Жатва 97

      Внук: «Поступок – привычка – характер – судьба».


                20.2.2. ДЕДСКИЕ ХЛОПОТЫ.

      Сразу после свадьбы молодые поселились в нашей квартире на Большом проспекте с большой кухней-столовой-гостиной. Мы с Тамарой не вмешивались в их жизнь: шёл непростой процесс притирки. До свадьбы Илья хорохорился и заявлял, что именно он будет главой семьи, но, видимо, несколько женских истерик всё поставили на своё место.

      Главным и неотразимым аргументом было, естественно, состояние беременности. Для достижения этого состояния, судя по результату, уже в первые месяцы новобрачные потрудились вовсю. Пошли приятные хлопоты по встрече нового человечка. Продукты молодые покупали исключительно на Сытном рынке втридорога, поэтому нам приходилось раскошеливаться. Закупали, конечно, всё самое лучшее и, конечно, долгожданному внуку - всё новое.

      За детской коляской я вместе со всей компанией — молодыми и Тамарой — ездил на своей «Сентре» в Финляндию. Съездил и за новой детской кроваткой, которая, как показала дальнейшая жизнь, так и не использовалась: всё своё младенчество и даже после семи лет внук спал между родителями. Кроватка так и стояла у нас, даже когда внук уже пошёл в школу, а рядом в шкафу пылилось надетое всего один раз свадебное платье.

      Когда подошёл срок, Марина сама на своём «Форде» приехала в роддом на Васильевском острове и оставила его прямо в придорожном сугробе рядом с роддомом. И вот 8 апреля 2010 года родился Арсений. Имя ему выбрала Марина, и никто не возражал. Илья присутствовал на родах. Прямо перед этим моментом Тамара как раз звонила ему на мобильник, а он после разговора не выключил аппарат, так что мы слышали первый крик Арсюши по телефону.

      Ещё до рождения внука я сочинил такой стишок:
             
                НАПУТСТВИЕ ВНУКУ.

                Здравствуй, Новый Человек!
                Начинай свой долгий век!
                Ты увидишь Землю, небо,
                Мир, который еще не был,

                И зверюшек, и людишек.
                И поймёшь ты, кто чем дышит.
                Наберёшься ты идей
                Древних и живых людей

                И свою сыграешь роль.
                В чем-то будешь ты Король!
                Только не руби сплеча
                По примеру Ильича.

                Вова был мерзавцев гений,
                А тебя зовут Арсений.
                Быть Мужчиной, не иначе –
                Вот что имя твое значит!
               
                8 апреля 2010 года

      Когда Арсюшу привезли домой на Большой проспект, я в кругу родни его зачитал. Между прочим, по легенде из великих людей 8 апреля родились Тимур и Будда. В кого, интересно, он вырастет?

      Арсюша недолго жил с родителями в городе. Наступило лето, и они перебрались в наш новый дом. Убаюкивая внука, я гулял с коляской по Лисьему Носу, припевая колыбельные песенки, а когда он засыпал, я привозил его домой, и Арсюша спал в коляске в саду.

      К концу лета неожиданно для нас Илья объявил, что они улетают на Канарские острова вместе с Арсением. Мы никак не могли понять, зачем тащить шестимесячного младенца на тропический пляжный курорт за тридевять земель, рискуя его здоровьем и жизнью. Но наши доводы не то, что не воспринимались, - их даже не слушали. Так захотела Марина, и точка. На поездку Илья взял кредит в банке и, конечно, попросил деньжат у нас. Со слезами мы проводили наших авантюристов и молились, чтобы они вернулись живы-здоровы.

       После возвращения с Канар они ещё некоторое время ездили к нам в Лисий Нос только на выходные, а потом как-то Марина заболела, и они остались в Лисьем Носу. Конечно, это было куда удобнее и выгоднее: я гулял и играл с Арсением, убирал дом, мыл посуду, закупал и привозил продукты — и никаких хлопот. Марина только изредка готовила что-нибудь вкусное, кстати, она это умела.

      На первый год со дня рождения Арсюши я сочинил ещё стишок:

                Чья улыбка солнца краше?
                Кто родное счастье наше?
                Чей голубоглазый взгляд
                Покоряет всех подряд?

                Чьи веселые кудряшки
                Доведут меня до Пряжки,
                А шесть остреньких зубов –
                Прогрызают до основ?

                Кто топочет и агучит,
                А слова «деда» не разучит?
                Кто на свете прожил год,
                И кого боится кот?

                Это мой внучок Арсюша,
                В плен забрал мою он душу.

Примечание: Разрешается замена слова «деда» на «мама», «папа» или «баба», а слова «внучок» на «сынок».               
               
                8 апреля 2011 г.

      Тогда же в апреле Марина решила сменить автомобиль. Илья опять взял кредит, а мы решили им помочь: я купил Маринин «Форд» за хорошую цену, а свой разбитый сзади «Ниссан» продал по дешёвке. Новый «Пежо-308» молодёжь решила сразу обновить. В конце лета они спланировали поездку на любимые Канары на автомобиле через всю Европу, и снова залезли в банковскую кабалу. Как мы ни отговаривали их от этой безумной затеи — всё напрасно, а под конец перед отъездом Илья ещё потребовал от нас денег.

      На этот раз они решили взять с собой детскую коляску. Перед отъездом я снял с неё колёса, помыл их и оставил сушиться. Я обнаружил, что коляска уехала, а колёса остались лишь тогда, когда наши путешественники подъезжали к финской границе. По телефону я предложил догнать их, пока они стояли на таможне, и передать колёса, но Марина подождать меня отказалась. Пришлось отправить колёса посылкой на Канарские острова с Главпочтампта, причём мне обещали, что посылка дойдёт как раз через две недели, пока они едут через всю Европу.

      Из Финляндии они паромом доплыли до Таллина, а потом через всю Прибалтику, Польшу, Чехию, Германию, Францию, Испанию — снова на паром и к берегам Африки в Санта-Круз на Канарские острова. Каждый день по шестьсот и более километров, остановки в придорожных заранее забронированных отелях после их поисков в темноте чужих, незнакомых городов. Марина вела машину всю дорогу одна, ведь Илья так и не научился управлять автомобилем. Полуторагодовалый ребёнок 12 дней в одну сторону и столько же в другую болтался, привязанный к детскому автомобильному креслу, там же урывками ел и спал, а отдыхал в дешёвых, маленьких и грязных гостиницах.

      Зачем такие муки? Чтобы поставить птичку - «мы отдыхали на Канарах»? Ради месяца полуголодной жизни далеко не в самом комфортабельном отеле, по соседству с шумными англичанами, устраивавшими ночные дебоши? Ради лежания на знойном пляже, где каждый день — копия вчерашнего? Ведь с маленьким грудным ребёнком по местным скалам особенно не полазаешь, тем более, что колёса к коляске через обещанные две недели так и не пришли. Илья обнаружил их на местной почте только в самом конце их пребывания в маленьком городке на острове у подножья вулкана Тенерифе. Единственной отрадой для нас были сеансы связи по «Скайпу», когда мы могли увидеть внука и убедиться, что он ещё жив. Когда они ехали обратно, на юге Франции пошли катастрофические проливные дожди, возникла угроза наводнений, и мы Бога молили, чтобы они скорее проскочили этот район.

      К приезду отдыхающих в Питер освободилась квартира на Большой Пушкарской, Марина отказалась жить в Лисьем Носу, и они на зиму поселились там. Арсюша болел, и я помню, как не раз ездил с ним и Мариной в детскую поликлинику на Малом проспекте.

      Двухлетнему внуку посвящены такие строки:

                Маленький волшебник мало говорит,
                Пальчиком укажет – теремок стоит,
                Хитро улыбнётся – перед ним верблюд,
                Только скажет «мама» – куча вкусных блюд,

                Если зазевает – значит, спать пора,
                Мигом подбегают, скажет лишь «А-А»,
                А в глаза заглянет – ясно всё без слов,
                Ручкой пожелает всем счастливых снов,
 
                Ну, а захохочет – все кричат «ура!».
                Этому волшебнику нынче года два.
               
                8 апреля 2012 г.

      Летом они опять переселились к нам, и снова, взяв очередной кредит, махнули теперь уже в Италию, на остров Искья вблизи Неаполя. На этот раз они решили не трястись по ужасным дорогам Прибалтики и Польши, а прямо из Финляндии доплыть на пароме до Германии. Кроме того, они запланировали промежуточную остановку на несколько дней в Швейцарских Альпах. Дальше через Флоренцию, Рим, Неаполь — на паром к острову. Там снова месяц в относительно дешёвой гостинице и на битком набитом народом маленьком пляже.

      На этом пляже у Ильи стащили телефон и банковскую карту, так что они остались без денег, и нам пришлось срочно высылать им перевод, чтобы они смогли расплатиться за гостиницу и вернуться домой. Обратный путь они планировали с остановкой в Венеции, но из-за безденежья пришлось изменить план и скоротать оставшееся до отплытия из Германии время на самом юге Италии, где жизнь была подешевле.

      При переправе с острова на материк произошёл ещё один непредвиденный случай: ещё на острове под капот их машины забралась кошка, и её обнаружили лишь когда они выгрузились на берег. Сама она вылезти не могла, и пришлось в мастерской частично разобрать машину, чтобы её вызволить. Вблизи Неаполя они осмотрели Помпеи, а потом — на отсидку в Калабрию и оттуда прямиком в Германию и домой. Намучились они в этот раз, видно, по полной.

      Что же, раз нас просто ставят перед фактами, и мы решили распорядиться своим имуществом, как считали нужным, впрочем, для их же блага. Пока отдыхающие «отдыхали», я сдал квартиру на Большой Пушкарской и перевёз их вещички в Лисий Нос, в освободившийся старый дом. Ничего, после приезда деток обошлось без скандала, тем более, что высокую арендную плату за эту квартиру, о которой мне удалось договориться, теперь получали они сами.

      Мы приглашали к Арсюше в Лисий Нос два раза в неделю очень профессиональную детскую воспитательницу Ирину. Она учила его рисовать, лепить, делала с ним красивые коллажи из цветной бумаги и говорила мне, когда я привозил и увозил её на автобусную остановку, каждый раз вручая ей денежку, что Арсений — гений. Арс тоже любил с ней заниматься, скоро весь старый дом был увешан их яркими работами.
 
      На третий Арсюшин день рождения я прочитал собравшейся за праздничным столом родне такой стих:

               Очень-очень хочу, чтобы ты был счастливым,
               Добрым, сильным, весёлым, здоровым, красивым,
               Чтоб любил ты читать интересные книжки,
               Прыгать, бегать, скакать, баловать, но не слишком,

                Чтобы с дедушкой было играть интересно,
                Чтоб в музеи возили и часто, и честно,
                Чтобы ты научился петь в хоре и соло,
                Чтобы плавал как рыба морского посола,

               Буквы чтобы читал и писал их красиво,
               Всё вот это и нужно, чтоб был ты счастливым.
               
                8 апреля 2013 г.

      Строка насчёт «хора и соло» - это о попытке Марины возить Арсюшу в студию при Консерватории, куда его, ещё двухлетнего малыша, приняли, оценив его музыкальные способности. Но скоро Марине эти поездки надоели, а жаль.

      Летом встал вопрос об устройстве Арсюши в детский сад. Конечно, детский сад был необходим, чтобы не повторять наших ошибок по воспитанию Ильи. После поисков в Интернете Марина с Ильёй остановились на детском саде «Аспект» с англоязычным уклоном, расположенном на Васильевском острове на Наличной улице. Плата за садик была не маленькая, на пределе наших возможностей.

      Я съездил в этот детсад и познакомился с директрисой, которая провела меня по помещениям этого стандартного, ещё советского детского сада в новостройках, правда, нормально отремонтированным и чистым. Дизайн на детской площадке — под Англию, с красными телефонными будками, британскими флагами и прочими аксессуарами. Для сравнения я зашёл и в государственный детский сад в Лисьем Носу, расположенный в таком же здании, но, конечно, внутри там было не так уютно. Хотя говорили, что в нашем лисиносовском саду хороший логопед.

      При обсуждении этого вопроса за нашим овальным столом, а это было последнее деловое обсуждение с нашими детками, которое я помню, Тамара была решительно против детсада на Васильевском, уж очень далеко от Лисьего Носа. Но я, балда, согласился поддержать Марину с Ильёй, учитывая, что Марина обязалась возить Арсения на машине туда и обратно. К тому же я рассчитывал на основе взаимопонимания решить ещё один зависший вопрос — о крещении Арсюши. Но Марина, несмотря на мою поддержку по детсаду, ни за что не хотела крестить Арсения. Деньги на оплату детсада за сентябрь плюс ещё один месячный страховочный взнос мы им отдали и обязались оплачивать детсад.
 
      Узнав характер нашей невестки, мы старались не вмешиваться в их семейную   жизнь. Тамара вообще не входила в старый дом, а я заходил только для того, чтобы взять Арсюшу на прогулку. Но, несмотря на всяческие проявления нашей доброй воли, доходящие до того, что мы даже регулярно привозили им продукты из супермаркета, напряжение за стеной старого дома росло. Видимо, денег на новые путешествия занять уже было негде, а сидеть целое лето в Лисьем Носу — это всё равно, что вычеркнуть год из своей драгоценной жизни.

      И вот однажды в разгар лета после очередного крика в старом доме видим — Марина хватает свои вещи и Арсения и уезжает в город. Илья на своих двоих — за ней, да так и остался в Купчино, уверяя нас, что там очень хорошие детские площадки. Воспитательница Ирина в Купчино ездить отказалась. После побега в Купчино с сентября Марина какое-то время ещё возила Арсения в детсад на Васильевский остров, но оказалось, что на автомобиле путь туда и, особенно, обратно из-за пробок занимает около двух часов, причём в детском саду Арсений занимался только с 9 до 13 часов. Получалось, что он проводит в дороге столько же времени, что и в саду.

      Илья стал возить ребёнка в детский сад и обратно на метро. Арсений часто сопливился и пропускал детский сад. Опять дурь какая-то! Долгое время мы не видели Арсюшу, но, наконец, осенью мне с Тамарой разрешили заехать за ним в детский сад, туда же явилась и Марина с Ильёй, мы обещали им очередную финансовую поддержку, и примирение состоялось. При встрече Арсений с трудом узнал меня и как-то остолбенел от счастья.

      По выходным они стали приезжать к нам, а к лету 2014 г. снова осели в нашем доме. Несмотря на то, что ребёнок уже был в детском саду, Марина, как уволилась незадолго до свадьбы со своей работы, так и не считала нужным работать вообще. Зато два года ходила на платные курсы итальянского языка. С какой целью? В июле 2014 г. они снова уехали на Канары, причём Марина с Арсением улетели самолётом, а Илья поехал через всю Европу на туристических автобусах с пересадкой в Германии из-за обнаружившейся у него фобии к перелётам, ну, а объяснял он это своим желанием поближе познакомиться с Европой. В Испании его обокрали, украли куртку – вот и познакомился.

      В начале октября я встретил Марину с Арсением в аэропорту и привёз их в Лисий Нос, но, когда через неделю в Питер приехал Илья, исхудавший и почерневший от автобусных прогулок по Европе, они вернулись в своё Купчино. В это время я подрядился возить дочек нашей знакомой из Лисьего Носа в детсад в Ольгино, конечно, за небольшую плату, так что я работал кем угодно, лишь бы заработать.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/21/783
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/21/812
         Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967


Рецензии