Главное приобретение эмигрантской литературы

                НАБОКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
                (1899-1977)
                Писатель, переводчик, литературовед


000
Все наши традиции на нем обрываются.
(Г.В. Адамович)
000
Писать умеет, только писать ему не о чем.
(И.Э. Бабель)
000
Какой мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный) Сирин.
(И.А. Бунин)
000
О, это писатель, который все время набирает высоту, и таких, как он, среди молодого поколения мало. Пожалуй, это самый ловкий писатель во всей необъятной русской литературе, но это – рыжий в цирке. А я, грешным делом, люблю талантливость даже у клоунов.
(И.А. Бунин)
000
Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня.
(И.А. Бунин)
000
Во всей эмиграции гением был только Набоков.
(Н.Н. Берберова)
000
Мы все, нашей тяжестью, удачники (если таковые есть) и неудачники (целая дюжина) висим на нем. Жив Набоков, значит, жива и я!
(Н.Н. Берберова)
000
Главное приобретение эмигрантской литературы.
(Е.И. Замятин)
000
Талантливый пустопляс.
(А.И. Куприн)
000
Набоков – первый русский писатель, который озадачился вопросом иллюзий и несуществований, «высоко» заболел им. Не социальные, нравственные и т.п. беды почувствовал, а рану в бытии. Отсюда сквозная и абсцессивная тема потустороннего, призрачного. Но насколько более тонкий, культурно «взрослый» аппарат, чем у Достоевского, для этого! Действительно, хорошая литература (в отличие от хорошей плохой у Достоевского). Но все время чего-то не хватает. Крови в ране, что ли?..
(М.К. Мамардашвили)
000
Каждая книга ВН есть удар по тирании, любой форме тирании.
(В.Е. Набокова-Слоним)
000
Он… графоман, для него форма, построение фразы, неожиданность (не всегда удачная) сравнений, упоение вещами и прекрасно написанными ненужными деталями важнее всего.
(В.П. Некрасов)
000
Писать умеет, только писать ему не о чем.
(Ф.Г. Раневская)
000
По темному небосклону изгнанья Сирин пронесся – воспользуемся традиционным сравнением – как метеор, оставив после себя лишь смутное чувство неловкости.
(Самооценка)
000
Это писатель ослепительного литературного дарования, именно такого, которое мы зовем гениальностью. Он достиг вершин в тончайших психологических наблюдениях, в изощренной игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнается с одного абзаца – признак истинной яркости, неповторимости таланта.
В развитой литературе XX века он занимает особое, высокое и несравнимое положение.
(А.И. Солженицын)
000
Сирин никогда не находится во власти своих тем, он вольно и напряженно ими играет, причудливо и прихотливо выворачивает и поворачивает свои сюжеты.
(Г.П. Струве)
000
За всю историю русской литературы было только два прозаика, соразмерных Набокову по таланту: Гоголь и Толстой.
(Э. Филд)
000
При тщательном рассмотрении Сирин оказывается по преимуществу художником формы, писательского приема… Сирин не только не маскирует, не прячет своих приемов, как чаще всего поступают все и в чем Достоевский, например, достиг поразительного совершенства – но напротив: Сирин сам их выставляет наружу, как фокусник, который, поразив зрителя, тут же показывает лабораторию своих чудес. Тут, мне кажется, ключ ко всему Сирину. Его произведения населены не только действующими лицами, но и бесчисленным множеством приемов, которые точно эльфы или гномы, снуя между персонажами, производят огромную работу: пилят, режут, приколачивают, малюют… Они строят мир произведения и сами оказываются его неустранимо важными персонажами. Сирин их потому не прячет, что одна из главных задач его – именно показать, как живут и работают приемы.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Сомневаюсь, чтобы Набоков чего-либо не читал.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Пруст, как и Флобер, как и Набоков, верит, что единственная реальность в мире – это искусство.
(З.А. Шаховская)
000
Он совершенно антисоциален, ни в каких общественных делах не участвует и вообще интересуется только собой и своей графологией.
(В.С. Яновский)
000
У Сирина рядом с культурой писателей уровня Кафки и Джойса уживается и… пошлость Викки Баум.
(В.С. Яновский)
000
Чувства, мысли собеседника отскакивали от него, точно от зеркала.
(В.С. Яновский)
000
… вольно плещет мое лебединое знамя,
неподкупная юность моя!
000
Все, что у меня есть, ; это мой стиль.
000
Дайте мне на любом материке лес, поле и воздух, напоминающие Петербургскую губернию, и тогда душа перевертывается.
000
Если отбросить ложную скромность, то я самая яркая личность из всех, встречавшихся мне за всю жизнь.
000
Как бледная заря, мой стих негромок,
и кратко звуковое бытие,
и вряд ли мой разборчивый потомок
припомнит птичье прозвище мое.
000
Моя голова говорит на английском, сердце – на русском, но мое ухо – французское.
000
Ни одна вера, ни одна школа не имели на меня влияния.
000
Я американский писатель, родившийся в России, получивший образование в Англии и вдохновляемый культурой Западной Европы.
000
Я в достаточной мере горд тем, что знаю кое-что, чтобы скромно признаться, что не знаю всего.
000
Я испытывал непреодолимое отвращение ко всяким группировкам, союзам, объединениям, обществам.
000
Я научился слову и счету почти одновременно.
000
Я совершенно несознательный элемент, не питаю никакой классовой ненависти к людям, живущим лучше меня.


Рецензии
Великим, конечно. виднее (на то они и великие) но по-моему Набоков есть "писатель в себе". То есть писал именно что для самого процесса писательства.

Алексей Курганов   21.12.2017 11:06     Заявить о нарушении
Алексей, для писателя важно ни что написано, а как. Сюжетные штампы заполонили литературу. Изящная словесность не для буклетов.

Александр Голенко   21.12.2017 11:44   Заявить о нарушении
И я о том же. Писатель пишет , в первую очередь для САМОвыражения. Таким образом он тешит собствеенное Я.

Алексей Курганов   21.12.2017 12:01   Заявить о нарушении
Ваша фраза "писатель в себе" применима и к поэтам, и к художникам... На то он и талант, что штучный.

Александр Голенко   21.12.2017 13:58   Заявить о нарушении