Глава 8. Соперничество

               
                предыдущая глава - http://proza.ru/2018/04/19/867

               
                Из золотой чаши пить отраву и от друга
               
                коварного совет принять - одно и то же.
               
                Плутарх, 46–127, древнегреческий философ
               
 
 
  Дружба Марийки и Луизы время от времени омрачалась ожесточёнными спорами. Ранним утром, когда в общежитии все спали, уютно свернувшись калачиками в тёплых постелях, девочки вставали, и наспех одевшись, бежали по холодным коридорам в учебные классы. Они выгребали из печей остывшую за ночь золу, засыпали уголь и разжигали огонь при помощи щепок, старых газет и тетрадей. Протирали пыль с подоконников и парт, вытирали начисто классные доски, мыли полы, и перепачканные золой и мелом шли умываться и собираться на занятия.
Все было бы хорошо, но дружбе этих двух Золушек мешали вечные спутницы - её Величество Зависть, её Высочество Конкуренция и её сиятельство Ревность. В их фельдшерской группе, помимо девочек, учились несколько ребят, и некоторые из них заглядывались на Марийку с самого первого дня учёбы. В их числе был Георгий, симпатичный юноша из семьи местных интеллигентов, весёлый и воспитанный, с безупречными манерами и тонким чувством юмора. Он так же, как и Марийка, мечтал стать врачом. Галантный кавалер, Георгий охотно приглашал танцевать Марийку. Они одинаково чувствовали музыку, и танцевали так, как будто учились в одной танцевальной школе. Все любовались этой красивой парой, легко скользившей под звуки музыки по крашенным доскам пола в зале училища.

 Будучи амбициозным человеком и втайне комплексуя по поводу своей неказистой внешности, Луиза завидовала Марийке и ревновала, видя что подруге доставалось больше внимания ребят, похвал учителей и уважения сокурсниц. Она видела, что  подруга внешне похожа на её кумира - царицу Тамару, о чем иногда говорили им учителя, и тешила себя мыслью о том, что у неё более острый ум и волевой характер, как ей казалось.
 Последней каплей в чаше Луизкиного терпения стал праздничный новогодний вечер. Георгий, который ей нравился больше других однокурсников, приглашал Марийку на танцы чаще, чем других девушек, не говоря уже о Луизе. Танцевала Луиза хорошо, на ней было новом платье из сиреневой ткани. Девушка работала летом в колхозе, чтобы скопить деньги на отрез ткани и сшить нарядное платье к знаменательному вечеру. Ей казалось, что если она будет на вечере в этом платье, которое по мнению окружающих, ей очень подходило, Георгий наконец-то обратит на неё внимание. Но Георгий остался равнодушным и к самой девушке, и к платью, так шедшему к белой коже её лица и рыжим волосам, завитым в красивые кудряшки и распущенных по плечам. Все жертвы Луизы, проведшую бессонную ночь в самодельных папильотках, оказались напрасными.

  Всплакнув в туалете от обиды, что не замечена была своим кумиром, и затаив злобу на Марийку, уже в общежитии Луиза стала задевать девушку:
— Марийка, спорим, в твоих  жилах течет не только славянская кровь, но и турецкая!
— Это почему-же? Я ведь тебе рассказывала не так давно, что мои предки в давние времена, спасаясь от турок, ушли в Россию.
— Ну и что? Твои прабабки, особенно если были такими же смазливыми как ты, наверняка успели  согрешить разок - другой с турками!
— Луиза, то же самое я могу сказать и о твоих прабабушках, ведь персидские, турецкие и монголо-татарские завоеватели тоже часто порабощали Закавказье.  А среди них, как известно, было много рыжих и кривоногих, как ты!
 Девчонки, слышавшие их спор, прыснули со смеху. Луиза стала пунцовой от гнева, но продолжала спорить с Марийкой:
— Не обязательно, и до нашествия монголо-татар среди осетин рыжих было довольно много. Но все равно, это русским вы обязаны своим спасением!
— Да, Россия спасла болгарский народ, но и сами болгары сражались вместе с русскими против турок во время Крымских и русско-турецких войн, помогали оружием и продовольствием, собранными по всем болгарским селам России, открывали госпитали для раненных. Народы Кавказа тоже освобождены Россией от нашествий мусульман. Если бы не Россия, неизвестно, что стало бы с ними, в том числе и с твоими родными!

— Зато у грузин была царица Тамара! В те времена среди царствующих особ женщины были редкостью, а вот болгарки этим похвастаться не могут!
—Прекраса, названная при крещении Еленой, а впоследствии Ольгой, и воспетая в "Слове о полку Игореве", была болгарской княжной*(1) и женой князя Игоря*(2). После его гибели она правила Киевской Русью долгие годы, будучи опекуном при своем малолетнем сыне Святославе*(3), что приравнивало ее к статусу царицы.
— Время царствования великой Тамары было Золотым веком Грузии! Она успешно воевала с врагами и превратила страну в сильное и могущественное государство, простиравшегося от Черного моря до Каспия. Теперь перечисли, какие земли присоединила к Руси княгиня Ольга?
—Княгиня Ольга не присоединяла к Руси новые земли, но она была мудрой правительницей и прославила Русь. Летописцы превозносили красоту Ольги, а по уму сравнивали с библейским царем Соломоном*(4). Великая княгиня занималась устроением земли русской, возводила храмы, основывала города.
— Царица Тамара была причислена к лику святых за то, что обратила в христианскую веру северокавказских горцев!

— И в этом сходство двух великих женщин, кстати - они и внешне были очень похожи, судя по их портретам! Внук Ольги, которого княгиня назвала в честь своего отца,  князь Владимир Красное Солнышко*(5), под ее влиянием, стал крестителем Руси, переняв христианство из Византии в 998 году. А сама княгиня приняла крещение намного раньше. Она единственная женщина на Руси, которую причислили к лику равноапостольных святых.
—На уроках истории в школе нам говорили, что княгиня была бедной девушкой родом из Пскова.
— Княгиня Ольга родилась в древней болгарской столице-Плескове*(6). Игоря женили на ней для того, чтобы укрепить связь с Византией, в состав которой в то время входила Дунайская Болгария. «Игоря жє ожєни [Ольгъ]*(7) въ Българахъ, поятъ жє за нєго княжну Ольгу. И бе мудра велми »(8), - вспомнила Марийка строку  в энциклопедии, а вслух продолжила, - княгиня основала в X в. на Руси город, и назвала его в честь своего родного болгарского города Плесков, переименованный позже в Псков.
— По твоим рассказам получается, что Святослав был не русским, а болгарином по матери?

— Да, именно поэтому он хотел жить в Болгарии, - «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, в середине земли моей…»*(9), - процитировала наизусть  Марийка слова князя Святослава, прочитанные ею не так давно.
— Как интересно! Марийка, расскажи нам ещё об этой княгине!
— Родственные отношения Ольги с сыном осложнялись тем, что сын не мог сесть на киевский престол, пока жива была его властная мать. Это соперничество двух людей с сильным характером объяснялось тем, что Ольга хотела обратить в сына в христианство, а Святослав до конца жизни оставался язычником.
— Сейчас ты ещё скажешь, что и Романовы*(10) произошли от православных болгар! - язвительно заметила Луиза.
— Нет, Романовы ведут свою родословную от пруссов, но вот в потомках рода Рюриковичей*(11), их предшественников, точно была болгарская кровь княгини Ольги!
— Почему же в наших учебниках написано все по-другому, и учитель истории ничего не говорил нам из того, что ты рассказываешь?
— Да потому, что революция переписала историю! Видимо, большевикам нужно было, чтобы княгиня Ольга происходила из простого русского народа, вот и были забыты научные труды, в которых на основании древних свидетельств дореволюционные русские историки утверждали о болгарском происхождении Ольги и истина попросту замалчивалась. В то время...

Но тут Марийка прикусила язык, вспомнив о просьбе матери не говорить ничего лишнего, так как даже стены имеют уши. Она не стала показывать свою обиду Луизе, хотя гордость её была изрядно задета. Девушка понимала, что нужно обоснованно доказать свою правоту в споре с подругой, и что этого ждут их соседки по комнате, которые стали невольными свидетельницами спора. Марийка полистала свою старую энциклопедию, нашла в ней главу "Княгиня Ольга" и стала читать студенткам события давно минувших времён:
— "В начале X века войска  болгарского царя Симеона*(12) осадили столицу Византии
и регентский совет, правивший страной от  имени малолетнего императора Константина*(13), не в состоянии отразить нашествие врага, принял все требования болгар для заключения мира. Скрепить союз должен был брак болгарской принцессы Прекрасы и Константина. Прекраса принадлежала к  царскому роду, дедом её был креститель Болгарии царь Борис*(14). Отец невесты, царь Владимир*(15) отступился от православия, за что был низложен и ослеплён, а мать происходила из простых варяг*(16).
В изгнании  родилась девочка, получившая языческое имя  Прекраса. Тем временем власть перешла к  младшему брату опального царя, Симеону, который  впоследствии и решил судьбу своей племянницы. Согласно византийским законам, обручение императора возводило его невесту в императорское достоинство.
 Болгарка получила при крещении христианское имя Елена и стала императрицей державы ромеев. Венценосному жениху при обручении было 8 лет, примерно такого же возраста была его невеста. Но стараниями матери жениха, императрицы Зои*(17), брак был расстроен. Предлогом послужило то, что Константин якобы был воспреемником  Прекрасы при крещении и, следовательно, её духовным родственником. Такие браки в православии запрещены. И девочку отправили на родину.

В ответ на неслыханное оскорбление Симеон объявил войну Византии. Елена-Прекраса, как и некогда античная Прекрасная Елена, стала причиной ожесточённых сражений. В разгоревшемся конфликте отличился союзный болгарам русский князь Олег со своим войском. Желая скрепить союз с могучим русским  народом, Симеон выдал вернувшуюся племянницу замуж за сына князя Олега, Игоря.
Будучи уже вдовой и царицей собственной огромной державы, Елена посетила Константинополь и встретилась со стареющим императором Константином. Сочинения, написанные им, свидетельствуют о том, что это свидание, и всё, что связано с его первой невестой, оставили в душе императора глубокий след. А в это время, когда Константин пытался учёными занятиями заглушить воспоминания о прекрасной болгарке, на берегах Днепра великая киевская княгиня Ольга уже ревностно прививала христианство в языческой стране. Вот за эту подвижническую деятельность русской церковью она и была причислена к лику святых."
  Студентки попросили Марийку рассказать им ещё что-нибудь интересное про древнюю Болгарию и болгар, великих правителях и полководцах.

 Девушка рассказала им про гуннов, древних предков болгар и их грозного царя -легендарного полководца Атиллу*(18), завоевавшего Азию и почти всю Европу, про болгарского хана Кубрата и его сыновей, расселивших свои племена в далёких землях, про полумифического певца и музыканта фракийца Орфея, до конца жизни оплакивающего свою возлюбленную жену Эвридику. Рассказала и о другом не менее знаменитом фракийце - Спартаке. Луиза не выдержала явного триумфа Марийки и заявила с ехидцей:
— А тебе не кажется, начитанная наша подруга, что ты готова причислить не только  всех греческих героев, но наверное, и греческих богов к фракийцам, которые были, с твоих слов, предками современных болгар?
— Нет, не кажется, строгий мой критик! Фракийцы самый древний народ Балкан, и они действительно были одними из предков, а точнее - предшественниками современных  болгар, македонцев, молдаван и румын. Поскольку в те времена  у этого народа не было своей письменности,  фракийских героев и богов описали их соседи-греки. А заодно и позаимствовали многое у них. Действительно, почти все греческие боги, на самом деле - фракийские. Четыре главных бога фракийцев соответствуют греческим Аресу, Артемиде, Дионису и Гермесу. Греческий бог войны Арес на самом деле фракийский всадник Герос или предшественник христианского великомученика - святого Георгия.

— Неужели ты хочешь сказать, что всадник Герос - предшественник так чтимого у русских, грузин и осетин святого Георгия-Победоносца - фракиец?
— Да, Луиза, именно это я и хотела сказать. Объясняется это очень просто-поскольку под натиском римлян фракийцы вынуждены были переселиться на территорию современной России, они оказали большое влияние на культуру языческой в то время Руси.
— Смешно быть патриоткой страны, которую ты никогда даже в глаза не видела!
— Зато её чувствую! По рассказам родных и по книгам я знаю историю страны своих предков, характер и нравы болгар!
— Ну и что же примечательного в твоём народе?   
— Очень многое! Основные черты болгар - мужество, нравственность, трудолюбие, отзывчивость, а также душевное спокойствие, радушие и доброжелательность. Но есть и генетические недостатки - заниженная самооценка, чрезмерная обидчивость, излишняя робость и скромность, плохо сказывающаяся на нашем национальном развитии. Это как две стороны одной медали и как наследие турецкого ига. Но те зверства турок и нечеловеческие страдания, который испытывал мой народ на протяжении почти пяти веков не могли пройти бесследно. И как мы не стараемся выдавливать из себя рабов, это пока плохо получается. Когда в быту человек воспитан, сдержан, скромен - это хорошо, но когда нация из-за излишней скромности проявляет нерешительность, робость и застенчивость, которые умаляют её национальное достоинство, это мешает её развитию.

— Ты и правда скромная и застенчивая, Марийка, но ты никак не похожа на рабыню! Уж мы-то знаем, что в тебе есть непомерное чувство собственного достоинства и гордость. Интересно, откуда они взялись у тебя, дочери простых болгарских крестьян?
— Луиза, мне кажется, ты слишком преувеличиваешь! Но ты отчасти права. Я никак не могу подтвердить свою родословную, но знаю, что моя далёкая прабабка происходила из когда-то знатного рода.
 И Марийка, не обращая внимания на язвительность подруги, продолжала рассказывать девушкам об исторических героях Балкан.
Особенный интерес вызвал у девушек рассказ о царе и полководце Александре Македонском (Великом), и о его жене, красавице Роксане, бывшей дочерью царя покорённого им племени бактрийцев, от которых и произошли древние болгары. Они с удивлением узнали, что Александр Македонский был не греком, как ошибочно утверждали некоторые историки, а античным македонцем, родственным скорее фракийцам, чем грекам.

Увидев портрет Македонского в энциклопедии, студентки шутливо заметили, что этой царице повезло - такой мужественный и красивый у неё был муж!
Но Марийка тут же им рассказала, что Роксану и её сына убили через несколько лет после смерти Александра претенденты на царский трон.
Притихшие девушки искренне посочувствовали древней царице. Затем они выпили чай с сухариками и легли спать, размышляя о том, что лучше родиться в бедной семье, голодать и мёрзнуть в студенчестве, чем жить в богатстве и роскоши, и быть убитой молодой и красивой в дикие времена.

                продолжение следует:http://proza.ru/2021/03/06/1597


*(1)  Впервые о болгарском происхождении княгини Ольги упоминается в рукописном сборнике XVIв. «Новый Владимирский Летописец».
 *(2)  Князь Игорь (878-945) - киевский князь, сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.
 *(3)  Святослав Игоревич - князь Киевский и глава Древнерусского государства в 945-972 гг. В связи с гибелью его отца, князя Игоря, реальной правительницей Руси  являлась его мать княгиня Ольга до совершеннолетия сына.
 *(4)  Владимир Святославович (Красное Солнышко), (960 - 1015 гг.)- князь новгородский и киевский, при котором произошло Крещение Руси.
 *(5)  Плесков - древнейшая столица Болгарии в VII-IX веках. Заложен основателем болгарского государства ханом Аспарухом.
 *(6)  Профессор И.И. Малышевский "Происхождение русской великой княгини Ольги, святой" стр. 1-27, 325-353.   
 *(7) Романовы - династия русских царей, выходцев из Пруссии. Родоначальник династии-боярин Иван Кобыла.
 *(8)  Рюриковичи - княжеский, позднее также царский  род потомков Рюрика.
 *(9)  Симеон I Великий (864-927) - царь Болгарии, с именем которого связан Золотой век болгарского государства.
 *(10)  Константин VII Багрянородный (905-959) - византийский император из Македонской династии.
 *(11)  Борис I (1-я пол. IX в. - 907 г.) - правитель Болгарии, ввёл христианство в качестве государственной религии в 865 г.
 *(12) Владимир Расате - правитель Болгарии, старший сын князя Бориса Святого, низложен и ослеплен за языческое преследование христианства.
 *(13)  Варяги - выходцы из Скандинавии, состоявшие на службе у правителей Древнерусского государства и Византии.
 *(14) Зоя Карбонопсина (в переводе с греч. «Угольноокая») - четвёртая жена византийского императора Льва VI, мать императора Константина VII.
*(15) Князь Олег («Вещий»), князь Новгородский, великий князь Киевский (850 – 912 гг.). Правил с 879 по 912 год, был регентом малолетнего князя Игоря. Согласно Иоакимовской летописи, князь Олег переименовал Прекрасу - Елену в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).
*(16) Малышевский И. И. Происхождение русской великой княгини Ольги св. Том XXVI.
*(17) Атилла - правитель гуннов в 434-453 гг., объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
*(18) из статьи "Памятнику кану Аспаруху в г. Запорожье быть" Ивана Петровича Ангелова (род. в 1953 г)  –  председателя Движения за сохранение исторической памяти болгар, одного из основателей памятника князю Аспаруху в Запорожье.   

 Васил Горанов (1972), современный болгарский художник. «У розового куста»


Рецензии
Великолепный слог! И какие точные, глубокие описания характера. Этой главой особенно восхищена.

Елена Харина   29.06.2023 09:19     Заявить о нарушении
Мне очень важно было знать Ваше мнение как психолога. Этот характер и внешность списаны с моей "подруги", с которой врагов не надо.
Благодарю за интерес к моей работе и за рецензию.

Ирина Милчевская   29.06.2023 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.