Базис

Базис  - (через латинское слово basis от древнегреческого слова ;;;;; - основание) – основа или основание; опора, фундамент, база.
Базис, далее – Б., как и надстройка, является философской и политэкономической  категорией, предложенной человеческому «сознанию» философией исторического материализма. Эта философская система попыталась, с помощью этой категории – Б., разрешить Основной Вопрос Философии – взаимоотношения «бытия» и «сознания», «материи» и «мышления», в его применении к истории человеческих сообществ. Здесь Б. – это присущая обществу совокупность «производственных отношений», необходимо складывающихся в соответствии с определённым уровнем развития «производительных сил».
Выведенная из области философии экономики, категория Б.,  применена христианской философией к тем проблемам, которыми занимаются философия нравственности – нравственная онтология или онтология нравственности и психология, в части философских основ психологии.
Не политэкономическое понимание Б. позволяет «мышлению» осознать и обосновать те откровенные истины о его собственном происхождении и устроении, которые всегда отдавались на откуп интуициям и прозрениям преимущественно мифического, мистического и полумистического толка.
Применение категории Б. к философским устремлениям «религиозного сознания», соединении философской гносеологии с богословскими исканиями, позволяет человеку войти в область нравственной онтологии, т.е. такого «мышления», которое означало бы начало определённого преодоления его страстной раздробленности и разобщённости. И открывало путь для восстановления «сознания» как «разума»! - В его всечеловеческом, а, следовательно, и богочеловеческом, единстве.
С точки зрения христианской онтологии – Б. реальности – «реального бытия» и существования самого «сознания», является взаимодействие и соприсутствие «нетварного бытия» и «тварного бытия», которые соединены по принципу, описанному догматическим установлением халкидонского вселенского собора. Халкидонский собор засвидетельствовал откровенное положение о том, что две «природы» богочеловеческой реальности: божественная и сотворённая, соединены друг с другом:
- Во-первых, неслиянно и неизменно – не сливаясь воедино, и не изменяя друг друга. Ибо иначе, божественная «природа» смешалась с «природой» человеческой в нечто Единственное и Единое, чего реально никогда и никем не наблюдалось и не доказывалось. Богочеловеческое единство носит только «личный», а отнюдь не «природный» характер. Только «лицо» может усваивать себе как ту, так и другую «природу»;
- Во-вторых, неразрывно и неотлучно – не разрывая единой реальности надвое, и никогда не покидая одна другую. Ибо это бы означало возможность реального существования «небытия». Другим следствием этого утверждения является то, что телесная смерть человека не может быть его окончательной богооставленностью. Окончательная смерть невозможна так же, как невозможно «небытие».
С точки зрения христианской гносеологии – Б. «созерцания», как функции «сознания в бытии», является взаимоотношение «общения» и «познания». Принципом  их взаимодействия христианская гносеология полагает то, что «общение» выступает главной и системообразующей познавательной силой и фактором реального существования самого «созерцания» в целом. Ибо «познание» следует за «общением» так же, как знание следует за откровением, соблюдая нравственные принципы «познания». - «Вера» всегда больше «знания»! – Но «знание» всегда стремится к «познанию» полноты «веры». Для этого «знание» нуждается в обретении «нравственности» путём совершения «аскетического действия». Так как «незнание» - лукавство, преодолевается:
- Во-первых, постом – воздержанием от «безнравственности» в желаниях и мыслях, словах и поступках;
- Во-вторых, молитвой – постоянством в богообщении. В богообщении «сознание» черпает «духовные» источники «нравственности». И для своего «мышления», и для своей психики. Без богообщения невозможны физические и метафизические «духовные» отношения, как между людьми, так и между человеком и миром.
И это утверждение иллюстрирует нам то, чем является Б. с точки зрения христианских философских основ психологии. - «Нравственность» является базисным основанием психики «сознания». Так же как и «духовность» является базисом самого существования «нравственности» как личного «феномена»! Именно феномен «личной нравственности» одухотворяет психику «сознания», воспитывает и взращивает её в пневматику.
Давая определение категории Б. в христианской философии, мы можем сказать следующее: - «Базисом, с точки зрения христианской философии, является богочеловеческое единство. Это единство выражается в реальности «бытия сознания», осуществляющего «созерцание» как функцию своего существования. «Сознание» контролирует реальность, а не иллюзорность и мнимость своего «созерцания», путём соблюдения и сохранения «нравственного» качества своего «общения» с другими людьми, чем каждый человек сам обеспечивает своё собственное пневматологическое и психическое здоровье и становится реальным гарантом материального и «духовного» благополучия всечеловека – человечества как такового. И напротив, человеческое сообщество, имеющее реальный духовно-нравственный базис, способно реально заботиться о «духовном» развитии и становлении всех людей его составляющих. Путём уделения главное внимания не материальному и психологическому благополучию своих членов, а их пневматологическому состоянию. Главным в этом внимании должны быть «индивидуальные» усилия общества и государства о воспитании и поддержании  «нравственности» в каждом конкретном человеке, а отнюдь не положение в обществе религии, каких-то социальных групп и слоёв или взаимоотношение государства и церкви».

Интернет - источники: {2}; {3}.
Литература: [Ф56].


Рецензии
Спасибо, Сергей.
---
"Главным в этом внимании должны быть «индивидуальные» усилия общества и государства о воспитании и поддержании «нравственности» в каждом конкретном человеке,"
===
И ведь это так просто - на всех уровнях образования (семья, дошкольные, школьные, высшие, СМИ) "изучать" и "раскрывать" феномен Иисуса Христа.
Это Путь, Истина и Жизнь ... и "национальный герой", и "кумир молодежи", и сверять свои пути, истины и жизнь с Ним. ... всё остальное приложиться само собой...
Так просто.
И тогда возможности человечества станут развиваться "во славу Божию", в любви, нравственности и свободе, т.е. безгранично...
Но власть имущие воссоздают базис, который позволяет им "править" человечеством во "славу свою"... ограничивая безграничные возможности человечества "избранным" уровнем, т.е. своим, в меру убогоньким... снижая его все более к простейшему биороботу - "искусственному интеллекту", ограниченному алгоритмами "коллектива программистов", не развившему свой естественный безграничный интеллект...
Во истину, не ведают, что творят...
---
Спасибо.
Всего Вам доброго.

Саша Человекиз   26.12.2017 23:47     Заявить о нарушении
В том и заключается суть нравственного государства чтобы давать государственную поддержку тем нравственным идеалам, которые содержат народы его населяющие.

Сергей Михальчук 1   27.12.2017 13:37   Заявить о нарушении
Так "наше" государство так и делает?
Защищает "свободу" веры каждого.
Кто верит в себя, кто в богов, кто идолам... все "защищены" от всех :)
===
Спасибо.
Всего Вам доброго.

Саша Человекиз   29.12.2017 13:25   Заявить о нарушении