствовании человека и развитии искусства, сейчас прогресс стал чисто внешним явлением и плотно связан с техническим развитием. В этом смысле книги и другие технические изобретения выводили человека из себя, как бы заменяя тем самым его собственный целостный внутренний мир на внешние интеллектуальные составляющие части.

               
Книга большую часть существования ее с человеком была недоступна женщинам. Считалось, что женщина по заповеди Господа является помощницей мужа. Она должна была изначально прилепиться к мужчине, родить ему детей, воспитывать и кормить семью, готовясь представь перед Богом и ответить за все свои земные дела. Когда книга в виде свитков и ещё шире как рукописное издание, стала всё больше входить в жизнь священников , то женщина и во взаимоотношениях мужчины с книгами стала им помогать. Книга первоначально была частью новой продвинутой культуры коммуникации человека. Она выдвинула цивилизацию на новый уровень. Книга научила человека забывать то, что можно было записать, но в то же время многое сохранилось благодаря забытым записям.

Чтобы записать мысль , нужно было уметь следить за ней и фиксировать вслед за ее ходом и развитием. Иная мысль держится долго и гложет ее автора, а другая самая неожиданная и ценная мысль как появляется, так и исчезает мгновенно. Если не записать ее, то она будет бродить в виде идеи  в абсолютном мире идей пока не будет поймана мышлением другого мыслителя. И тут ее надо держать крепко, фиксируя на внешних носителях. В древности не было бумаги в современном ее понимании. Египетские жрецы писали на глиняных дощечках до тех пор пока не был найден новый материал – папирус. Тогда дело пошло легче и быстрей. Записывали не только священные тексты и толкования на них, но стали фиксировать большие события, которые назывались египтянами историческими. Записанные события и стали первыми историями, что сливались в одну большую историю. Первой письменной наукой можно считать именно  историю. История так и переводилась с греческого языка как учение, наука. Записыванием истории занимались жрецы, которыми могли быть только мужчины. Женщины прислуживали жрецам, выполняя вспомогательную функцию. Женщины соприкасались с книгами и даже участвовали в их создании, но они не были переписчицами, писательницами или хранительницами рукописных книг. Одно время женщин обучали только чтению, но не письму.

Книгам нужна была стабильность как в древности, так и сейчас. Женщина же подвержена неустойчивому влиянию со стороны природных факторов и сил. Женщина может обслуживать книгу, если их сосуществование поставить в жесткие рамки, регламентировать их взаимоотношения с книгами. Помощница мужчины должна была всегда соблюдать определенные правила, чтобы достижения цивилизации не были утеряны из-за наступления особого периода у женщин. Через женщину говорит с мужчиной часть природы, а через книгу мир идей и природа в целом. Природа разговаривает с мужчиной через женщину, напоминая ему, что он должен продолжить род. И это главное напоминание, которое вошло в его природу в виде инстинкта. Глядя на мир, мужчина часто думает о размножении. Так всё устроено в природе ее взаимоотношений с человеком. В древности, да и в современных языках человеком назывался мужчина, а женщинам обозначалась иным словом. Христианские мыслители считали, что через женщину действует дьявол, то есть темные силы, что противостоят Господу Богу. А если женщина не всегда, но часто может действовать по велению дьявола, то священные книги с помощью божественных писаний напоминают о заветах бога, и лучше, чтобы дьявольская сущность женщины не соприкасалась со священными текстами. И женщина долгое время не могла понимать и толковать священные писания. Женщина в христианском мужском мире могла только верить тому, что толковали о вере мужчины. Если она не верила толкованиям и сама хотела интерпретировать писания, то ее называли ведьмой и в западном христианском мире могли сжечь вместе с иноверцами, которые также пытались толковать Библию по своему усмотрению.

Очень многое изменилось во взаимоотношениях женщины и книги с наступлением эпохи книгопечатания, что продлилась около 500 лет. Книги стало возможно размножать  при помощи станков и машин. Машины стали обслуживать мужчины, но рядом с этими мужчинами оставались всегда рядом женщины, которые стремились соприкоснуться с загадочным миром книгопечатания. Когда масса книг увеличилась и появился рынок книг, то и многие богатые женщины смогли купить запретный плод их вожделения.

Библия была переведена на многие языки и стало не хватать простых житейских историй, так или иначе связанных с библейскими сказаниями и писаниями. На этой волне появился целый поток женской литературы, который не иссякает до сих пор. Первые писатели на женские темы воспринимались женским миром как популярные певцы о любви. О них ходили слухи и с ними хотели встречаться все читательницы. Весь этот поток развлекательной литературы был рассчитан на молодых читательниц и старых читателей, чтобы одни могли научиться, а другие вспомнить о прошлом их стремлении к размножению и любовным удовольствиям.

Сейчас трудно точно установить, что больше любят женщины, старики и дети, то ли сами эти электронные приспособления или то, что они дают развлечения на экране. Изменилось и название памяти , в которой хранятся книги. Книги сами по себе являлись памятью для писателей, сейчас память в которой хранится книга существует отдельно от самого текста.  В печатной или письменной книге памяти подобно электронной не было. Текст сам отсылал к внутренней памяти читателя, чтобы он мог извлечь нужные мысли, которые запечатлены были в книге с помощью языка. Читателю только нужно было знать печатные знаки и правила их чтения, а уже потом в силу вступало воображение и личная память. По сути, при чтении с экрана электронного варианта книги читатель проходит те же стадии восприятия и интерпретации текста, но ко всему прочему ему приходится обращаться к технической памяти. Читатель как бы обращается к чужой памяти через посредничество общей электронной памяти. Особенно явно стала видна общая память с изобретением социальных сетей в общей сети. Интернет стал одним большим гипертекстом, одной общей книгой с общим хранилищем и памятью. В электронном виде каждый может написать что ему угодно и это может прочитать кто угодно без особых затруднений и ограничений. В электронном мире нет мужчин и женщин. Есть пользователи программ, которые могут отражать самые разные тексты. Читатели разного пола остались только во внешнем по отношению к электронному мире. Мир изменился и изменились взаимоотношения женщины, мужчины и книги.
Книга  пока ещё не умерла,
Она всего лишь растворилась в виртуальном мире.


Рецензии