Жатва 101

                ЗАПИСЬ 21.

                21.1. ПОКАЯНИЕ.               
 
      Надоели воспоминания, прервусь пока, надо подумать. Дело в том, что уже три дня сижу и пишу мемуары в полном одиночестве. Почему-то никто не приходит. Роботы-лакеи работают как часы, но тревожно.

      Зачем я написал о своей личной, весьма банальной семейной драме? Действительно, как я уже понял, моя судьба определена. Всё решено: я буду императрицей! Ведь Ника уже нет, и, судя по невежеству его непосредственной начальницы-жены, которая тоже уже в мире ином, вряд ли кто-нибудь в ближайшее время сможет заняться проблемой возвращения души погибшей настоящей императрицы в её спящий клон. Эта тема для Совета Избранниц теперь совсем не актуальна. Так на кого же я выплеснул свою горькую чашу? На всех этих морально ущербных советниц, моих будущих подданных, которые уж не преминут всласть поточить лясы? Нет, надо это всё уничтожить!

      Я приказал вишеру стереть последнюю запись, но, к своему удивлению, получил ответ, что это невозможно. Вот гады! Бессмертный КГБ работает! Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Придётся потерпеть. Вот прийти бы к настоящей власти, а там посмотрим! С другой стороны, может быть, в дальнейшем мои откровения действительно понадобятся, ведь проблема подмены душ, как мне сообщили, на Западе активно прорабатывается. Для науки нужна вся правда, а не полуправда. А, ладно! Моя маленькая печальная история – это, наверное, один из симптомчиков того безумия, которое охватило весь мир к концу моей жизни. Появилось что-то слишком много людей, больных разного рода ненавистью.

      Даже я, который никогда и ни к кому не питал этого гнетущего душу чувства, стал сознавать, что поневоле начинаю кое-кого ненавидеть. Ей Богу, за 73 года жизни я не встречал такого неблагодарного существа. Что делать, это болезнь, диагноз – рак души. А жаль, ведь всё могло быть совсем иначе. Не говорю уж об элементарной благодарности, обычной доброте и, тем более, о христианской любви. Будь она хоть немного поумнее да похитрее, не демонстрировала бы так откровенно свою беспричинную лютую ненависть ко мне с Тамарой и Илье, то могла бы иметь ещё при нашей жизни все блага. Я долго не мог понять: за что мне такое наказание в виде моей невестки? Но потом, привыкнув к её выходкам и поразмыслив, я понял, что это не наказание, а испытание моей души на верность Христовым заповедям.

      Да, испытание, чтобы не озлобиться, не отвечать хамством на хамство, глупостью на глупость, ненавистью на ненависть. Надо было терпеть - терпеть, но не прощать, не бросать всё на произвол судьбы, а искать любые пути, чтобы хоть как-то спасти внука, не дать ненависти окончательно изуродовать его нежную душеньку, обезвредить этот заряд злости. Тем более, что она сама себя наказала: выжигая всё вокруг своей злобой, посадила себя в одиночную камеру на пожизненное заключение.

      Многие считают, что жизнь – это постоянная борьба вроде компьютерной игры, в которой на пути к виктории ежесекундно выскакивают разные препятствия, и игрок должен их героически преодолевать. Ошибка: виктории всё равно не будет, ведь финал жизни известен - это не победа, а смерть, будь ты трижды героем! Но разве вся жизнь, полная всяческих напастей и потерь, которая в конце концов заканчивается смертью, - это наказание?

      Молодой ещё Пушкин, сочинив озорную «Гаврилиаду», задумался:

                «Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                Иль зачем судьбою тайной
                Ты на казнь осуждена?

                Кто меня враждебной властью
                Из ничтожества воззвал,
                Душу мне наполнил страстью,
                Ум сомненьем взволновал?»

      На это его духовник митрополит Филарет ответил:

                «Не напрасно, не случайно
                Жизнь от Бога нам дана,
                Не без воли Бога тайной
                И на казнь осуждена.

                Сам я своенравной властью
                Зло из тёмных бездн воззвал,
                Сам наполнил душу страстью,
                Ум сомненьем взволновал».
               
      На старости лет я понял: жизнь – это испытание души, в этом её смысл. Здесь важно не сколько врагов ты победил, а как ты жил: сеял ли ты добро или зло, часто даже прикрытое всякими идейными вывесками. В умении отличать добро от зла и есть величайшая мудрость человека, его души, и это непросто. А что такое добро и зло? Для меня добро – это любовь, а зло – ненависть. Хотя в нашем несовершенном мире и добро должно быть с кулаками и уметь постоять за себя.

     Снова задумался о вечном, о значении божественного замысла, о творении чистых душ. А я сам? Чист ли я? Правильно ли я прожил свою внешне благополучную жизнь? Мне ведь повезло, как немногим. Я не слышал взрывов бомб, вокруг меня не лежали убитые родные люди, я никогда не голодал, и у меня всегда была крыша над головой. Я не инвалид-колясочник, у меня было всё на месте: голова, руки, ноги и то, что между ног. У меня всегда была увлекательная творческая работа: будь то инженером-исследователем, преподавателем ВУЗа, депутатом, антикваром, художником-реставратором или даже строителем собственного жилья.

      Я был не один, у меня была жена, с которой я отметил золотую свадьбу, сын и любимый до боли внук. Я любил сильно, по-настоящему, и был любим, на себе познал восторг и муки любви. Я видел чужие страны, исколесил всю европейскую часть Советского Союза, Крым стал мне второй родиной, а всю жизнь я прожил в самом красивом городе мира - Санкт-Петербурге.

      За что бы я не брался, я достигал своей цели: получил любимую творческую специальность, защитил диссертацию, стал доцентом, депутатом двух Советов, даже членом Малого Совета Санкт-Петербурга – одним из 36-ти на весь город, входил в состав руководства петербургского отделения общероссийской демократической партии, неоднократно баллотировался на городских и общероссийских выборах. Я не раз выступал по телевидению и даже на Дворцовой площади перед многотысячной толпой. Плакаты с моим портретом висели по всему городу. Соратники меня ценили.

      Даже на пенсии я работал в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в чине действительного государственного советника и занимал должность, соответствующую должности действительного статского советника по петровскому Табелю о рангах, то есть должность штатского генерала. Так что моё честолюбие полностью удовлетворено. При моём деятельном участии Россия всё-таки стала совсем другой, был сметён гнилой и лживый большевистский режим. Я всю жизнь учился, у меня два высших образования – техническое и юридическое. Даже уже в весьма зрелом возрасте я получил диплом об окончании Рисовальных классов Академии художеств.

      А с другой стороны, я неудачник, результаты многих моих трудов оказались никому не нужны. Развитие твердотельных лазеров, над чем я так бился долгие годы, оказалось тупиковой ветвью, лазерный канал наведения ракет в «Граните» был похоронен, а засекреченные книги, статьи и изобретения так и остались известны лишь очень узкому кругу специалистов. Созданный мной курс общей физики для ВУЗов пылился в подвале в рукописи.

      Бескровная демократическая революция, в идеалы которой я так верил, привела к распаду великой страны, обнищанию народа и невиданному обогащению всякого рода воров и мошенников в России. Политической карьеры я не сделал, хотя второе юридическое образование я получил, серьёзно готовясь к продолжению своей депутатской работы, а в дальнейшем оно пригодилось разве что для защиты своих прав в судах.

      Несмотря на все мои заслуги по созданию Балтийского технопарка при Военмехе, я оказался не нужен, как только перестал быть депутатом. Настоящим предпринимателем-антикваром я так и не стал и сильно не разбогател. Может быть, и к лучшему, целее остался, уж больно хищные акулы стали кружить вокруг этого бизнеса. Вспомнился стих Евтушенко:

                «Дай бог не вляпаться во власть
                И не геройствовать подложно,
                И быть богатым – но не красть,
                Конечно, если так возможно».

      Профессиональный художник-реставратор из меня тоже не получился. За деньги я поработал в своей фирме от силы три года, а потом было не до того. Художественные навыки, полученные в Академии художеств и при реставрации картин, пригодились лишь в украшении квартир и домов собственной постройки и ремонта. Вот тут, пожалуй, результат налицо.

      Но обязанности мужчины на этой земле я выполнил, могу быть вполне доволен: сына родил, дом, и не один, построил, дерево, тоже не один десяток, посадил. Даже перевыполнил классическую триаду – вынянчил внука! Но какой ценой! Я бросил всё остальное, на что Бог дал мне способности, замкнулся в собственном мирке, у меня не осталось даже приятелей, не то, что коллег, с кем можно поговорить по душам или по делу. А самое печальное, что все эти великие труды не оценил даже собственный сын, для счастья семьи которого я так старался. Вроде бы, я вместе с женой дал ему всё: образование, жильё, источники дополнительного дохода, в конце концов, его ждало немалое наследство – живи! С другой стороны, я сам виноват, что он стал таким нервным, слепым и глухим. Когда он рос, у меня на первом плане была работа, диссертация, командировки, потом лекции, политика. Так я его и отпустил от себя. Я не привил ему элементарной модели мужского поведения и не сумел дать ему почувствовать главного – своей любви. А без любви вот он и вырос таким погружённым в себя интравертом, в общем-то, несчастным человеком. На что же я мог рассчитывать? – Как аукнется, так и откликнется!

      Пожалуй, то же можно отнести и к жене. Возможно, и она была не без греха, но я-то точно грешен. Более половины совместной жизни мы прожили каждый сам по себе, и только под конец на почве совместных строительных мук, страданий по внуку и перспективы одинокой старости сблизились душевно. Говорят, что удачно жениться – это всё равно, что вытащить ужа из мешка с гадюками. Ну, не ужа я вытащил, скорее, маленького удавчика, но и не кобру.

      Почему так вышло, почему я не умер в славе и почестях? Почему мои таланты, а они ведь были, оказались невостребованными, несмотря на моё упорство, трудолюбие, умение доводить дело до конца, дружелюбие, способность к компромиссам и бесконфликтность? Чего не хватало? Думаю, главное, это слишком большая увлечённость самим существом дела, глухота к интересам других заинтересованных в этом деле людей и даже к собственным интересам. Я всегда считал, что интересы дела превыше всего, а это ошибка. Я был не контактен, и в этом основная причина моих карьерных неудач. Я максималист и во имя разумного, доброго, вечного часто отрывался от серой действительности и парил в эмпиреях.

      Конечно, не всё зависело от меня. Россия - такая страна, где таланты не больно-то в цене. Ещё Пушкин писал: «Чёрт меня направил – с умом и талантом родиться в России!». Благодарности за труды от нашего государства не дождёшься, - и моя судебная эпопея с депутатскими надбавками к пенсии – яркий пример. В результате, моя пенсия была точно такой же, как у какого-нибудь Васи-водопроводчика. Ну, спасибо хоть за это, но не представляю, как бы я жил, не заработай с женой на старость, создав, а потом сравнительно удачно продав антикварную фирму. Пришлось бы считать каждую копеечку.

      Иногда судьба прерывала, казалось бы, удачное начало. Вот внезапно умер мой приятель, заместитель председателя Законодательного Собрания Юра Гладков, помощником которого я так успешно начал трудиться на ниве государственной службы. Наверняка моя чиновничья карьера продолжалась бы, если бы не эта смерть. Но, увы!

        А …, всё это суета сует и всяческая суета. Как отчеканил старик Державин:

                «Река времён в своём стремленьи
                Уносит все дела людей
                И топит в пропасти забвенья
                Народы, царства и царей.

                А если что и остаётся
                Чрез звуки лиры и трубы,
                То вечности жерлом пожрётся
                И общей не уйдёт судьбы».

      В моей жизни, как, наверное, и в жизни каждого человека огромную, даже решающую роль играл, казалось бы, Его Величество Случай. Совсем незначительные, иногда даже весьма маловероятные события и неосознанные поступки определяли ход жизни на десятилетия вперёд. Последствия ничтожного случая могли быть кардинальными для судеб всего мира, как от случайно раздавленной ногой путешественника в прошлое бабочки в рассказе Брэдбери «И грянул гром». Это как в теории эволюции, в причинах которой я стал сомневаться: этого мышонка съели, а вот этот почему-то уцелел – но в результате динозавры вымерли, а человек через цепь невероятных случайных событий стал царём зверей и владыкой Земли. Кто-то видел в этом закон природы, кто-то – случай, кто-то – судьбу, а я – Божью волю.

      Ладно, что вздыхать! Господь будет судить наши души не за карьерные успехи или неудачи, а просто – по десяти заповедям. Первая – един Господь! Больше половины жизни я вообще в Бога не верил, а в юности увлекался древнегреческими мифами, хотя, конечно, богам Олимпа не молился. Простит ли мне это долгое неверие Христос? Но к концу моей жизни исполнилась мольба, о которой писал Евтушенко:

                «Не крест – бескрестье мы несём,
                А как сгибаемся убого.
                Чтоб не извериться во всём,
                Дай бог ну хоть немного Бога».

      Вторая – не сотвори себе кумира! Пожалуй, долгое время моим кумиром была наука, я поклонялся только ей, но наука всё-таки не кумир в смысле конкретного изображения кого-либо. Правда, эту заповедь разные религии Писания толкуют по-разному: мусульмане вообще запрещают изображать любое животное, не говоря о человеке, иконоборчество в Византии уничтожало иконы… Так что есть надежда, что я этой заповеди не нарушил, потому что поклонялся только святым иконам.

      Третья – не поминай имя Господа всуе! Тут, пожалуй, все грешны, «Господи» стало привычным языковым оборотом даже у неверующих.

      Четвёртая – соблюдай субботу! Нет, не соблюдал, работал и по субботам. Но ведь и Иисуса фарисеи обвиняли в том, что он в субботу творил чудеса!

      Пятая – чти отца своего и мать свою! Ох, как меня мучает совесть за то, что я мало внимания уделял папе и маме. Только брал и ничего практически не давал. Наверное, это свойство всех детей, хотя я их любил и изредка ссорился по пустякам только с моей горячей мамочкой. Простит ли Господь мне моё невнимание к родителям, подчас жестокое?

      Шестая – не убий! Слава Богу, никого не убил. Но, может быть, случайно кто-то умер из-за моего бездействия или равнодушия? Не знаю.

      Седьмая – не прелюбодействуй! Виновен, и неоднократно. И что хуже всего, не раскаиваюсь. Господи, зачем Ты меня таким создал? Но всё-таки свою венчаную жену я не бросил и любил её до самого конца. Может, на Страшном суде мне это зачтётся?

      Восьмая – не укради! Денег и ценностей ни у кого не крал, но, грешен, выносил через разные проходные кристаллы, электроэлементы, приборы, оптику как для работы, так и домой, мечтая и дома соорудить телескоп или лазер, вот дурень! Так что, виновен.

       Девятая – не лжесвидетельствуй! Вот чего не было, того не было, не клеветал ни на кого. Но если имеется в виду - вообще не лги, не обманывай, то, конечно, лгал, особенно жене.

      Наконец, десятая – не возжелай дома ближнего своего и жены его! Нет, на чужое добро не зарился и на чужих жён тоже, хотя они иной раз и подавали мне знаки. Для меня дружеские отношения всегда были святы.

      Итак, вероятно, даже неосознанно, а просто в силу своего воспитания, я, по-крупному, уберёгся в своей жизни от подлости и очень уж отвратительных поступков. Мне, грешному, Господь всё-таки даровал то, о чём просил поэт:

                «Дай бог всего, но лишь того,
                За что потом не станет стыдно».

      Но, пожалуй, в итоге рай мне не светит. Интересно, а как живёт праведная душа в раю? Трудно представить, ведь ветхозаветное описание рая буквально понимать невозможно. Может быть, рай – это состояние, где все праведные души любят друг друга? Вечно? Да есть ли в том мире время? А какие души населяют рай до Страшного суда? Вроде бы до Суда все души умерших людей должны пребывать в чистилище. Что они там делают, теперь мне это понятно. Так, может быть, рая для людских душ пока ещё и нет? И ада тоже? Вообще, в чертей я что-то не верю. Думаю, что дьявол в душе каждого человека. Именно там, в душе, происходит борьба добра и зла — Бога и Сатаны. Поэтому душам грешников, вроде меня, которым на Страшном суде в рае будет отказано, одна судьба — оставаться в чистилище в вечном одиночестве наедине со своими грехами, а это и есть самое страшное наказание.

      Ну, довольно, богослов хренов! Давай ближе к знакомой тебе физике. Проповедь Христа прекрасна, но есть ли доказательства его воскресения? Может, он был просто проповедник и философ? Нет, есть Туринская плащаница. Такой ожог полотна, дающий изображение тела человека со всеми анатомическими подробностями, нельзя было подделать в Средневековье. Для меня как физика правдоподобным может быть только предположение, что тело, положенное на этот холст и им же накрытое, мгновенно превратилось в ярчайший, обжигающий свет, то есть аннигилировало как вещество с антивеществом. Это чудо. Скажу одно: в своей жизни я два раза сталкивался с совершенно необъяснимыми небесными явлениями. Приведу-ка я в воспоминаниях мой отчёт о них, записанный по горячим следам.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/21/911
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/21/933
         Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967
      Продолжение фантастики на: http://www.proza.ru/2017/12/21/940
       Предыдущая фантастика на: http://www.proza.ru/2017/12/21/775


Рецензии