Эксперимент

Эксперимент

Часть 1. Бунт

«Да, да, нас учат летать в воздухе, как птицы,
и плавать в воде, как рыбы;
но как жить на земле мы не знаем »
Неизвестный русский крестьянин

Начало XX века в Земном летоисчислении. Планета Аркадия.

Было без четверти десять, и в зал благородной и чинной походкой вошёл Асгард. Он огляделся по сторонам, отчего золотистая ухоженная копна волос всколыхнулась пшеничным полем на ветру. Как всегда он оказался первым. Ничуть не убавив в чувстве собственного достоинства, он зажёг все лампы и уселся в первом ряду на почётном месте, по правую руку от места Председателя. Прошло ещё не менее десяти минут, в течение которых Асгард ни на мгновение не поменял позу, похоже и вообще не шелохнулся, и зал Собрания начал, наконец, потихоньку заполняться. Его поприветствовали Нереид и Альбор, также удостоенные чести расположиться в первом ряду.

- Мда, давненько я такого не припомню, -  Повернувшись в сторону Асгарда, но обращаясь как бы мимо него, протянул Альбор. Без минуты десять зал был уже забит до отказа. Такое и впрямь случалось лишь в исключительных ситуациях – Асгард мог припомнить лишь два случая: первый - при вынесении решения по вопросу аннигиляции первой обнаруженной разумной планеты, которая самим своим существованием подвергала опасности всё живое в масштабе своей галактики, да ещё один раз - во время суда над Гекатом, нарушившим сразу два десятка статей конвенции Союза, в попытке спасти Машгурейцев. Сегодняшнее заседание чем-то было сродни сразу обоим этим делам… Нет, даже слаще, ведь на сей раз расправа намечалась не над далёкой неизвестной толком планетой из галактики, до которой 40 миллионов световых лет, и не над бравым и по-своему благородным, но малообразованным водителем звездолёта без роду-племени. На сей раз, шакалы предвидели запах благородной молодой крови, вот и стекались в зал Собрания, чтобы успеть вдоволь утолить свою жажду до следующего раза. Непроницательная маска на мгновение сползла с лица Асгарда и он брезгливо поморщился.

Точно в 10.00 в зале появился Председатель и по мере его продвижения шум в зале начал волнообразно стихать. Он прошёл прямо к трибуне и пару минут молча озирал замершую перед ним толпу. Видимо вполне удовлетворившись произведённым эффектом он, наконец, начал заседание. Первые два вопроса на повестке никого не заинтересовали и решения, озвученные Председателем, были приняты Советом единогласно.

- Следующий вопрос, – Объявил он, выждав небольшую паузу. – Спасение Голубой планеты за номером три в системе Желтого карлика, именуемой местным населением Землёй. – Когда последние слова сорвались с его губ, в зале воцарилась звенящая тишина. Казалось, люди даже перестали дышать, боясь пропустить хоть слово. – Подготовка одобренной Советом операции близка к завершению. «Летучий отряд» из двенадцативратной Тиве, зарекомендовавший себя в операциях на Беотии и Аонионе готов к отправке к этой несчастной планете. Однако, как оказалось, не все согласны с решением Совета. Господин Гопала очень просил предоставить ему слово на этом собрании. Что ж. Прошу Вас, поднимайтесь к трибуне.

Асгард отвёл голову налево. Ему было любопытно посмотреть на этого смельчака. Совсем ещё молодой юноша, ничуть не смущаясь под буравящими его взглядами, твёрдо и уверенно, совершенно не глядя по сторонам и не оборачиваясь на возникшие тут же у него за спиной шушуканья, поднимался к трибуне. Асгарду понравилась его выдержка. Пренебрежение к общественному мнению бросалось в глаза.

- А малыш достойный сын своего отца. – Подумалось Асгарду. Триполиса он знал лично. Их род был одним из старейших в Союзе. И всегда это были люди чести. Испокон веков они занимались разведением скота, в чём весьма преуспели.

А «малыш» тем временем разделывал под орех план Совета, растоптав самую любимую мозоль Председателя. Он прямо и недвусмысленно объявил о нецелесообразности отправления «летучего отряда»:

- Ваша очередная смена властителей этого мира ничего не изменит. Само по себе свержение тирана никогда не приводило к автоматическому счастью народа. А иногда и наоборот. – Тщательно обдумывая слова печатал Гопала ровным уверенным голосом. – Вы никак не можете понять, что вы выпалываете по одному сорняку в день и назавтра удивляетесь, что оставшиеся вместо того, чтобы погибнуть следом, разрастаются лишь сильнее…

Было видно, как лицо Председателя белеет с каждым словом. Наконец, он не выдержал:

- Да поймите же. Или просто поверьте, мы совершенно не желаем зла этому миру. Я тоже, как и вы, радею за их благополучие. Мы – дети Аркадии, самой старейшей цивилизации во Вселенной должны уберечь молочных щенят от попытки переплыть бурную реку самостоятельно. Не давать им совать пальцы в розетку и играть со спичками. – Воркующая речь Председателя приобрела ласкательно-мурчащие интонации. Он совершенно искренне пытался теперь убедить этого неразумного щусёнка, что все риски давно просчитаны, а любое промедление может окончиться ядерной зимой, а может и ещё чем похуже. – Вы прекрасно знаете, что медлить нельзя. Их мир на пороге ядерной эры. Они уже готовы.

- К чему? – Громогласно спросили из зала. Асгард обернулся. Ну конечно. Это был Варес – лучший друг и товарищ Гопалы. Он единственный стоял, возвышаясь над рокочущей толпой, как маяк, а вокруг шумело и бушевало бесщадное море…

Председатель не растерялся, он поднял руку, призывая собрание к тишине, и ответил:

- Уничтожить себя! Полная боевая готовность к самоустранению. Заблудший мир.

- Именно поэтому Вы хотите высадить на их планету очередную шайку дуболомов? Чтобы успеть уничтожить их, пока они не прикончили себя сами? – Асгард удовлетворенно хмыкнул и в мозгу у него промелькнуло: «Какое удивительно точное определение «дуболомы»».

- Что Вы себе позволяете, Варес! – В голосе Председателя леденела сталь. – Вся операция продумана до мелочей. Наша задача не дать им самоуничтожиться, как было с сотнями других цивилизаций. Вы хоть осознаёте, что такое ядерная дубинка в руках дикаря? Надо незамедлительно перехватить её из его рук!

- Да ведь они же ещё дети! – Очень спокойно, в наступившей тишине, втолковывал Гопала, - Племя, выучившее лишь три буквы... Ты же не караешь детей своих за незнание? И не карать их надо, а учить…

- Учить?

- Да, как учили нас в детском саду, потом в школе или институте, как учат нас сейчас на работе, и как будут учить до самого последнего вздоха, каждый день и из года в год, без прогулов и выходных.

- Вы предлагаете построить школы?

- Можно сказать и так. – В зале вновь поднялся шум, и обоим спорщикам пришлось повысить тон.

- Это тривиально, это опробовано сотни раз! Лучшие учителя работали с правительствами Салоры, Эллады, Халибды… Без толку! – Неуместное торжество прорезалось в голосе Председателя.

- Вот именно! Значит, учили не так, не тому, а главное, не тех! Грош цена таким «операциям», Председатель.

В зале запричитали уже совсем неприлично громко.

- Ну, знаете ли! – Взвизгнул Председатель. – Вы забываетесь, Варес!

- Да нет, я то, как раз помню. Всё помню. – Спокойно продолжил он. – А вот Вы, Председатель, кажется, забыли. Напомнить? Неужели вы до сих пор не наигрались в войнушку? Неужели Вам не жалко этих бедолаг? Они не были ни в чём виноваты! Вы же прекрасно помните выжженные земли Пандорры. И пустые глаза Энацефалов… - Добавил он тише. Председатель почернел, как удавленник и отвернулся. Его душил гнев, он почти задыхался. Выплёвывая сквозь зубы отдельные слова, он протарахтел короткой очередью:

- Перерыв! Все! Вон! Живо! – Не успел Председатель закончить эту тираду, как Асгард уже оказался на ногах. Его прямое напряженное тело разогнулось, как выброшенное лезвие складного ножа. Он ухватил Гопала за рукав и силой стащил из-за трибуны.

- Пошли! – Коротко скомандовал он, а неуспевший оправиться от неожиданности Гопала лишь семенил следом и даже не предпринимал попыток высвободить свой рукав из цепких лап Асгарда.

Толпа хлынула сплошными потоками в проход, идти было тяжело, но Асгард особенно не церемонясь, расталкивал отстающих. Некоторые пытались возмутиться, а кто-то даже больно толкнул плечом Гопала, чуть не вырвав его вместе с рукавом из рук Асгарда, но поняв, кто это перед ними, большинство предпочитало поспешно ретироваться и смешаться с аутсайдерами.

Ближе к выходу Асгард неожиданно поменял свой курс и пошёл наперекор основному потоку, забирая чуть левее. Теперь они постоянно на кого-то натыкались. Гопала вертел головой и вдруг понял: они двигались в сторону Вареса. Он крикнул, но друг не услышал, зато его прекрасно услышал Асгард.

- Заткнись, тупица! И без того вокруг многовато любопытных!

Тогда, в двух шагах от цели Гопала резко рванулся, пытаясь сосредоточить внимание на себя, но Асгард оказался ловчее. Сцапав и Вареса, он, наконец, немного расслабился и позволил толпе вынести их в коридор. Поворот, другой, и вот Асгард впихнул в свой неосвещённый кабинет сначала свою добычу, а потом вошёл и сам. Визжащий звук проворачивающегося ключа раздался у приятелей в головах…

 
Часть 2. Отлёт

«— А в космос — это надолго?
— Нет, ну, как вам сказать… На всю жизнь.»
х/ф «Москва-Кассиопея»

- В чем ваша идея? Выкладывайте, и живо. – Асгард элегантным движением руки скинул с плеч плащ, означавший его принадлежность к Комиссии по рациональному контакту с новыми цивилизациями при Совете, и закинул его на вешалку тем же единым движением. Ни единой складки не образовалось на плаще в результате.

- Мы считаем, что им надо просто рассказать правду. – Начал Гопала.

- Правду? В смысле? Какую правду? – Тут же прервал его Асгард.

- А правда всего одна. Надо просто рассказать им её. Всю правду. Без утайки. И без прикрас. О них самих, о нас, о нашем поиске себя и о наших удачных попытках помочь цивилизациям найти себя и обязательно, обязательно о неудачных. – Спокойно ответил Варес.

- Грандиозно! Я решил спасти двух умалишённых!.. – Рассеянно вздохнул Асгард.

- Спасти?

- Ну, для чего-то же Председателю понадобился этот дурацкий перерыв и давка? – Рассеяно проговорил Асгард. – И вообще, я попросил бы вас не отвлекаться! У нас мало времени. Так кто же, по-вашему, будет слушать вас там?

- Дети, конечно. Глупо точечно менять одного ужасного, хоть и влиятельного человека другим, пусть даже распрекрасным и замечательным. Не лучше ли попробовать изменить сознание целого нового поколения, пока оно ещё поддаётся этому изменению?

- Реморализация запрещена конвенцией. Это должно быть вам известно, молодые люди.

Варес покачал головой, а Гопала ответил:

- Речь не идёт о реморализации. Мы хотим воздействовать самым доступным для восприятия методом.

- О чём же речь?

- Книги, конечно. Лучшие учителя. И мы напишем их для Землян.

Асгард задумался.

- Конечно, ваш план никогда не одобрит Совет. – Задумчиво протянул он.

Пикнул приемник, и товарищи синхронно вздрогнули, только Асгард никак не отреагировал. По громкой связи объявили, что заседание Совета будет возобновлено через 10 минут.

- На заседание, вам, конечно, соваться больше не стоит. Я сам попробую отсрочить экспансию «дуболомов». – Впервые за всё это время он улыбнулся. - Думаю, что мне Совет поверит, и хотя бы на пару веков притормозит. А вам… - Он посмотрел на ребят. – Сколько вам нужно на сборы?

- Мы готовы, - Ответил Гопал.

- Не знаю… - Синхронно с ним начал Варес. Асгард недоумённо изогнул бровь и повернулся в его сторону. – …как ребята.

- Какие ребята? – Удивился Асгард.

- Вы думаете нас только двое? С нами готовы отправиться наши друзья. Они вчерне ознакомлены с нашим планом и готовы к его воплощению, пусть даже и вопреки…

- Ааа! Поддельники?! – Восхищенно протянул Асгард и снова ослепительно улыбнулся. – Трубите общий сбор. Завтра на рассвете Вас заберёт мой товарищ и отвезёт на космодром. Он же передаст кое-какое оборудование, чтобы ваше внедрение не вызывало лишних вопросов у аборигенов. Ракета будет готова к 6.00. Доступно?

Варес и Гопал синхронно кивнули.

- Так почему же Вы до сих пор тут?

Отчётливо щелкнул открывающийся замок.

***

Чем в итоге закончилось заседание Совета они так и не узнали, но в назначенный час следующего утра их всех забрал благородный господин, представившийся Оортом.

- Ничего себе, - Присвистнул он удивлённо, когда к нему навстречу вышли не «пять, ну, может, максимум 7 славных малых», как обещал ему Асгард, а разом две дюжины молодых парней и девушек. Кое-как разместившись в пневмокатере, они в треть часа домчали до космодрома. Ещё 15 минут ушло на погрузку скудных пожитков. Оорт объяснял по ходу основные принципы управления кораблём. Когда всё было готово, он уже было сошёл с трапа, но вдруг быстро засеменил по лестнице обратно наверх.

- Вот, - Протянул он Варесу. – Совсем забыл передать. Это от Асгарда. – В смятом Оортом куске бумаге угадывалась ещё некогда роскошная визитка, расшитая золотыми узорами, на которой аккуратным почерком было написано одно только слово: «ВЕРЮ».

***

- Вот за девочек у нас, к примеру, будет отвечать Лиззи. Справишься? - Сразу после старта бразды правления прибрал к своим рукам, как всегда, болтун Хорс.

- Я постараюсь… - Тонким голосом ответила девушка. Она выглядела даже постарше остальных ребят, но сидела, тихо примостившись к краю пульта управления и оттого незаметная.

- Что скажешь насчёт Швеции, Лиззи? – Хорс оторвался от глобуса и посмотрел на девушку. Та лишь молча кивнула. Тотчас на экране бортового компьютера замигали имена, характерные для этой страны. Лиззи судорожно сморщила лобик.

- Ох, - проговорила она растеряно. – Так много красивых имён. Мне нравятся буквально все. Анна, Эмилия, Астрид…

- Так и назовись! – Хорс в два прыжка подскочил к Лиззи и приобнял её за плечи. Представляешь, во всех газетах заголовки, - Он взмахнул рукой в такт произносимым словам: «Королева пера Астрид Анна Эмилия Линдгрен»! – Он возопил это дурным голосом, отчего Лиззи вздрогнула и ещё больше засмущалась. – А я тоже. – Продолжал он, обращаясь уже ко всем. – Тоже хочу непременно два имени: «Рэй Дуглас», каково? «Рэй Дуглас Брэдбери». Звучит, а, ребята? - Все согласились. Да и себе дороже было не согласиться, уж очень востёр на язык, был неугомонный Хорс.

- Ты уже подобрал страну?

- Страну? – Удивлённо переспросил Хорс. – Ха, не думаете ли вы, что я ограничусь одной страной? Уж будьте уверены, на каком континенте Вы бы не застряли, Вы услышите это имя! Запомните его! О, обязательно услышите!

- Посмотрим, как ты управишься с этим из-за океана. – Улыбаясь до ушей Варес склонился над глобусом и пометил огромную страну, отделённую от остальных уже поставленных отметок гигантскими водными преградами, фамилией Хорс.

- А ты, дружище, куда двинешь? – Широко улыбнулся Хорс, не смутившись ни на секунду.

Варес переглянулся с Гопалом. Было видно, что расставаться им не хотелось.

- О! – Завопил вдруг Хорс, окрылённый новой идеей. - А может нам отправить вас обоих в одну страну? Я присмотрел тут одну… Самую крупную страну на всей планете. Приберегал её для себя… Но вы почему-то решили сослать славного Хорса за тридевять морей!

- А что так можно? – Почти хором спросили они.

- Назовётесь соавторами, или может быть даже братьями, а? – Вдохновлённый Хорс фонтанировал идеями.

- Хм, интересная мысль. Джинни, Бонито1, набросай нам пару вариантов имён и одну фамилию, пожалуйста. - Обратился он к бортовому компьютеру.

- Пожалуйста, - ответил приятный женский голос, а на экране высветилось: «А – Аркадий, Б – Борис; С - Стругацкие».

Они почти не спорили и, в основном, соглашались с предложениями новоиспечённого Рэя Дугласа: «Станислав Лем – отличное польское имя!» или: «Виндем Джон – куда же тебя, дружок? Осилишь целый остров? Британия!» «И тебе остров? А может сразу несколько? Абэ Кимифуса – нравится?». Наконец, все были пристроены и он объявил:

- Всё. Отбой. Теперь можно, наконец, отправиться отдохнуть. Судя по расчётам, до намеченной цели ещё не менее 14 часов.

- Хорошо. – Ответил Варес. Он поднялся, но вместо того, чтобы отправится в зону отдыха, подошёл к компьютеру. – Джинни, будь так любезна, скинь на мой ручной экран крупнейшие библиотеки этого мира. Четырнадцать часов. – Задумчиво проговорил он. – Действительно, можно и отдохнуть…

 
Эпилог

«Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
В. С. Высоцкий

Начало XXI века в Земном летоисчислении. Планета Земля.

Сменилось поколение, эпоха, век, а для некоторых даже… страна. И им пришло время уйти. Все они прошли долгий путь и, надо сказать, славно потрудились.

Теперь от них не зависит ничего. Теперь они могут только наблюдать и верить. Ведь их уход ни в коем случае не означает конец эксперимента. Пока книги их открывают – эксперимент не окончен.



  1Бонитон – Звезда, вокруг которой вращается планета Аркадия. Таким образом, обращение «Бонито» является аналогом земного обращения «Солнышко».


Рецензии