Бег по кругу

     Ну, вот и дожили!
     Наступил столетний юбилей Великой Октябрьской Социалистической Революции. Сколько помню себя, все значимые события моей жизни всегда были связаны с историческими датами СССР и, в особенности, октября 1917 года. В ноябре 1952 года я стал октябренком, в 1960 году комсомольцем. Седьмого ноября 1967 года, я был женихом на собственной свадьбе. В 1970 – ом, в год празднования столетнего юбилея В.И.Ленина, среди моих друзей модным было «заглянуть» в 2017 – ый и пофантазировать о будущем великого Советского Союза. Мы не думали о себе, не думали, доживем ли до этого юбилея. Мы лишь гадали, какого расцвета достигнет наша страна и как счастливы будут наши потомки, которым доведется жить в это время в нашей стране.
     Эх, знали бы мы!
     Большинство моих друзей, да и я, слава Богу, еще живы. Но страна, в которой мы родились, выросли, жили и мечтали, увы, умерла. Умерла в одиночестве, оплеванная врагами и брошенная фальшивыми друзьями. Все таки правы мудрецы, говоря: «Бог улыбается, когда слышит наши планы и мечты». В своих фантазиях мы были слишком наивными, ибо не ведали, да, честно говоря и не хотели знать - ведать, что история любого государства, это что то вроде романа, с лихо закрученным, как в детективе, сюжетом, в котором есть место трагедиям и победам, ярким героям и подлецам, гениям и просто дуракам. И эту необъятную палитру лиц и событий мы называем историей государства и народа. И всегда находятся отдельные граждане, которые берут на себя смелость, но не груз ответственности, «научно» обосновать свое видение истории и право предвидеть будушее человечества. При этом они опираются на выводы таких же «предсказателей» и «ученых», живших ранее и, в большинстве своем, уже ушедших в мир иной. В результате на свет является новая теория мироустройства в виде книги, брошюры или набора лозунгов, которые затем берут на вооружение другие люди и приступают к действиям, из искры раздувая пламя. Именно так и случилось в России, великой и вполне успешной империи. Малограмотному народу подсунули мечту о светлом коммунизме и увлекли за собой грамотные, но пустые мечтатели. Теперь то мы научены горьким опытом и знаем цену этой мечте. Наступило время «собирать камни», осознать куда попали и куда идти. Неплохо бы и поразмышлять, спросить себя: «Почему, именно нам выпала такая доля? И что было бы, если бы…?».
     К великому сожалению, не все так просто. Спросить то можно, да ответить трудно, даже почти невозможно. Можно лишь найти варианты с той или иной степенью приближения к истине. А чтобы не блуждать в потемках, в поводыри нужно взять свой разум и опыт, знать свою историю, искать эту истину в документах, в научных трудах, в воспоминаниях участников и свидетелей событий. Но и этого мало, ибо «сколько людей, столько и мнений». В среде ученых также нет единого мнения и это закономерно. Они ведь тоже люди. Остается лишь одно: примирится с мыслью о недосягаемости истины и не судить прошлое, а извлекать  уроки из него, чтобы не допускать ошибок в будущем.
     Я не отягощен высокими званиями ни в науке, ни за заслуги перед отечеством, пенсионер обычный, тем не менее, осмеливаюсь иметь свое мнение. Поэтому, благословясь, приступаю к изложению этого мнения касательно судьбы моего народа и моей страны. Для краткости хочу опустить спокойные времена, когда жизнь протекала плавно, без особых катаклизмов, а таже времена реформ Петра и Ивана Грозного. Конечно, мне ближе последние сто лет истории, так как это мое время, в котором я прожил значительную часть своей жизни и именно на эти сто лет приходятся наиболее яркие события в истории России. Ибо они явились не результатом эволюции, а обусловлены революционными катаклизмами, непродуманными реформами. И начало подобным преобразованиям положила освободительная реформа 1861 года. По высочайшей воле царя Александра II, крестьян тогда освободили о крепостной зависимости. Ура-а!! И: «Долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию». Россия сделала исторический выбор! Шагнула вперед, аж, семимильным шагом. Но…! Аплодисменты и возражения стихли, а умные люди увидели результаты сделанного и застыли в недоумении: «король то, оказывается голый!». Освободившиеся крестьяне были выброшены на произвол судьбы. Их «освободили» и от земли. Предложили выкупить. Втридорога! А откуда у бывшего узника деньги, никого не интересовало. И это классический пример недореформы. А в проклинаемых ныне США сделали по другому. Примерно в это же время президент Линкольн раздал землю всем желающим гражданам по символической цене, то есть фактически бесплатно. Результаты обоих действий: наши крестьяне из одной кабалы попали в другую, а американские стали вольными фермерами и кормят ныне всю страну и еще полмира. Так что же такое Освободительная реформа: разрушительная мина под будущее благополучие России или благо? На мой скромный взгляд, происшешее, это не реформа, а именно недореформа и первый шаг к уничтожению села.
    Пойдем дальше. В России, еще с петровских времен, стал развиватся капиталистический путь развития. А вместе с капитализмом, стал формироватся и его могильщик, рабочий класс. Недореформа 1861 года придала этому процессу дополнительный импульс в виде свободной рабочей силы. А тут подоспела и соответствующая теория. Два бородатых еврея опубликовали «Манифест коммунистической партии», в котором сформулировали основные постулаты новой модели обустройства общества. Основная идея: отмена частной собственности на землю и передача её государству. За землепользование предлагалось брать плату в госказну, а не в карман частных владельцев. Кроме того, они предлагали ввести госмонополию на банковскую систему и дифференцировать налоги в зависимости от уровня обеспеченности плательщика. Манифест объяснял историю общества, как историю борьбы классов и таким образом, стал основой для теории научного коммунизма. Классовая борьба, по их мнению, является основной движущей силой истории и роль гегемона в этой борьбе принадлежит пролетариату, как единственному создателю прибавочной стоимости. Отсюда следовал вывод: пролетариат и классовая борьба неизбежно приведут общество к социальной революции и переходу к новому общественному строю, где классы исчезнут, потому что наступит всеобщее равенство. Прекрасно, слов нет, райская идилия. Но! Внимательно послушайте: «…пролетариат не может завоевать своего политического господства без НАСИЛЬСТВЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ». Именно  так и писали эти двое. А вслед за ними повторил и наш «гениальный» вождь: «Без насилий по отношению к насильникам, имеющим в руках орудия и органы власти, нельзя избавить народ от насильников». Вот и все! Приговор окончательный, обжалованию не подлежит: «Без насилия нет пролетарской революции!» Точка.
     Конец девятнадцатого и начало двадцатого веков прошли под знаком невиданного ранее противостояния царизму со стороны отдельных революционных группировок и партий. Убили даже царя – освободителя. И это можно трактовать, как один из первых признаков деградации царской власти. А деградировать она начала, прежде всего, в императорских персонах. И если предпоследний император мог сказать: «Европа подождет, пока русский царь рыбу удит», то его инфантильный сыночек и наследник, Николай II, явил собой полную противоположность. Но это еще были только  «цветочки». Урожай пожинать стали позднее. Началась первая мировая. Страна вступила в пору суровых испытаний. На фронтах гибли граждане России, а царская семья искала способы спасения больного наследника от гемофилии. Из жизни людей ушел страх и уважение к власти. Над царем смеялись, придумывали анекдоты о царице и её фаворите, Григории Распутине. Бездарный «хозяин» земли русской метался между долгом и семейными проблемами. Результатом явилась февральская революция. Но господа из состава Временного правительства оказались несостоятельными и неспособными к управлению страной. Власть в результате осталась бесхозной. И в этот момент на сцену вышли большевики, идеологически заточенные на идею победы пролетарской революции и построение коммунизма во всем мире. А согласно их принципам, основным методом избавления народа от эксплуатации и насилия, было ответное революционное насилие (см. выше). Страна рухнула в пучину гражданской войны и откатилась в своем развитии на десятилетия назад. Голод и разруха правили бал в совсем недано богатейшей империи. Массы голодных горожан с мешками за спиной ринулись в деревню, чтобы обменять там личные вещи и ценности на кусок хлеба. Страна катилась в пропасть. И это был первый итог большевистской революции и «пролетарской» власти. Загнав себя в тупик, они лихорадочно стали искать выход. И нашли его! Ибо сказано: «Да обрящет ищущий».
     Большевики, это ведь не царь, сказавший «да» и уже не имевший права хода назад. Их власть, словно фокусник в цирке, внезапно ослабила вожжи военного коммунизма и вынула из рукава идею НЭПа. Это был ход назад, но ход гениальный. НЭП, словно палочка – выручалочка быстро снял угрозу голодной смерти в городах. Но большевики прекрасно понимали, что это классовые враги и они неизбежно со временем возьмут власть в свои руки. Поэтому, как только спала острота, НЭП свернули, а нэпманов отправили в тюрьму. Затем приступили к селу. А там тоже вырос новый классовый враг: кулачье. Их вместе с чадами и домочадцами выгнали из родных домов, отправив в дальние края. Широкое поле для социалистических опытов, реформ было расчищено. Оставшихся крестьян согнали в колхозы, отняв у них скот и землю. В результате этой нехитрой, но кровавовой операции партия получила полный контроль над крестьяской жизнью. Бывших крестьян опять закабалили, отняв у них право свободного выбора места жительства и работы. Это был тот же, хорошо знакомый на Руси, крепостной строй, но уже осененный светом знамени Ленина – Сталина и мечтой о коммунизме. Круг замкнулся. История с освободительной реформой продлилась семьдесят лет и вернулась на исходную позицию.
    А большевики шли дальше, опираясь на проведенные недореформы, а если точнее сказать, антиреформы. Главной задачей в большевистских умах оставалась мировая революция, победа над мировым злом – капитализмом, а для этого СССР должен быть сильной державой. Отсюда и необходимость индустрализации страны, но не в целях улучшения жизни народа. Деньги на «великие свершения» отняли у церкви, разорив монастыри и приходы, расстреляв и отправив в лагеря непокорных служителей культа. А чтобы закрыть рот всем, кто не согласен, религию объявили опиумом для народа, запретив гражданам отправлять религиозные обряды и верить в Бога. Обеспечив, таким образом, тылы на селе, они в то же время получили в распоряжение миллионы рабочих рук. Страна превратилась в лагерь с миллионами зеков, живущих в зонах за решеткой, в деревнях без паспортов и в городах на полуголодном положении. И все до изнеможения вынуждены были работать за пайку хлеба. Россия на долгие годы погрузилась в сталинскую эпоху.
    Годы правления «отца всех народов», видимо, будут вечно служить благодатной почвой для раздрая в нашем обществе. Для одних он изверг и убийца, для других великий вождь и самый эффективный менеджер. Ныне Сталин уже не «Отец родной» и не икона, а человек с тысячью взаимоисключающих лиц. Знаменитый псевдоним: «Сталин» уже не мистическое подобие псевдонима «Ленин», а перевод на русский язык грузинского слова «джуга», означающего слово: «сталь». Он правил страной, как умел, ориентируясь на собственные представления о  коммунизме. И здесь его методы мало, чем отличались от существующих, в то время, в мире. Например, Рузвельт, в начале войны с Японией, моментально упрятал в тюрьмы всех (именно всех!) граждан США (именно граждан!) японского происхождения. Сталин прекрасно знал, что мягкотелость в госуправлении неизбежно приведет к развалу страны и утрате былых завоеваний. Примером этого явилась судьба царской России и семьи Николая II. Сталин стал использовать страх, как средство достижения поставленных большевиками целей. Никто не мог чувствовать себя в безопасности и, поэтому каждый вынужден был, хотя бы делать вид, что добросовестно служит советской власти. Это обстоятельство позволило установить на всех предприятиях и хозяйствах железную дисциплину, а это, в свою очередь и обеспечило достижение тех результатов, которые имел СССР, в том числе и Великую Победу. Не имеет смысла подробно говорить здесь о цене этих достижений. Эта страшная цена, есть плата за те революции и антиреформы, что проводили с моей Родиной большевики и им сочувствующие граждане.
    Огромное напряжение страны и граждан несколько ослабло в 1953 году. Сталин и его эпоха закончились. В новой череде вождей, каждый вождь по своему развивал теорию научного коммунизма и неизбежности краха капитализма. Но через сорок лет блужданий и поисков всеобщего счастья, КПСС приказала всем долго жить, а сама, как в свое время Моисей, ушла в небытие. В России наступило время новых преобразований, новых грандиозных реформ.
      Последний Генсек КПСС затеял перестройку, а чем руководствовался при этом, я не знаю. Одни говорят, что он шпион американский (английский, немецкий, японский…), другие, что хотел, как лучше, а некоторые, что просто дурак. Так или иначе, перестройка явилась актом самоубийства для Советского Союза. Она взорвала громадную империю изнутри, как когда то случилось и с царской Россией. Дело дошло до роспуска и запрета КПСС, крушения СССР. Наиболее активные и сообразительные большевики быстренько перекрасились в демократов и возглавили процесс разрушения почти построенного «развитого» социализмам и начало новой «созидательной» фазы в судьбе многострадальной страны, строительство капитализма. В один миг мы из разряда товарищей перешли в разряд господ. И вновь, как и прежде, на весь мир звучит раскатистое: «Ура – а – а!!». И: «Долго не смолкающие аплодименты, переходящие в овацию!». Реформы и революции с 1861-го по 1991-ый сделали полный оборот вокруг идеи поиска лучшей жизни. Но получилось очень грустно и даже трагично: реки крови и горы трупов, таков итог. А Россия так и осталась страной второго сорта и, как заблудившийся в лесу грибник, вновь оказалась на распутье у того же столба, на котором начертано: «Направо пойдешь…, налево пойдешь…», ну и так далее, мы все знаем эти сказки. Мы же скоропостижно, даже не вчитываясь в написанное и не почесав затылок, не подумав, сделали выбор. И в результате имеем: российскому капитализму нет еще и тридцати лет, а народ уже устал от младенца. Эта крохотулька уже показала свое отвратительное личико и так рано выросшие зубы. Существо, палец о палец не ударившее для пользы народа, уже умеет больно кусатся и заявляет о своем праве на роскошь и презрение к тем, которые «не имеют миллиарда». Новые хозяева жизни, в большинстве своем разного рода жулики и бандиты, а проще сказать ворье, завладели огромным капиталом, сравнимым с бюджетом страны в целом. Народ же, как всегда, оказался в сплошных убытках. И ему, народу, опять, как и прежде, остается лишь надеятся на батюшку – царя, вождя или президента.
     Совсем скоро нам предложат сделать выбор, кого поставить на престол. Но мы это сделали еще вчера и 18 марта - пустая формальность. Для страны важен  не наш выбор, а выбор самого президента. Он будет решать по какому пути пойдет Россия. По пути настоящих, сотни раз обдуманных и выверенных реформ или по избитой дороге недореформ. Сумеет ли наш лидер, наконец, отделить «мух от котлет», разжиревших на госхарчах воров от трудового люда, сформировать по настоящему работающее правительство. Надеюсь, вместе с ним Россия разорвет, наконец, порочный круг революций, полуреформ, и антиреформ, которые сыпались на наши головы в протяжении веков и всегда неизбежно вели к поражению и потерям. Надеюсь, что мы вместе с государством по настоящему начнем вставать с колен, чтобы строить, наконец, достойную жизнь, а не новый маршрут для нового забега по кругу.


Рецензии