C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

06 1. Курск. Георгий Свиридов

Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 [16] декабря 1915 в городе Фатеж. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.
В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, недолго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), перебазированное в августе 1941 в город Бирск Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1973 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. Интересно, что 17 сентября 1958 года в газете «Правда» за подписью Свиридова  была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике. По-видимому, потому, что не пел «песни» Свиридова.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Один из основателей Петровской академии наук и искусств.
В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Теперь о творчестве Свиридова.
Есть сайт: 20 легендарных произведения Свиридова: Из них самые знаменитые мелодии:
- К фильму «Метель» (1964), их штук 9, но хороших и без повторов только три:
   - Тройка;
   - Вальс;
   - Романс;
- И плюс Время, вперед! (1965).
И с точки зрения мелодий – это всё, что есть в творчестве Свиридова! В остальных его произведениях с мелодиями слабовато.

Ещё в фильме «Метель» есть:
- Весна и осень – вяло;
- Пастораль – можно согласиться, хотя тоже вяло;
- Военный марш – неплохо;
- Венчание – нечто невнятное;
- Отзвуки вальса – повтор мелодии Вальса, но более нежный.
- Зимняя дорога – повтор Тройки.

Я специально посмотрел ещё раз фильм «Метель». Да, всё на месте. И даже те вещи, которые я забраковал выше, тоже «работают» на сюжет. Больше того, музыка Свиридова фактически держит всю картину, которая снята как-то схематично, игра актёров оставляет желать лучшего, а Титова – вообще, кукла.
 
А остальные 10 легендарных произведений, в которых, на мой взгляд, ничего «легендарного» (мелодий) нет:
- «Уральский напев» из оркестровых сюит (1968), созданных на основе музыки к кинофильму «Время, вперёд!»;
- «Частушки» из оркестровых сюит (1968), созданных на основе музыки к кинофильму «Время, вперёд!»;
- «Марш» из оркестровых сюит (1968), созданных на основе музыки к кинофильму «Время, вперёд!»;
- «Маленький фокстрот» из оркестровых сюит (1968), созданных на основе музыки к кинофильму «Время, вперёд!»;
- «Ночь» из оркестровых сюит (1968), созданных на основе музыки к кинофильму «Время, вперёд!»;
- «Аллегро кон спирито. Си минор» - неизвестно, когда создано;
- «Престо. Фа мажор» - неизвестно, когда создано;
- «Ларго. Соль минор» - неизвестно, когда создано;
- Галоп в составе «Альбома пьес для детей» (1948);
- Музыкальный ящик (Андантино) в составе «Альбома пьес для детей» (1948)

Кроме этого я прослушал ещё несколько симфонических произведений Свиридова:
- Патетическая оратория на стихи Маяковского (1958). Фигня. Стихи Маяковского из школьной программы, только не прочитанные, а протянутые басом.
- Поэма памяти Сергея Есенина (1956). Тоже нудно, длинно, много грохота, что Есенину не свойственно. Стихи Есенина, естественно, не самые сильные, поскольку сильные уже давно в песнях. Есенина, вообще, не слышно – слышен грохот Свиридова.
- «Отчалившая Русь» вокальный цикл на стихи Есенина (1982). Здесь хотя бы слышны стихи Есенина. Лучше, чем «памяти Есенина». Но мелодий не слышно. Только какие-то намёки.
- Цикл из 6 романсов на стихи Пушкина: Зимний вечер, 19 октября, Зимняя дорога, Няне, Предчувствие, Подъезжая под Ижоры. Ничего особенного. Почему в своё время объявили, что этот цикл показал миру будущего великого мастера вокальных жанров? Стихи под музыку. Или музыка со стихами. Но мелодий нет! Таких, как в иллюстрациях к «Метели». Или из того же Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Не спасает вступительное слово Смоктуновского. Лучше бы он просто прочёл стихи. И блестящий голос Образцовой не спасает. Хотя зал полон и хлопают… Но у нас аплодировали и докладам Брежнева.
- Маленькая кантата на стихи Пастернака «Снег идет». Тоже фигня. Мелодий нет.
- Одна военная «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт». Никогда не слышал. И ничего не потерял.
- Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1942). Одна песня под гитару – терпимо. Типа студенческой песни. Напоминает «Напрасно старушка ждёт сына домой». Собственно это и есть мелодия знаменитой песни «Раскинулось море широко». Но это Гурилёв -романс «После битвы» (1843 год). А нам эта песня памятна по исполнению Утёсова.
- Кантата «Курские песни». 60-е годы. Тоже фигня.

Конечно, если всё время слушать все эти кантаты и оратории, то можно проникнуться, что, вроде, так и надо. Они не режут слух. Во всяком случае, это не какая-то какафония, а более-менее связные музыкальные произведения. Но почему же нет мелодий? Только четыре за всю жизнь!!!
И за всё это он получил сполна:
- Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1975 года, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства, и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 декабря 1995 года) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство
- Четыре ордена Ленина (16 декабря 1965 года; 2 июля 1971 года; 18 декабря 1975 года; 13 декабря 1985 года)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Народный артист СССР (1970 год)
- Народный артист РСФСР (1953 год)
- Ленинская премия (1960 год) — за „Патетическую ораторию“ на слова В. В. Маяковского
- Сталинская премия первой степени за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) (26 июня 1946 года) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели
- Государственная премия СССР 1968 года в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) (5 ноября 1968 года) — за „Курские песни“ для хора и оркестра»
 -Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры (31 октября 1980 года) — за концерт для хора «Пушкинский венок»
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (в области музыкального искусства) (29 мая 1995 года) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (15 декабря 1997 года)
- Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
- Ордена и медали иностранных государств
- Премия мэра Москвы в области литературы и искусства
- Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
- Почётный гражданин г. Курск (1982)
- Почётный гражданин города Москвы (3 сентября 1997 года) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы
- Почётный доктор СПбГУП с 1996 года
Может быть, это оттого, что Свиридов был ещё и секретарем Союза композиторов СССР?

У Пахмутовой, например, немного меньше наград. Но разве можно сравнить её бесчисленное количество разных запоминающихся песен и  всего 4 мелодии Свиридова? Пахмутова тоже написала много всякой мути и писала, что называется, на злобу дня. И кантаты, и концерты, которые, так же как и свиридовские, не остаются в памяти. Почему из одного композитора мелодии сыплются как из рога изобилия, а другой сочинит несколько и почивает на лаврах всю жизнь? Правда, Свиридов сначала усердно работал, я бы даже сказал, пахал, а потом сочинил те четыре мелодии, когда ему было 50 лет. Неисповедимы пути творчества!
Вспоминаются стихи Пушкина из «Египетских ночей»:
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.

Можно, конечно, сказать, что я ничего не понимаю в классической музыке. Я не музыковед, не музыкант, хотя есть слух и, говорят, что неплохо пою. Но когда я слушаю «Лунную сонату», или 1 концерт Чайковского, или 2 концерт Рахманинова, или концерт Грига, то перехватывает дыхание и навёртываются слёзы. Да есть ещё очень много таких вещей, от которых мороз по коже. Когда это вспоминаешь, то понимаешь, что это и есть классическая музыка. А Свиридов со своими «ораториями» и «поэмами» - это где-то на обочине музыки.
Но меня заел один вопрос: как же так получилось, что Свиридов 30 лет писал всякую муть, потом вдруг сочинил несколько шедевров, а потом опять возвратился к прежнему. Больше того, Свиридов был сам недоволен своей работой в «Метели». Был удивлён успехом этой музыки. И после ничего подобного не писал, продолжал «мутить».
Для начала я немного покопался в личной жизни. Может быть, были какие-то коллизии, вдохновившие композитора? Это нечто вроде того, что произошло с Заболоцким в возрасте 53 года, когда жена ушла к другому, а он спутался с Роскиной. Как результат – цикл лучших его стихотворений «Поздняя любовь»: http://www.proza.ru/2017/02/17/1302.
Но нет, ничего похожего в жизни Свиридова не было.  Он, правда, был трижды женат, и были тяжёлые обстоятельства. Самоубийство сына от первого брака  примерно в 1958 году, когда он уже давно был в разводе с первой женой (с 1947 года). Развод со второй женой (1953) и женитьба на третьей, Эльзе Густавовне, которую многие считают единственной. То есть никак это не складывается с годами «Метели» и «Времени, вперёд!» - 1964 и 1965.
Не выдерживает критики байка Антона Вискова. По его словам, Свиридов так рассказывал историю создания музыки к «Метели»: “Когда меня отовсюду выгнали (имелось в виду — с должности в Союзе композиторов. — А. В.) и не на что было жить, Эльза вынудила меня писать для кино. Я тогда на нее очень ругался: это ты заставляешь писать меня эту ерунду! Потом, после того как фильм пошел, стали вдруг приходить письма, где меня благодарили за музыку, от разных людей, с самых разных мест». (Антон Висков http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=6&id=4). В Союзе композиторов Свиридов был на руководящих должностях с 1957 по 1974 годы. Скорее эту историю можно отнести к созданию «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»» в 1973 – 74 годах, когда он, действительно перестал быль секретарём Союза. И Эльза «заставила» его переработать мелодии из «Метели» в симфонические произведения, которые начали исполняться в концертах и приносить дивиденды.
В общем, я пришёл к выводу, что этот прорыв в творчестве Свиридова, который он сам не заметил, произошёл спонтанно. Талант его долго пробивался сквозь кантаты и оратории и, наконец, пробился. Может быть, взыграли какие-то гормоны? Но в итоге народ знает Свиридова. И это хорошо.
Со Свиридовым у меня получилось что-то похожее на Фета. Ознакомившись более-менее с его творчеством, я наткнулся на обширные дневники в виде книги «Музыка как судьба». Я честно прочитал все 732 страницы и нашёл много интересного как по вопросам состояния  и развития музыки в России, так и по литературе, политике, о характеристике современников. Дневники он вёл с 1972 по 1994 годы.
Записи собраны музыковедом, президентом Национального Свиридовского фонда, племянником Свиридова  Александром Белоненко.

В отличие от Фета, записи Свиридова не систематизированы, даже по времени они не совсем упорядочены. Множество пробелов, фамилии многих известных людей и описание событий заменены на многоточие типа «...<фраза не завершена». Чувствуется, что составитель активно «поработал» над текстом.
Видно, что Свиридов был очень осторожным человеком в этих записях. И поэтому дожил до 85 лет. Понятно, почему он не записывал свои мысли и впечатления в период сталинизма. Но почему их нет во время оттепели? Возможно, он не поверил, что «уже можно»? Поверил, когда «стабилизировался» брежневизм.
Я, всё-таки, взял на себя труд «разложить по полочкам» мысли композитора, которые мне показались интересными, а также в отдельных случаях мне было интересно наблюдать, как изменяются со временем оценки Свиридова. Не со всеми соображениями я согласен и тоже пишу об этом.

Вначале запись из тетради 1972 – 80 года, давшая название всей книге:
Музыка как забава.
Музыка как профессия.
Музыка как искусство.
Музыка как судьба.

- О музыке вообще.
Музыка - искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой - Мысль, тем более какую-либо Философию. То, что в музыкальных кругах называется Философией, есть не более, чем Рационализм и диктуемая им условность (способ) движения музыкальной материи. Этот Рационализм и почитается в малом круге людей Философией. На своих волнах (бессознательного) музыка несет Слово и раскрывает сокровенный тайный смысл этого Слова. Слово же несет в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли). Музыка же несет Чувство, Ощущение, Душу Мира. Вместе они образуют Истину Мира.
Рациональное выражается через Волю.
Бессознательное — через Откровение.
Современная музыка представляет из себя, главным образом, оторвавшийся от мелодии аккомпанемент, разросшийся до чрезвычайной степени, необыкновенно разнообразный, очень изобретательно варьируемый, раскрашенный в различные тембры, ритмически прихотливый и т. д. Ей решительно не хватает одного - мелодии, души музыки, того, что составляло всегда главное, суть музыкального искусства, за что люди всегда наиболее любили и ценили композиторов. В самом деле, наиболее любимые композиторы - это те, кто в наибольшей степени обладал мелодическим даром (он-то и считался всегда музыкальным дарованием): Моцарт, Шопен, Чайковский, Шуберт, Россини, Верди, Бетховен, Бородин, Мусоргский, Рахманинов, Пуччини и многие другие.  (Неужели Свиридов считал все свои произведения мелодичными?! – АТ)
10 июля 1978. Мелодия, гармония, простые ритмы - все эти средства слишком элементарны для изощренного уха современного любителя музыки и особенно профессионала. А профессионалов и полупрофессионалов, благодаря распространению музыкального образования, стало огромное количество.
За последнее время о музыке написано огромное количество слов. Десятки, сотни и даже тысячи людей занимаются ее толкованием. Мусоргский называл их «музыкальными цадиками». Тысячи людей сделали своей профессией толкование музыки. Обилие бессловесной, бестекстовой музыки особенно располагает к этому. Это напивается философией.
4/II-83 г. Современный симфонический оркестр своим грохотом, как гигантским гвоздем, намертво прибивает слушателя к филармоническому креслу. Звучание хора поднимает человека в высоту, отрывает его от этого кресла, преодолевая силу земного притяжения.
Способна ли сама по себе музыка передать мысль! Я в этом сомневаюсь. Инструмент для передачи мысли – слово.

- Западная музыка в России.
Хорошо, конечно, что в Иркутске, Донецке и т. д. поставлены органы, где разыгрываются произведения католического искусства. Само по себе это не может вызывать какого-либо возражения, если бы речь шла о совмещении музыкальных культур, о дополнении к музыке собственно Русской, созданной нашим национальным гением и имеющей большую ценность. Но когда создаются оркестры, ставятся органы - речь идет не о совмещении, речь идет о замещении, о замене Русской культуры чужой. Речь идет о духовном подчинении Америке и Европе и в музыкальной области, и не только в ней. Охотно понимаю, что новое притягивает: любопытно, иногда ценно (но не всегда!). Жаль, что уничтожается свое ценное: уничтожены тысячи церквей, не сохранено ценное в городском строительстве. Революция освободила инициативу масс, инициативу народов, в том числе и Русского, но, увы, эта инициатива оказывается направленной против своей же культуры, против своего национального гения. Создается впечатление, что существует мысль - уничтожить самую память о Русском и вывести новую породу Русского человека (а может быть, она уже выведена!), раболепствующего перед Западом с его бездушной сытостью и свободой, понимаемой как произвольное отправление естественных потребностей.
Я печально смотрю па будущее. Борьба с национальной Русской культурой (хоровой) ведется жестокая и вряд ли ее остатки смогут уцелеть под двойным напором: Сионизма и Марксизма.

- О хоровом пении и духовности русской музыки.
23.ХII.81 г. Какой музыкальный инструмент уцелеет? Скорее всего, - человеческий Голос, он всегда при человеке и не нужно специально учиться, чтобы играть на нем. Ощутив душевную потребность в музыкальных звуках, человек должен запеть. А инстинкт, который потянет его к себе же подобному (также уцелевшему), родит разговорную речь и совместное пение. Вот куда я веду, очень неумело, бестолково и сбивчиво: к хору, к хоровому пению, к соединению душ в звуках, в совместной гармонии.
Я ощущаю, сейчас, сидя за столом, что здесь есть зерно верной мысли. Хор — насущное (сейчас!) искусство. Утраченная миром гармония (дисгармония), выразитель которой - оркестр (Европейский музыкальный голос) после катаклизма уйдет, как уходит из организма болезнь, до того живущая в организме как самостоятельный, иной, чуждый организм, который борется с основным и пытается его победить, уничтожить. Если болезнь не уничтожит основу, то она должна будет уйти. И в слабом, изнуренном теле возникнет тихая гармония катарсиса, очищения мира. Это будет - звучание хора.

- О своей музыке.
Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чем я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели». - (Понятно, почему. Люди хотят слушать музыку с хорошими мелодиями, а не какие-то нудные упражнения в гармонии. – АТ)

- О России и русском народе.
Для меня Россия - страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа.
Когда говорят о Сплошной темноте и невежестве Русского крестьянина, то все уже верят в то, что это факт, так оно и было на самом деле. Ну а, например, церковь, которая была почти в каждом селе? Само здание ее было образцом красоты, а колокольный звон, его торжественность, слияние с красотой природы, росписи и картины в церкви, горящие свечи, запах ладана и благовоний, одежда священника, изумительная музыка, которую не только слышали, но и пели сами прихожане (т.е. они же и артисты) и. наконец, чтение Евангелия, величайшей из книг, полной любви и мудрости. Дальше: резная крестьянская изба, наличники, крыльцо, окна, деревянный орнамент. Посуда, полотенца и кружева, одежда (в особенности праздничная женская), народные песни (неисчислимое их количество, одна лучше другой), танцы, игры, хороводы. Резные коромысла, дуги, сбруя, прялки - всего не перечислишь! Да! Гончарная работа, целое искусство: макитры, миски, свистульки, кувшины, горшки; деревянная игрушка... А словесное творчество: пословицы, сказки, поговорки, загадки... Загадки приучают смолоду человека к сознанию того, что мир имеет тайну. Нет! Жизнь русского крестьянина была совсем не такой, какой ее изображают теперь.
Россия — грандиозная страна, в истории и в современной жизни которой причудливо сплетаются самые разнообразные идеи, веяния и влияния. Путь ее необычайно сложен, не во всем еще и разгадан, она всегда в движении, и мы можем лишь гадать, как сложится ее судьба. Ее история необыкновенно поучительна, она полна великих свершений, великих противоречий, могучих взлетов и исполнена глубокого драматизма. Мазать ее однообразной, густой черной краской напополам с экскрементами, изображая многослойную толщу ее народа скопищем дремучих хамов, жуликов и идиотов, коверкать сознательно, опошлять ее гениев — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать его стадом в угоду иностранным туристам, современным маркизам де Кюстинам или просто обыкновенным европейским буржуа. Такая точка зрения на Россию совсем не нова! Достоевский гениально обобщил подобные взгляды и вывел их носителя в художественном образе. Это - Смердяков.

- О русских композиторах-классиках.
Балет Стравинского был принципиально новым шагом, новым явлением в Русском музыкальном искусстве. Он явился естественным и логичным продолжением истории Русской большой оперы XIX в., которая от Героических (Глинка, Бородин) и Трагических (Мусоргский, Чайковский) образов пришла (постепенно мельча их) от реализма к условности, к сказке, от персонажа исторически достоверного или просто житейски достоверного к вымышленному, нереальному.
Деревня была стихийным хранителем национальной культуры, песен, обрядов, обычаев. Эта деревенская культура была почвой, на которой произросла вся наша классическая музыка: Глинка, Бородин, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, все то, что внесла Россия в культурный фонд Человечества. С исчезновением деревни, с исчезновением православной Церкви наша музыкальная культура, самобытная и духовно самостоятельная, скоро перестанет существовать, не имея питательных соков. Она обратится в заемное, подражательное сочинительство, не имеющее ни смысла, ни духовного наполнения, ни ценности.
Думаю, что путь Рахманинова-композитора был очень трудным. Известно, сколько раз он доходил до отчаяния, да и перерывы многолетние в творчестве сами говорят за себя. Знаете ли Вы, что Рахманинов назывался «фашистом в поповской рясе», а музыка его была государством запрещена в 1931 г. Русская музыкальная школа выдвинула в 20-м веке лишь одного подлинно великого композитора - С.В.Рахманинова.

- О еврействе и русскости.
1978. Государством Евреев стали Соединенные Штаты после того, как там открыли Золото. Лихорадка. Так же было в Испании в XVI веке. Но католицизм не дал им там укорениться. Америка - религиозно слабая, — всецело подпала под их власть.
После Октябрьского переворота Мейерхольд, сменивший до той поры несколько духовных убеждений: из еврея превратившийся в католика, из католика Карла Франца Казимира в православного с многозначным именем Всеволод, из православного (такой человек должен был примкнуть к силе) в члена партии, занял сразу же пост управляющего всеми театрами РСФСР, почетного красноармейца войск внутренней охраны, вождя Театрального Октября. Под руководством этого деятеля была предпринята попытка разрушения Русского театра, не совсем удавшаяся при жизни ее инициатора, но успешно довершаемая теперь его последователями типа Ефремова, Эфроса, Покровского, Темирканова и др.
Хвала евреям, которые (кого я знал!) с интересом, с уважением, а подчас и с чувством гордости за «своего», говорили о тех, кто сочинял, стараясь поддержать в них дух созидания и внушить окружающим сознание серьезности дела, о котором идет речь. И это не значит, что речь шла о великом, нет! Но само это сочинительство инстинктивно расценивалось как чудо, как некая «божественная отметина» на лбу человека, которой Господь метит своего избранника. У нас же, у русских, это вызывает чувство злобы: «ишь захотел выделиться!», выскочка и пр. За это - бьют, ненавидят. Все это я испытал с детства, занимаясь музыкой, которая считалась зазорным, никчемным делом в народе. Единственное, что их примиряет с этим — если они узнают, что такой человек зарабатывает много денег. Но тут вступает в силу иной тип зависти, к которой примешивается уже раболепие, лесть и т. д. Всего же лучше быть «средним».

- О пагубных тенденциях западной музыки и культуры.
Крыша над головой есть, душа заполняется зрелищем: хоккей, футбол, балет, телевизор (программа «Время» и др. — «опиум для народа»), либо театр с пьесами Розова, Арбузова, Горина, Штейна, Рощина, Радзинского, Алешина, Володина и других (а сколько их грядет еще), кино. Очевидно, все же, прежняя жизнь себя изжила, но хороша ли та, что пришла ей на смену?
А музыка? С исчезновением духовной музыки, например в школе, ее заменила немецкая музыка, главным образом. Первые впечатления ребенка связаны теперь не с Русской песней, т.е. искусством своим, созданием родного гения, а с Нотной тетрадкой Баха, увы, чуждого и всегда бывшего мне ненавистным своей мертвой механичностью. И так далее - до «симфонизма» и додекафонии. Русская музыка превратилась в Германскую музыкальную провинцию. Мне скажут, например, а Стравинский, а Прокофьев? Но последний как раз не был ни симфонистом, ни додекафонистом, а Стравинский пришел к этому только в глубокой старости, в момент своего полного упадка.
14 01.83. Немалый вред хоровому искусству нанесли деятели экстремистского (троцкистского) толка, требовавшие упразднения хора вообще. Под видом борьбы за культуру будущего эти люди активно боролись с нашей национальной культурой, желая лишить наш народ веками созданных сокровищ искусства, самим же народом - его талантами созданного, и духовно колонизировать его. Под видом «европеизации» фактически хотели - колонизации.
Современный пышный оркестр немецкого типа с его, якобы громадными, возможностями, в сущности перенасыщен выразительными средствами. Как ни парадоксально, это изобилие средств приводит к тому, что он способен изображать только пустяки. Изобилие средств, их дробность, дотошность, изобилие деталей ведут к тому, что оркестровая музыка раздробилась, она способна изображать лишь мелкое, второстепенное, незначительно-характерное; раздутый, пышный механизм не способен уже выразить цельное, мощное душевное движение.
Чего только стоят некоторые оперы или балеты, идущие на сцене Большого Театра, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку. Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз? Тот, кому недорога жизнь, и это - не преувеличение. Там запросто убьют и тут же ошельмуют после убийства, и опозорят навеки. Судьба Есенина доныне в памяти у всех людей (моего поколения, во всяком случае).
1982 – 1983. …самому доступному, к самому распространенному жанру музыки - эстрадной песне, жанру, имеющему, к сожалению, постоянную тенденцию к падению (ибо в нем, наряду с профессионально-грамотными музыкантами, работает масса случайных людей)
Взрыв песенного (антисимфонического) мышления. Песня обнаружила необыкновенно разнообразные, поистине неисчерпаемые возможности. Это царство мелодии. (Правда, он, видимо, имеет в виду свои «мелодии», а, например, Пахмутову не признаёт. – АТ) 
Слушал «Кармен-сюиту» - безграмотное название. Совершенно ничтожно. Попурри из великолепных мелодий. Умозрительно, как будто бы хорошо продуман оркестровый состав. Но получился малокрасочный - академический оркестр. Краску, столь необходимую Бизе, дают лишь ударные. Это становится похоже на красочность рекламной бумажки от конфет, парикмахерской рекламы. Вкус автора сильно подгулял. Делать обработку надо лишь в том случае, когда увеличивается художественный эффект. Здесь же он – явно умаляется. Есть пословица: «Овчинка не стоит выделки». Это когда сырье — плохое. Как над ним ни работай, из него нельзя сделать ничего. Здесь — другое: выделка не стоит сырья. Сырье, матерьял требует иной выделки. Бизе прекрасно знал, что он делал.

- Музыка при социализме и капитализме.
29.VI.78. Это в условиях капитализма, менее благоприятных для развития крайностей в искусстве, т.к. происходит контроль рублем (как говорится!), антрепренеры «горят», терпят убытки и тем самым отказываются от «оголтелой» пропаганды художественных крайностей. При Социализме, где Государство выступает в роли Мецената, этой преграды для распространения крайностей нет. Фактически государственные деньги расходуют сами композиторы, в сущности, почти бесконтрольно. Рынок менее влияет на художественную деятельность. Суммы, отчуждаемые государством, поступают в произвольное пользование художественной среды, очень слабо контролируемой (особенно при нашей неразберихе, равнодушию ко всему)
Занимаясь отбором песен для кинофильма «Красные колокола», я выяснил достоверно, что Революция, не только октября 1917 года и все революционное движение на протяжении десятков лет, не создали ни одной своей песни. Все песни Революции — это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал), польские и т. д. песни. Ни одной песни Русской: «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», Марсельезы разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова. Это — не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми. А сама Революция — по выражению Блока — оказалась совершенно «немузыкальным» явлением. Тексты песен принадлежат большей частью еврейским авторам. Родоначальником этой поэзии в России оказался Надсон с его нытьем и абсолютным отсутствием поэтического видения мира.
Слушал после молодежных передач с безликой, безмелодичной, раздрызганной музыкой арии из оперетт Легара и Кальмана. Как талантливо. Музыка эта еще вполне живет.
«Расцвет» кошмарного Утесова, изо всех уличных репродукторов гремело: «Налей же рюмку. Роза, мне с мороза, ведь за столом сегодня — ты да я! Ну где еще найдешь ты в мире, Роза, таких детей, как наши сыновья?!!!»
(Такое впечатление, что ему не просто не нравится слушать современную эстрадную музыку, а он не хочет её слышать. – АТ)

- О советских писателях 20 века.
1974 г. Вместе с тем восторженно приветствуется Светлов, писавший на ужасном «воляпюке», т.е. совершенно испорченном русском языке. Претенциозные глупости и совершенно ничтожные мысли Вознесенского возводятся в ранг большой поэзии. Почему такое падение вкуса и понимания, отсутствие чувства русского языка? Кто определяет цену всему? Т.е. - кто отбирает духовные ценности? Те же люди, что и у нас в музыке! Лавочный гон, коммерческий дух, пронизывающий насквозь души этих людей.
1976 г. Прочитал стихи поэта Вознесенского, целую книгу (Витражных дел мастер 1976 http://www.wysotsky.com/0009/531.htm#001). Двигательный мотив поэзии один - непомерное, гипертрофированное честолюбие. Непонятно откуда в людях берется такое чувство собственного превосходства над всеми окружающими. Его собеседники - только великие (из прошлого) или по крайней мере знаменитые (прославившиеся) из современников, неважно кто, важно, что «известные». Слюнявая, грязная поэзия, грязная не от страстей (что еще можно объяснить, извинить, понять), а умозрительно, сознательно грязная. Мысли — бедные, жалкие, тривиальные, при всем обязательном желании быть оригинальным.
(По этому сборнику я согласен. Но и здесь есть, всё же, интересные стихи, например, «Ностальгия по настоящему», «Телемолитва – Не исчезай на тысячу лет». Конечно, это не традиционная поэзия. Но почему должна существовать только традиционная? И ещё неоднократно в том же духе в «Дневниках» о поэзии Вознесенского, Светлова, Евтушенко, Ахматовой, Пастернака. Конечно, хорошие стихи у них надо искать как жемчуг в навозной куче. Но они есть! – АТ)
78. Есть люди с талантами, но в большинстве случаев им некого петь, кроме самих себя. Собственный же мир — мал, узок, нет знания жизни, нет и ее правильного ощущения. Нет правды - самого главного в искусстве.
Николай Алексеевич Клюев - гениальный поэт, автор стихов неописуемой красоты и силы. Его творчество оказало огромное влияние на русскую поэзию. Когда подражают манере поэта, это рождает только эпигонство. Клюев открыл великий материк народной поэзии, народного сознания, народной веры. Он прикоснулся к глубоким корням духовной жизни Русского племени, отсюда его изумительный цветастый, образный язык. Влияние Клюева не только породило эпигонов, имена которых ныне забыты. Его мир вошел составной частью в творческое сознание: Блока, Есенина, Александра Прокофьева, Павла Васильева, Б.Корнилова и особенно, как ни странно, — Заболоцкого в его ранних стихах, Николая Рубцова.
Апокалиптическая поэзия Н.А.Клюева
Ваши песни - стоны молота,
В них созвучья — шлак и олово.
Жизни дерево надколото,
Не плоды на нем, а головы.

Разумеется, не все в творчестве Есенина стало народным, но у Пастернака не стала народной ни одна строка, и не потому, что Есенин к этому специально стремился, а Пастернак сознательно избегал этого, а потому, что одному это было дано, а другому не дано.
Ныне — этот нерусский взгляд на русское, по виду умилительно-симпатичный, но по существу — чужой, поверхностный, книжный и враждебно-настороженный, подозрительный, стал очень модным поветрием. Он обильно проник в литературу, размножившись у эпигонов разного возраста. Популяризацией его является проза Катаева, поэзия Вознесенского, Ахмадулиной и Евтушенко (Гангнуса).

Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов.
Возвышенно-поэтический Василий Белов.
Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев.
Драматичный Валентин Распутин.
Мягкий, лиричный южанин, мой земляк Евгений Носов.
Сергей Залыгин — тонкий и умный.
Блестящий эссеист Владимир Солоухин.

3/VII-82. Об «эстрадных» поэтах 60-х годов. Закричав громко против вранья и объявив себя глашатаями истины (правды), эти (они) демагоги принесли с собою новый тип «вечноживучей» лжи, взамен «старой», которая к тому времени уже явно себя исчерпала.
Идет перестройка, больше всех шумят о ней все те же и оне же: поэты-куплетисты Евтушенко, Вознесенский, смертельно всем надоевшие, десятки лет треплющиеся по любому поводу, не могущие найти ни единого свежего слова. Каждое их слово уже по десятку раз продано (деньги давно получены).
Люди рождены были уже болезнью, гнилостностью несет от них. Истерические чувства Пастернака, Цветаевой, дортуарная поэзия Анненского. Что-то второразрядное во всех них. Очистительной грозы нет в них, как в Блоке, Есенине, Маяковском. Душный мир, спертый воздух, коридор женской гимназии, со всюду ощутимым запахом туалетных комнат. И у Бродского нет совсем свежести. Все залапанное, затроганное чужими руками, комиссионный магазин. «Качественные», но ношеные вещи, ношеное белье, украшения с запахом чужой плоти, чужого тела, чужого пота. Нечистота во всем. Нет свежей женщины, свежего плода, яблока, свежей ягоды. Что-то нечистое, уже бывшее в употреблении — всегда! Нет никакой свежести в языке, и это даже не язык, а всегда жаргон – местечковый, околонаучный, подмосковно-дачный.

- О Маяковском.
Маяковский же и Пастернак были «своими» людьми среди представителей еврейской диктатуры. Маяковский же был официальным поэтом этой диктатуры, и он пошел до конца, пока не возненавидел всех и всё на свете: злоба его, и раньше бывшая главенствующим чувством, достигла апогея.
Не следует обманываться симпатией, например, Маяковского к Революции, Ленину, Дзержинскому... Это были лишь способы утвердиться в намеченном заранее амплуа, не более того. Эти люди не гнушались любым способом, я подчеркиваю любым, для того, чтобы расправляться со своими конкурентами, соперниками (из литературного мира).
11 июля 1979 г. Салон Брик поругивал Маяковского за чрезмерное увлечение агиткой. Надо было прославлять мадам Брик, эту местечковую Лауру. Но, кажется, поэт уже исчерпал тему, что и вызывало неудовольствие. Единственное, о ком он писал хорошо, - это Ленин, Дзержинский, дип-курьер Нетте. Не был обойден вниманием и Сталин, тогда еще только-только входивший в славу. Кого только он не опаскудил: Лев Толстой (и неоднократно). Пушкин, сначала отвергаемый, а потом обгаженный снисходительным восторгом, Станиславский (физического истребления которого он требовал на одном из собраний), Булгаков, про которого он писал стихи-полицейский донос, Шаляпин, Горький, Есенин, Клюев и «крестьянские» писатели, которых он сравнивал с собаками, А.Н.Толстой, Рахманинов - «невыносимая мелодизированная скука», Глазунов, выжитый ими из России в конце концов. Маяковский был поэт Революции, и не он один, тоже - Блок, Есенин, А.Белый, но только он один стал поэтом Власти. Это был по своему типу совершенно законченный фашист, сформировавшийся в России, подобно тому, как в Италии был Маринетти.
Его лозунг - «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина и прочих с парохода современности».

- О политических деятелях 20 века и политике.
1975 г. На свете было много людей знаменитых, особенно сконцентрировавших в себе зло и обладавших, притом, огромной, иногда прямо-таки беспутной властью для осуществления этого зла: Гитлер, Римские Цезари, Нерон, Калигула, Тиберий, Иван Грозный. Но много ли было людей активно добрых и обладавших властью творить добро? Много ли их в наше время? Много ли активно творящих добро, не по случаю или другим побуждениям, а по самому желанию творить именно доброе?
Фашизм — это, конечно, никуда не годное явление, справедливо осужденное всем миром, и антифашизм был благотворен и благороден. Но, оказывается, бывает такой антифашизм, который ничем не лучше фашизма.
Прожив 66 лет, я вижу, что мир хаотичен не первородно, т.е. это не первородный хаос, а сознательно организованный ералаш, за которым можно различить контуры той идеи, которая его организует. Идея эта - ужасна, она сулит гибель всему, что мне дорого, что я любил и люблю, всему, что я сделал (и что будет истреблено за ненадобностью), и самому мне.
Вождем и организатором Октябрьского переворота называется Л.Д.Троцкий-Бронштейн, который написал книгу «Уроки Октября», весьма в то время популярную. Он же проявлял повышенное внимание к людям творческого труда, особенно литераторам, которых расценивал со своей революционной точки зрения. Несомненно, Троцкий-Бронштейн был выделяющейся фигурой на фоне Зиновьева, Стеклова-Нахамкеса, Каменева-Розенфельда, Апфельбаума-Зиновьева (или Урицкого-Радомысльского), Ларина-Лурье, Володарского-Котяна (Когена) и т. д. И его идеи, в известной мере противостоящие идеям Ленина-Ульянова, получили быстрое распространение среди людей, занимавших верхушку государственного управления. Это было движение, которое так и называлось троцкизмом.
Ведь именно Петроград-Ленинград остался почти без своего «коренного», что ли, населения. Сотни тысяч жителей в годы Владычества Троцкого и Зиновьева были: а) убиты (расстреляны); б) выселены (арестованы, сосланы в лагеря); в) мобилизованы; г) бежали от страха, умерли от голода. Зиновьев и его сатрапы - такие же палачи заселили город «своими». Произошла массовая депортация евреев с юга, из бывшей «черты оседлости», из Прибалтики, из Риги, Киева, Одессы, Белорусских городов: Гомель, Витебск, Рогачев, станция Быхов, Шклов, Могилев, Бердичев и т. д. Городские низы: пролетарии и люмпены, пригородное мещанство стали обитателями бывших барских, а ныне коммунальных квартир. Вот быт Зощенко. Это не Петербуржцы-Петроградцы, это именно Ленинградцы, а еще вернее сказать - Зиновьевцы.
1989. Но сейчас на сцену жизни вышел новый тип пауков — это те, которые хотят сами захватить власть, так называемые «прорабы перестройки». Это, мне кажется, самый страшный вид пауков. Они натравливают народ, указывая на многие недостатки жизни, но сами являются наибольшей опасностью для народной жизни. Это зловещие фигуры: коммунисты-расстриги, ученый Сахаров (изобретатель водородной бомбы), ловкие юристы-дельцы, «аблакаты с натянутой совестью», как их называли раньше, бесчестные журналисты и газетчики, в руки которых отдана руководителями Перестройки почти вся Советская печать: газеты, журналы, ТV и Радио. Эта печать ведет активную противорусскую кампанию. Демонстративно, все как один, клянясь в верности Горбачеву, они очерняют наш народ, унижают его культуру и тем самым его достоинство, подрывают его веру в свои силы.
Упразднить преподавание Марксизма и Ленинизма — этой изуверской псевдонауки, приведшей наш народ к рабскому, колониальному положению. Уничтожить, низвергнуть памятники Марксу, Ленину, Сталину, Дзержинскому — палачам нашего народа. Ликвидировать трупную свалку на Красной площади, заново сложить участок Кремлевской степы. Убрать Мавзолей и упразднить лицезрение и народное поклонение трупу Ленина. Очистить и сделать Красную площадь торжественной площадью, свободной от присутствия войск, демонстрации орудий убийства. Вместо памятника палачу Ленину восстановить памятник Александру II, освободителю крестьян от крепостной зависимости. (Ну, это уже слова махрового антисоветчика, не желающего видеть и слышать ничего, что противоречит его сегодняшним представлениям. Это даже круче, чем лозунги прорабов перестройки, которых он критикует. А где он был при советской власти, когда получал ордена и звания и был секретарём Союза композиторов? – АТ)
Роковое противоречие между народом и дворянской интеллигенцией было снято Лениным с подкупающей простотой. Уничтожены — оба!
1991.  Кающиеся разбойники. Тяжкое впечатление производит лицезрение многолетних партийных властителей страны. Государства и партии, недавних членов Политбюро, ныне стоящих со свечой на публичном молебствии. Кого может обмануть этот бесстыдный маскарад, он позорит и Церковь. Люди без каких-либо принципов, безо всякого подобия совести, голое честолюбие и властолюбие.

- О руководителях советской музыки.
1978 – 1983. Союз композиторов давно перестал быть организацией, занимающейся творческими проблемами. Тот смысл, который вкладывался в дело его организаторами, - утрачен. Он (Союз) превратился в кормушку для рядовых композиторов и в гигантскую организацию самопропаганды и творческого самоутверждения для его энергичных руководителей-функционеров. Они держат при себе целые штаты людей, работающих для славы своих патронов. (Это он пишет тогда, когда его уже выгнали из Союза. – АТ)
Что же это за Союз РСФСР без Б.Чайковского, без Эшпая, без Леденева, без Гаврилина, без Светланова? Какими серьезными вопросами, связанными с нашей жизнью, занимается Союз? Распределение Государственных денег. Получая от Государства громадные деньги и фактически владея ими, руководство ставит всех композиторов в рабскую зависимость. И в этом рабстве люди живут десятками лет. Поэтому никто не оспаривает никаких решений начальства. Поистине — самодержавная власть.
Комитет по премиям СССР. Взять мастеров, а не функционеров: Нестеренко. Эрнесакс, Тормис, Б.Чайковский, Гаврилин. Эшпай (?), Светланов, а не Петров, Пахмутова, Щедрин. Хренников.
Хренников — поистине историческая личность, положившая государственный штемпель и свою тяжелую черную печать на целую эпоху Русской музыки. Надежды на какую-либо перестройку дела в нужном направлении надо оставить. Этот человек ничему не научился и ничего не понял, кроме одного.
(А как же Свиридов с 1962 по 1973 был секретарём Союза композиторов при Хренникове (1948-91)? - АТ)

- О средствах массовой информации.
Музыка вся наполнена ритмом и движением, увлекающим своей механичностью, бездумностью. Такое же бездумное искусство, сосредоточенное вокруг двух-трех проблем. Чувственность - главная из них. Такое впечатление, что программы TV перестроены по указаниям человека, много жившего в Америке и перенесшего к нам в жизнь ее ритмы, навыки, радио- и телебыт.
Если смотреть каждый день TV - никогда не появится желание сочинять.
Для того чтобы перестроить к лучшему, усовершенствовать нашу музыкальную жизнь, исправить многие недостатки, нужно, прежде всего, освободиться от людей, подобных Хренникову, Щедрину, Петрову. Без этого всякое благое начинание превратится в карикатуру, в пародию на «новое мышление».

- Общие вопросы творчества.
1976 г. Наглость самонадеянной посредственности. Талант часто неразделим, неразлучен с сомнением, в то время как посредственность всегда уверена, убеждена в себе.
77 г. Время благополучных людей, благополучных художников — ни одного нет с трагической нотой.

Гоголь сделал героем подлеца.
Достоевский и Толстой — преступников.
Пушкин — Бориса Годунова.
XX век - оправдал преступника.

На первый план выползает «Я» - художника. Заслоняющее от него весь мир и делающее незначительными все мировые события и всех их участников. Честолюбие становится главным в человеке и главным мотивом творчества.

В чем сила Русского искусства, русской литературы (кроме таланта самого по себе)? Я думаю, она - в чувстве совести.

1973–1980. Кино - эрзац искусства, смесь, паразитарный тип искусства. – (Ну, с этим вряд ли можно согласиться. Это как летописцу показать  книгу, отпечатанную в типографии. Он скажет, что это не передаёт душу его рукописи. Но эта книга делает доступным эту летопись миллионам людей и на многие века, а летопись рассыплется через пару сотен лет. Так и кино позволяет сохранить игру артистов, события, которые пропали бы. Больше того, кино создаёт зрительные образы в движении, которые невозможно просто нарисовать на полотне, и тем самым выразить чувства авторов фильма. – АТ)

Человек, слушающий знакомое ему (мазурку Шопена) так же, как перечитывающий знакомое стихотворение, ждет, когда наступит особенно яркий поворот мелодии (или гармоническая смена, известная ему заранее!), чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!

10 июля 1978 года. Если музыка хочет выражать душу человеческую, ее печаль и радость, ее сокровенные устремления — она должна возвратиться к мелодии. Иного пути, кажется, нет. – (Это пишет композитор, создавший за всю жизнь только 4 мелодии! Для него мелодия – это некий гармонический ряд. – АТ)

В конце концов: «Там, где для понимания произведения искусства требуется специальное образование, там кончается искусство». Так сказал один талантливый «левый» критик предреволюционных лет (Н.Пунин)

1988, 5 октября. Барвиха. Изменяется лишь политика, а идея политизации незыблемо остается. Для несведущих, особенно молодых, поколений кажется, что были несвободны, а стали свободны, тогда как принципиально ничего не меняется. Положение науки, искусства, религии остается по-прежнему зависимым.

Блоки от перестройки.
Шекспиры от перестройки.
Станиславские от перестройки.

Особо сложное, запутанное положение в русской жизни. В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, «русофобские». Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр.
1989 – 1990 (2). Возвращение государства к капитализму, к демократии, раю для богатых, обслуживающему их государственному аппарату, технократии и развлекающему их искусству, обозначает не шаг, а скачок назад. Можно сказать, что мечты великих людей об искусстве народном, искусстве возвышенном, как, например, Бетховен, Вагнер, Толстой, Блок, Мусоргский, Шуман — всех гениев, ненавидевших и презиравших филистерство, сытое, самодовольное мещанство, — разлетелись в прах. Мечты о коммунистическом рае выродились в желание мещанского «благополучия» для, по существу, полуобразованных людей, обывателя и сознание избранности для денежных или политических деляг.
Радости перестройки — потеряна Россия, прекратилась ее история, потеряна Русская земля, потерян (и это — главное!) народ русский. Русских в стране как будто бы и вовсе нет. Татары населяют Татарстан, узбеки — Узбекистан, таджики — Таджикистан, черкесы — Черкесию, грузины — Грузию, латыши — Латвию. Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все — Россияне. Но россияне — это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте.
5/ХI. Россия медленно зрела до рассвета, а погибает стремительно.
Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и прошла на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые (а отчасти и большие) народы получают условную «независимость», безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны - людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестает существовать как целое, как нация. И это при том, что имели 6 лет назад относительно боеспособную армию, ядерное оружие, танки, авиацию и ракеты.
1991. 22 августа. Жуткие, мрачные события последних дней, потрясающие, кроме прочего, чудовищным скудоумием, какой-то фантастической легкомысленностью. Люди - по ту сторону добра и зла (но, может быть, и не все, правда). Неустойчивость жизни ужасающая, речи - полнейшая безграмотность, явление «шпаны» стало всеобщим: в семье, на работе, среди так называемой «интеллигенции», в политической жизни, в искусстве, которое все заражено шпанскостью, и даже в церкви это есть вроде Варлаама на митинге.
Когда видишь иных современных «консультантов» при разномасштабных политических деятелях, в памяти возникает образ главного Консультанта, выведенного в известном романе Булгакова («Мастер и Маргарита»). Это - сам Сатана.
Но, Господи, как быстро деградировала музыка, как и жизнь сама!

- Об отношениях людей.
Состояние здоровья человека, степень его усталости понимает только он сам. Никого нельзя слушать. Особенно людей, которые сами никого не слушают, никому не близки, живут лишь импульсом движения, данным им от природы, ни на кого не обращая внимания. Такие люди обладают значительной энергией, ничем не остановимой (живут без контроля души, без «сомнения» - святого качества, неотделимого от благородно созданного человека), подчиняющейся лишь их рассудку (только им они живут). Такие люди — очень опасны, из них выхолят деспоты, теоретики мироздания, управляющие, охранники и палачи, они не ведают никакого сомнения, никакого вопроса. Беда — если человек такого типа является твоим близким. По своей природе может натворить тебе много зла.
12/I-90 г. В дураке вызревает гигантская биологическая энергия. Его не одолевают ни совесть, ни сомнения. Особенно опасен, даже страшен, «культурный», «образованный» дурак, опирающийся на знания и авторитеты. Самолюбие его безмерно, мораль ему неведома. Он может сделать все, что угодно, особенно влечет дурака страсть к разрушению, к переделке мира. Я думаю, что мир будет разрушен «культурными идиотами» типа физика Сахарова.

- О состоянии здоровья.
10/V - 1991 г. Дома — нет, угла для работы нет, времени нет - оно уходит на заботы о себе: подметание квартиры, мытье посуды (целый лень изнурительная работа, к тому же портятся от воды руки, шелушится кожа, болят суставы и пр.), уборка постели, застилание ее, делаю я это скверно, никак не могу научиться, наблюдение за отоплением, поддержание в доме приемлемой температуры, открывание окон, что связано с вечными простудами. Старичок на самообслуживании. Теперь и вовсе негде жить. В городе - нельзя, врачи очень категоричны. А жить - негде. Ни работницы по дому, ее работу частично выполняю я и главную: приготовление обеда (и я хожу на рынок), стирка мелкого белья и одежды, которая вся уже порвалась (пальто демисезонное стыдно носить уже) и пр. – (Непонятно. А где же Эльза Густавовна? Она ведь пережила Свиридова на четыре месяца. – АТ)
1994 год. Боже, как печальна моя жизнь, как одинока, бездомна (всегда была!), бесприютна. – (Это уже конец. – АТ)

(В дневниках нет ни слова о том, как Свиридов делал «Музыкальные иллюстрации к Метели» в 1974 году. – АТ)

Что я могу сказать в заключение?
Георгий Свиридов – выдающийся советский композитор. Не великий, не гениальный – просто выдающийся.
Свиридов не писатель. Это не Фет. Дневники его читать тяжело. Но они представляют, безусловно, интерес, как свидетельство очевидца и участника музыкальной, культурной и политической жизни Советского Союза с 30-х по 80-е годы 20-го века.
А «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»» и музыка «Время, вперёд!» навсегда останутся в русской культуре.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии