Города Древней Руси

    Продолжаем распутывать «узел», который завязался более тысячи лет назад при образовании государства Русь, чтобы выяснить роль наших северных предков в тот период. Проведём обзорную экскурсию по городам той славной эпохи в надежде высвободить из-под плена веков политических фальсификаций ещё один кусочек нашей истории.   Как обычно, нам не нужны секретные архивы, снимем шоры с глаз, надетые идеологической пропагандой многих поколений и рассмотрим города, существование которых признаёт официальная история. Внимательно посмотрим, как подаётся информация в том, или ином случае. Постараемся выбрать только конкретные факты, не прислушиваясь к выводам, которые как раз и не дают более беспристрастно определить проходившие события. Кстати, очень много  работ, которые наполнены, именно, выводами, гипотезами, предположениями и проч. Попадаются работы, в которых на десятках страниц перечисляют тех, кто занимался изучением определённой темы и их выводы и предположения. Практически, самих  фактов не так и много, причём, довольно, часто можно заметить тенденцию, когда выводы и гипотезы определённой работы прямо противоположны, изложенным в них фактам. Понятно, что многие из них рассчитаны на наш, русский менталитет, который основан ещё на древней вере в слово. Наверно, раньше, когда словам на Руси придавали более весомое значение, как говорившие его, так и слушающие, можно было верить всему, что говорят. Сейчас, когда слово обесценилось, приходится долго плутать в поисках смысла и подтверждения фактов. 

 Итак, начинаем нашу экскурсию.  Напомню, что в разные продолжительные периоды  нам упорно пытаются навязать, что государство Русь обязано своим становлением Киеву. Особенно, этим отличались времена продвижения христианства, правления Екатерины II  и советская эпоха. По преданиям, ещё Олег предложил называть этот город «матерью земли русской» Нам много лет вкладывалось в головы, что основным древним государством была Киевская Русь, а  Киев был самым древним городом, что большинство современников, именно, так и считает. Но так ли это на самом деле? До недавнего времени существовала такая практика, когда более передовые, по меркам современного мира, страны изо всех сил пытались представить жителей нашей страны,  более отсталыми в развитии, а у нас, в то же время, наблюдалось подобное отношение жителей центральных регионов к периферии, в том числе, к моим землякам. Возможно, это повлияло на искажение многих исторических фактов.
 
 Не будем очень дотошно копаться, как положено в серьёзной научной работе в отношении некоторых отклонений в годах появления и метрах расположения населённых пунктах. Постараемся представить общую картину прошлого.
 
  Первые, официально признанные  упоминания о городах находим в Повести временных лет, нашей основной древней летописи. В ней говорится, что в 862 году Рюрик - первый русский князь по летописям,  занял город Ладогу, его брат Синеус – Белоозеро, а Трувор – Изборск. Следовательно,   эти города уже были в то время и, вероятно, имели определённое стратегическое положение. Через два года, когда умерли Синеус и  Трувор, всё бремя  власти принял  Рюрик, он срубил «Новый город» и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Значит, раздача городов происходила, по не сложным расчётам, в 864 году. Не будем разрываться между этими двумя годами, примем, что в период с 862 по 864 год произошло слияние крупных населённых пунктов (по всей вероятности, племенных центров) в крупное объединение. При перечислении племён, которые жили в этих городах, летописец приписал ещё Муром: «… коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
   
  Для древнего летописца важно было сообщить, кому принадлежали, перечисленные города, застолбить территорию, а для нас важно понять, какие  города существовали в начале образования Руси и могли влиять на становление государственности. Как видим, основу составляли северо-восточные города: Ладога,  Ростов, Мурома, Белоозеро, Изборск. В это же время появляется Новгород. Обратите внимание, что здесь перечислены города, которые по географическому положению находятся очень близко к Русскому Северу. Можно сказать, на его южных границах.  В летописях нет сообщений о том, что эти города князьям новгородским приходилось в то время завоёвывать. Трения между ними стали возникать намного позже, в процессе распространения христианства и искоренения язычества. Более того, эти города, на протяжении тысячелетия составляли основу своего государству, никогда не выходили из его состава, что не скажешь, например, о Полоцке и Смоленске и других.
 
Хотя, Полоцк и Смоленск тоже ведут своё летоисчисление с 862 года, они не сразу вошли в состав Руси, а несколько позднее. Смоленск присоединил уже Олег, когда в 882 году пошёл в Киев, за Полоцк  была битва в 865 ( в некоторых источниках в 872 или 875  году). 
 
  Киева в этом первоначальном списке, вообще, нет, и в состав Руси он вошёл только через двадцать лет в 882 году. В отличие от северных городов, Киев Олегу пришлось завоёвывать. Историки подтверждают, что в Киеве действительно, произошёл насильственный переход власти в это время к новой династии – Рюриковичей. Образование Киева как города проходило на рубеже IX и X веков, ссылаясь на данные археологии; при этом не видят оснований для утверждения о генетической преемственности города и поселений V—VIII веков. Только в X веке отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.
 
   Вся эта информация имеется в открытом доступе и, именно, в таком виде она подаётся, если отделить её от различных выводов и рассуждений. Но, если брать во внимание последующие наслоения, обнаруживается, что нас упорно пытаются убедить в обратном. При любом удобном случае выпячивается роль Киева и заметны усилия удревнить историю этого города. В то же время, историю северных городов стараются сократить любыми путями. Так, несмотря на то, что Киев впервые упомянут в официальных источниках в 882 году, практически, везде стараются прибавлять, что, дескать, и поселение-то здесь было раньше, и легенды соответствующие есть, которые относятся к прошлым векам. Таким образом, вкладывается мысль о более древнем его существовании и, что немаловажно, о более важном значение для государства. В то же время, значение северных городов и их древность стараются снизить подобными же манёврами, но в обратную сторону. Так, за начало отсчёта существования этих городов принимают только официальную версию, не учитывая столь же официальные данные археологии о существовании на местах этих городов более древних поселений.
   
Кроме того, на севере уже в те времена были довольно крупные населённые пункты, известные, в том числе по документальным источникам и по данным археологии. Но, поскольку принято считать, что до прихода сюда славян здесь ничего не должно быть по определению, то тему этих поселений принято замалчивать, их размеры и значение умалять до ничтожных. Таким образом, и получается, что у нас на севре «ничего не было», хотя, факты до сих пор упрямо говорят об обратном. А. ведь, если к ним отнестись должным образом, насколько может обогатиться история, не только  нашего края, но и всего нашего государства! Если прекратить эксплуатировать тему появления здесь жизни только с приходом славян или выходцев из Скандинавии и принять, что наши предки жили в этих краях  раньше и они принимали самое непосредственное участие в становление Руси, то такая версия будет намного логичнее. Рассмотрим, какие города были на северо-востоке Европы в момент зарождения государства Русь, может, эта версия подтвердится.
 
   Первый крупный населённый пункт, претендующий на название города древней Руси – Ладога. Сейчас это просто село Старая Ладога. На территории этого села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита, датируемая третьим тысячелетием до нашей эры.

  Древнейшие известные постройки Ладоги — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года. Как обычно, предполагают, что  мастерские  построены выходцами из Северной Европы, а первое поселение в Ладоге  основано и первоначально заселено предположительно скандинавами. Ну а кто же ещё, коли славяне ещё не пришли?! Не отдавать же пальму первенства местному населению, которое, по сложившимся представлениям, только и могло шкуры на стеклянные бусы менять!
 
  Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии, Каупанг в Норвегии, Павикен на Готланде, Бирка в Швеции, Ральсвик, Волин и другие на юге Балтики. Первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге, относится к 786 году.  Странно, почему тогда так упорно пытаются вкладывать в головы наших соотечественников о низком уровне прошлого нашей страны по отношению, скажем, к западным соседям. Или мы сами себя дискредитируем, принимая, что наши города – это что-то несерьёзное? Или идеологи, создающие неприглядный образ нашего прошлого сумели хорошо поработать? 
 
   Вдобавок к развитым торговым связям, большинство ладожан в то время занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами. Чем, собственно, испокон веков занимались наши предки и косвенно подтверждает, что район был более основательно обжит, нежели случайно возникший торгово-обменный пункт. Таким торгово-ремесленным поселением Ладога была вплоть до 860-х годов, когда в очередной раз её разрушили в  результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ. В некоторых списках Повести временных лет Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение Рюрик. Через несколько лет Рюрик перебрался ближе к Новгороду, а в Ладоге примерно в 870-е была построена первая крепость. К этому времени Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». Население города было многонационально. По утверждениям археологов здесь проживали славяне, финно-угры и представители Скандинавии. Что к этому можно добавить? Только то, что на территории Скандинавии тоже находят следы присутствия предков из наших краёв.
 
  Следующий город, упомянутый в летописи  под 862 году - Изборск. Он достался Трувору, младшему брату Рюрика, который был первым  князем этого города, хотя и недолго. Изборск не столь древнее и знаменитое поселение, как Ладога. По данным археологии территория, на которой находился Изборск начала заселяться в начале новой эры. Во время образования Руси ничем не ознаменовалось, кроме того, что здесь было Труворово городище, которое относят к  VII—XVIII векам и находилось близ Изборска.
 
  Зачем нужно было Рюрику отправлять брата в столь отдалённый заброшенный, казалось бы угол? По всей видимости, здесь проходил значимый для него рубеж, позволяющий определить юго-западные границы молодого государственного образования. Впоследствии здесь более известно   другое древнее поселение, которое находилось вблизи от Изборска, город Псков. Псков впервые упомянут в летописях в 903 году, как родина  Ольги, жены князя  Игоря.
 
  Третий город, в который Рюрик посадил править своего брата Синеуса Белоозеро. Сейчас это город Белозерск на севере Вологодской области. К сожалению, при исследовании истории этого древнего города приходится сталкиваться с теми же определениями, которые характерны для всего северного края – малоизученностью. Даже такие легендарные места в нашем регионе до сих слабо изучены. До сих пор нет более-менее разумного ответа, где находилось то древнее поселение Белоозеро, в которое пришёл Синеус. Есть только предположение, что оно располагалось не на месте современного города, а где-то в окрестностях.
 
 Белоозером издавна зовется огромный край. Белозерская земля с «волостями» в различные периоды на севере доходила, видимо, даже до Белого моря, захватывая южный и восточный берега Онежского озера. На востоке простиралась до Двины, на юг, по правобережью Шексны — до Волги, гранича с Ростовской землей, а в некоторые периоды и соединяясь с ней. Такая обширная страна, размеры которой сопоставимы с Новгородской и Киевской землями, должна была иметь и крупную столицу, и множество городов, поселений, оборонительных сооружений.
   
  Холмогорская летопись содержит хронологический рассказ с 3099 года «от сотворения света», то есть с 2409 года до нашей эры. Есть в этой летописи упоминание о том, что в I веке нашей эры словен постигла кара за то, что они были язычниками,  и они вынуждены были бежать из родных мест. При этом некоторые из них дошли  до Белоозера, где нареклись весью.  Таким образом, первое упоминание Белоозера можно считать относящимся к I веку. Отметим, что  в рассказе о значительно более древних временах территория Белозерского края, хотя и не упоминается, но подразумевается входящей в состав земель, которыми обладали потомки легендарных Словена и Руса: «Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами...»
      
  Историки признают, что археологические памятники первой половины I тысячелетия на территории Белозерского края почти не изучены. В верховьях Волги и ниже впадения в Волгу Шексны (Березняки) известны памятники дьяковской культуры, которую археологи связывают с финно-угроским населением. Так, само Белоозеро был населён весью  - прибалтийско-финским народом. В ходе раскопок средневековых построек города обнаружены жилые дома, кузницы, хлева для домашнего скота, а также уличные мостовые, деревянное замощение дворов, частоколы, разделявшие городские усадьбы. Древнейшие слои относятся к Х веку, культура Белоозера в это время носит отчетливо выраженный финно-угорский характер. Славянский элемент появляется только в XI веке, в XII веке происходит  бурный рост городской территории. За время раскопок с 1941 года  удалось вскрыть всего сотую часть территории средневекового города. В 1965 году большая часть средневекового города оказалась затопленной сооруженной плотиной на Шексне и вода спрятала прошлое. Вот так мы относимся к памяти предков, к сожалению, почти повсеместно.
    
  По сообщению летописца XVI века Кирилло-Белозерского монастыря, местом первоначального поселения Синеуса была волость Кинесма: «Синеус сиде у нас на Киснеме». Существовало предание, будто бы на Киснеме был «варяжский городок». В 1983—1985 годах в районе Киснемы на берегу Белого озера действительно было обнаружено крупное поселение IX—Х веков с остатками городских каменно-земляных укреплений и достаточно мощным культурным слоем этого периода. Является ли он, на самом деле, местом поселения Синеуса, пока доказать не удалось, но то, что в районе Белоозера. действительно, было несколько древних, довольно крупных на то время поселений,  факт установленный.
 
  Ростову повезло больше, чем Белозерску в том плане, что раскопки здесь проводились более тщательно. Согласно данным археологии, первое старинное большое укреплённое поселение мери – местного финно-угорского населения близ Ростова - Сарское городище существовало в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области. Сарское городище находится южнее знаменитого озера Неро. Здесь был племенной центр мери, который выполнял  торговые и военные функции. Имел сложную, дважды обновлявшуюся систему укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения.

  Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения — обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси. Среди находок — два клада дирхемов начала IX века, финские и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом. На селище рядом с Сарским городищем найдена доспешная пластина, относящаяся к X веку. Ещё несколько пластин от доспехов этого времени найдены на древнерусской территории только в Гнёздово. На противоположном берегу реки исследован небольшой сезонный лагерь для воинов и торговцев, проходивших здесь с торговыми караванами по Волжскому пути.
 
  Основные занятия жителей Сарского городища: ремёсла: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное, обработка кости, кожи, камня. Задолго до прихода славян здесь занимались    разведением лошадей, крупного рогатого скота и свиней. Развито было земледелие, а также промыслы: охота и рыболовство.
 
  Ещё один важный город на Волжском пути - Муром также впервые упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом среди городов, подвластных князю Рюрику после призвания варягов. В те времена это уже был сформировавшийся  город. Муром в археологическом отношении представляет значительный интерес, хотя крупномасштабные исследования здесь не проводились и историческая топография его малоизвестна. Охранную зону города составляют центральная часть, сохранившая культурные отложения периода позднего средневековья, и прибрежные кручи Оки, где расположены стоянка эпохи неолита - бронзы, городище и селище раннего железного века, три раннесредневековых могильника финно-угорского племени мурома, три славяно-финских селища и кремль. Степень сохранности очень разная, но в целом их слои сильно разрушены строительством.
 
   В современной черте города находится известная по исследованиям графа А.С. Уварова палеолитическая стоянка Карачарово - первый в России научно исследованный верхнепалеолитический памятник. В близкой округе есть несколько поселений среди которых, практически неизученное Чаадаевское городище - возможно, племенной центр муромы. К сожалению, раскопки как в дореволюционное, так и в советское время велись в основном на могильниках, а данные о поселениях весьма ограниченны. Археологические данные свидетельствуют, что городу предшествовали муромские неукрепленные поселения, а славянские колонисты появились здесь не ранее второй половины X века.
 
  Племя мурома обитало в землях Нижней Оки с середины I тысячелетия н.э. По некоторым данным, мурома пришла сюда из Приуралья и достаточно долго сохраняли связи с исторической родиной, получая оттуда бронзу для ювелирных изделий. Регион в раннем средневековье представлял собой отрезок Волжского торгового пути и был пограничным для племен мери, муромы, мещеры, мордвы и черемис (мари). Интересно то, что город, возникший в центре территории муромы, сохранил племенное название обитателей. Известно, что племя мурома было родственно другим поволжским финнам и его разговорный язык был близок мордовскому.
 
  Мурома были оседлыми земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю с ближними и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного происхождения и монеты. Вооружение по качеству изготовления и боевым характеристикам не уступало европейскому. Франкские (каролингские) мечи, превосходившие по боевым качествам и стоимости восточные клинки, поступали в Волго-Окский регион, а оттуда - в Волжскую Булгарию, вероятнее всего, водным путем, через посредство славянских или норманнских торговцев. Муромские кузнецы ранее или одновременно с киевскими оружейниками начали ковать точные копии каролингских клинков.

   Восточная серебряная монета, выступавшая в роли платежного средства и сырья, шла в Северо-Западную Европу в основном Волго-Окским путем, о чем свидетельствуют клады дирхемов, в том числе - колоссальный клад с муромской Кремлевской горы, в составе которого более одиннадцати тысяч целых и резаных дирхемов 715-935 годов.

  Судя по находкам знаменитых муромских украшений, ювелирное ремесло достигало  здесь высокого уровня. Вначале занятие это было женским, позднее - мужским. Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм женщин. В целом экономика муромы находилась на достаточно высоком для своего времени уровне, что было связано с выгодным природно-географическим положением их земель. В VII-X веках мурома являлись «законодателями моды» для мира поволжских финнов.

  Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.
 
  При перечислении крупных поселений, связанных с Волжским торговым путём никак нельзя обойти вниманием Тимерёво, которое находилось в Верхнем Поволжье недалеко от Ярославля. В IX – начале XI веке здесь было торгово-административное и военное поселением, которое занимало довольно большую по тем временам площадь 11 га.  Основными занятиями жителей были также торговля (связи со Скандинавией, Востоком и Византией),  и военное дело. Вместе с тем, население занималось сельским хозяйством, охотой, рыболовством, различными промыслами. Расцвет поселения приходится на X век и совпадает с расцветом восточной торговли. С середины X века наблюдаются свидетельства расслоения населения (отдельные «усадьбы» на поселении, богатые дружинные захоронения, в том числе в деревянных камерах и срубных могилах, богатые захоронения женщин и детей). Кстати, не эту ли традицию хоронить в срубах, впоследствии связали с чудью, которая «сама закапывалась»? По всей видимости, именно, так. В таком случае обратим внимание, что здесь речь идёт о богатых захоронениях людей, которые при жизни обладали достатком и положением в обществе. Подобные захоронения есть и в Скандинавии.
   
  Можно полагать, что в летопись под 862 годом Тимерёво не вошло по причине отсутствия здесь столицы одного из племён северо-восточной Руси. Возможно и из-за того, что впоследствии все функции этого поселения отошли к городу Ярославлю, и у летописцев не хватило смелости приписать этот крупный северный центр к периоду более раннему, чем рождение князя – основателя города.
 
  Археологическое исследование тимерёвских могильников началось в конце XIX века. Здесь найдены  клады монет арабских правителей, начиная с испанских Омейядов VIII века и первых Идрисидов, в том числе крупнейший в Восточной Европе клад, с руническими граффити. Многие находки говорят о том, что население было богатым, торговля процветала. Это подтверждают, например, фрагменты шерстяных и шелковых тканей. Украшения, среди которых золотный позумент, ирландская подвеска, щитообразная серебряная подвеса, браслетообразные височные кольца, шумящие украшения, разнообразные бусы, железные гривны с молоточками Тора. Женский нож с серебряной проволокой на рукояти, деревянные чаши с серебряными оковками, бронзовый сосуд. Нашлись, даже, шахматные фигурки с руническими надписями.
 
 Здесь хочется заметить, что, несмотря на обилие монет и вещей с Востока никогда не приходилось слышать, что наш регион принадлежал в то время восточным странам, скажем, близлежащей Волжской Булгарии. По аналогии со связями со скандинавским регионом из-за имеющихся находок.  Из оружия найдены мечи, боевые топоры, копья, стрелы, наконечники ножен, обрывок кольчуги. Есть снаряжение всадника и верхового коня: удила, псалии, шумящая плеть. Поясные металлические накладки различных типов и фибулы различных типов подтверждают скопление в этом поселение представителей разных народов. Несмотря на значительные находки, археологи не исключают, что наиболее древние слои поселения ещё предстоит открыть.
 
   Вот такую информацию о древних городах северо-восточной Руси мне удалось получить из самых открытых источников. Она не содержит в себе никаких секретов, но выводы, на основании полученных данных можно сделать разные, исходя из имеющихся интересов. Если не читать выводы и обобщения, которые настойчиво преследуют одну цель – представить картину распространения государственности из Киева причём не раньше XI века, то становится, совершенно очевидным, что с конца IX века и до современного периода центром был, именно, этот регион.
 
    Уровень развития северо-восточных территорий в тот период был значительно выше южных рубежей. Особо следует отметить, что основное население составляли местные северные племена, и они знали уже и ремёсла, и земледелие. Умели торговать, воевать и строить. Собственно, все свои умения и качества характеризуют русских на протяжении их тысячелетней истории. Впрочем, может, я тоже несколько предвзято отношусь к значительной роли северных городов по отношению к южным? Давайте совершим такую же обзорную экскурсию по южным и западным городам, которые, судя по летописям, стояли у истоков образования Древней Руси.
   
   Например, Смоленск также считается одним  из первых и древнейших городов Руси. В датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. По имеющимся  записям можно предположить, что в 863 годом, когда Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли город стороной, так как он был сильно укреплён и многолюден. Следовательно, он не входил тогда  в состав Руси. Только в 882 году город был захвачен и присоединён князем Олегом к Древнерусскому государству. Археологами в Смоленске на Соборном холме выявлен культурный слой, датируемый IX — X веками. Затем идёт хронологический разрыв — в Смоленске практически нет материалов второй половины X века. Зато в этот период   приходится расцвет Гнёздова, которое находится в 12 километрах западнее Смоленска.
 
   Исследования Гнездова начались еще в 1880-х годах. Судя по находкам, люди жили здесь еще в раннем железном веке – то есть в середине 1 тысячелетия до н.э. Около 900 года н.э. на невысоком мысу при впадении в Днепр ручья Свинец возникает поселение, окруженное валом и рвом. Площадь городища была невелик – всего около 1 га. Интенсивный рост территории Гнездово приходится  к середине X века – к тому времени, когда начал интенсивно эксплуатироваться путь "из варяг в греки". Именно тогда в Гнездово появляются первые укрепления, именно тогда была насыпана основная масса здешних знаменитых на весь мир курганов.
   
  Вероятнее всего возникновение Гнездово было напрямую связано с функцией контроля за днепровским торговым путем – осевшая здесь варяжская дружина занималась охраной торгового пути и сбором дани с проходящих купеческих караванов.  Кроме военных, в поселении находилось большое количество ремесленников,  поскольку надо было ремонтировать лодки, шедшие по волокам, чинить и обновлять одежду и обувь путешественников, пополнять запасы вооружения. Таким образом, основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Находки сельскохозяйственных орудий здесь крайне редки.
 
   Об интенсивности движения по торговому пути, пролегавшему через Гнездово, свидетельствуют находки тысяч арабских монет-дирхемов, в X–XI вв. Одних только кладов с дирхемами в Гнездово обнаружено семь, причем в одном кладе насчитывалось 800 дирхемов. Наряду с арабскими, при раскопках Гнездова попадаются и византийские монеты. Здесь найдено огромное количестве предметов, как местного, так и иноземного происхождения.  Большинство найденных предметов скандинавского происхождения свидетельствуют о принадлежности погребенных к самому высокому классу. В их могилах найден самый богатый инвентарь, в том числе,  дорогие "франкские", обычные для раннесредневековой Европы. Особое место среди находок в Гнездово занимают многочисленные украшения женщин-скандинавок. Обилие скандинавских предметов в гнездовских курганах позволило исследователям предположить, что именно скандинавы-варяги являлись господствующей прослойкой в Гнездово в конце IX – начале X веков.
 
   В 950 — первой половине 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому, сопровождавшемуся уничтожением высшего слоя гнёздовской элиты. По одной из гипотез  22 «князя» или «архонта» Руси, чьи представители в русско-византийском договоре 944 года и в протоколах приёмов Ольги в Константинополе в 946 или 957 году,  но не упомянутые в русско-византийском договоре 971 года, были устранены с политической сцены Древней Руси в 950—960 годах в Гнёздово. Впоследствии существование Гнёздова прекратилось моментально в начале XI века. Пока неясно произошло это в результате насильственного уничтожения или мирного «переноса» города на новое место – в Смоленск. Масштаб политического значения нового Смоленска был настолько скромным, по сравнению с раннегородским центром в Гнёздове, что после учреждения Смоленского княжества в 1054 году на смоленский стол сажали не являвшихся самостоятельными политическими фигурами самых младших сыновей Ярослава Мудрого — Вячеслава и Игоря. После смерти Игоря в 1060 году в Смоленске вообще не было князя не менее 15 лет. На протяжении  шести веков после этого за город боролись Великое княжество Литовское, Польское королевство и только в 1654 году он был окончательно вновь присоединён к Российскому государству.

  Теперь  вернёмся к Киеву и рассмотрим более детально, что о нём ещё  известно. Да, действительно, в столь благодатных краях поселения  существовали уже 15 — 20 тыс. лет назад, но преемственности различных культур здесь не обнаружено. Ко времени образования Руси  существовало всего несколько небольших славянских поселений,   предшественников будущего города. Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол. Летописи повествуют, что в поселении жили поляне – одно из племён восточных славян.

Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Только во времена княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что новую городскую стену построил Ярослав Мудрый. По площади город при Ярославле в несколько раз превосходил Киев при Владимире. 

Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ремесленные мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.
   
  Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII— первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи—от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Ремесленное производство удовлетворяло основные потребности городского населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, косторезное и другие ремесла. В XI—XII веках развиваются искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве. В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.
 
   Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась к концу XX века, как общепринятая. Однако часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования. Более того, совершенно очевидно, что становление Киева, как города происходило не ранее X века, то есть после прихода сюда Рюриковичей. Определённое влияние на развитие государственности Руси он имел в XI – начале XII века. Самым значимым, как видим, оказалось распространение каменной архитектуры, особенно, при строительстве храмов. Но это направление пришло в сам Киев из Византии, однако, никто не говорит, что Киев основали византийцы.
   
 В 882 году в Повести временных лет также впервые упоминается город Любеч, который захватил новгородский князь Олег, направлявшийся в Киев. Поселение возникло здесь в конце IX веков и принадлежало  северянскому населению. Любеч больше известен тем, что в 1097 году здесь прошёл первый съезд русских князей, уставших от бесконечных междоусобиц. Принятый на нём новый порядок престолонаследования стал фактически прообразом "Беловежских соглашением" XI века, констатацией факта распада Древней Руси. Из Любеча была родом Малуша, ключница Ольги, мать Владимира  Святославича. Отсюда же родом Добрыня Никитич – один из трёх богатырей в сказках, а в действительности, по некоторым источникам,  брат Малуши, верный соратник князя Владимира, принимавший активное участие в крещении Руси. Здесь родился Антоний Печерский - один из двух основателей Киево-Печерской Лавры и покровитель русского монашества.
 
 Ещё одно поселение северян, которые было присоединёно Олегом во время его завоеваний окрестных племён, отмечено в летописях уже под 907 годом. Впоследствии оно стало известно, как город Чернигов.  По археологическим данным древнеславянские землянки здесь относятся к VII—VIII векам, но первое городское поселение появляется только в конце X века. В самых ранних укреплениях детинца зафиксированы конструкции из сырцовых кирпичей, что характерно именно для этого времени. Быстрому росту города поспособствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков.
   
Первый город, который летописи относят к поселению на месте древлян это Житомир. По легенде, город основал в 884 году дружинник князей Аскольда и Дира по имени Житомир, отказавшийся служить князю Олегу. Другие версии названия города — по хорошо растущей ржи (др.-рус — «жито») или по населявшему те места славянскому племени житичей, входивших в племенной союз древлян. В 945 году в этой местности вспыхнуло  восстание, зафиксированное в Ипатьевской летописи. Вероятно, оно было связано с фактом  сбора непомерной дани киевским князем Игорем в племенах древлян, которая стала причиной его смерти, а впоследствии мести со стороны его жены Ольги. Долгое время после разрушения город не мог оправиться и  в дальнейшем упоминается в летописях только в 1240 году, в связи с захватом города татарами. В 1320 он был включён в Великое княжество Литовское, затем в Польское королевство и только в 1739 году после второго раздела Польши вошёл в состав Российской империи. То есть какой-то значимой роли в становлении и развитии Русского государства Житомир не оказал.  Примерно такая судьба была у многих городов юго-запада  Руси, которые сейчас входят в состав Украины, Белоруссии и  других государств. 
 
  Центром  племени строптивых древлян был Искоростень (Коростень),  впервые он упоминается в Повести временных лет под 944 годом. По летописным известиям древляне в этом году убили киевского князя Игоря, который решил собрать намного больше дани, чем было уговорено. Жена Игоря, княгиня Ольга в следующем году осадила и сожгла Искоростень.
 
   На территории современного Коростеня расположены 4 древних городища VIII—XIII веков. На одном из них археологами отмечен полный разгром городища. Такая же картина со следами пожара, раздавленными сосудами, находками женских украшений из серебра и золота наблюдается и на посаде. В слое гибели городища найдены разнообразные бляшки от древнерусских поясов, пояс печенежского стиля, сбруйные бляшки, украшенные в древневенгерской декоративной стилистике, подковообразные фибулы, бляшка в виде морды медведя, круглые подвески с декором в стиле «Борре», крестовидная подвеска. .Литые серебряные серьги, сканно-зернённые подвески головного убора и ожерелий, пуговицы принадлежат к комплексу украшений X века, распространившемуся на восток под влиянием Великой Моравии. В результате разгрома, город утратил значение древлянского центра и вошёл в состав Киевского княжества. В дальнейшем прошёл такой же путь, как и Житомир. Сейчас здесь расположен город Коростень Житомирской области.
   
  Интерес для нас представляют также некоторые города современного государства Беларусь. Так, к 862 году относится первое летописное упоминание и о Полоцке, хотя, в состав Руси он тогда, скорее всего ещё  не входил, поскольку в Никоновской летописи упомянут поход на Полоцк Аскольда и Дира под 865 годом (по некоторым источникам этот поход происходил в 872 или  875 годах). Вообще сведения о Полоцке весьма противоречивы. Существуют упоминания середины первого тысячелетия нашей эры о большом столичном городе на Двине у рутенов. В то же время, ни о каком богатстве и величии древнего города нет упоминаний ни в русских летописях, ни по имеющимся археологическим данным. Согласно археологическим раскопкам, городище было заселено уже к 780 году. Найдена лепная керамика, относящаяся к разным временам и культурам. Ранняя датируется первой половиной I тысячелетия н. э., поздняя — эпохой длинных курганов VII - VIII вв. Обнаружены остатки вала, насыпавшегося в разное время.
 
 Полоцк находился на древнейшем торговом пути из Прибалтики в Черное море. Он был связан почти непрерывным водным путем с Киевом. Не меньшее значение имел также водный путь на Восток от Полоцка - к Витебску и далее, к Смоленску. Такое выгодное географическое положение города благоприятствовало его дальнейшему росту и хозяйственному развитию.

  Историческим ядром города являлось укрепленное поселение кривичей, возникшее на месте более древнего городища на берегу реки Полоты, недалеко от впадения её в Западную Двину. Городской характер укреплений городища датируется не ранее середины Х века. В конце X века площадь Полоцка возрастает в десятки раз, а в ХІ веке площадь Полоцка составляет около 180 га. Ко второй четверти ХІ века Полоцк становится крупным социально-экономическим и культурным центром Восточной Европы.  Вещевой клад золотых изделий третьей четверти X века из Нижнего замка ставит Полоцк в один ряд с крупнейшими городами Северной Европы, такими как Дорестад.   Однако, расцвет полоцкой земли не связан с присоединением его к Киевскому княжеству.  Если в конце  IX века с переходом князя Олега в Киев  на Полоцкую землю  распространилась власть киевских князей, то уже  во второй половине X века в Полоцке был свой независимый правитель. Обособление Полоцкой земли от Киева и превращение её в самостоятельное княжество фактически началось уже при Изяславе в начале XI века. Сейчас это город Витебской области в Белоруссии.
 
   Второй древнейший город Белоруссии  после Полоцка Витебск. Согласно легенде, город был заложен киевской княгиней Ольгой в 947 году. Честно говоря, я не сразу решила включить этот город в свой обзор. Ничего особо интересного для нас он, вроде бы, не представляет, время его появления уже слишком далеко отстоит от первых городов.   Археологами были выявлены остатки поселений балтских племен в устье Витьбы, которые в свою очередь иногда уступали свое место в ходе сражений племенам кривичей в девятом веке, чему нас уже не удивишь. К тому же в год его образования вкралась, скорее всего, механическая ошибка, когда кто-то из древних переписчиков вместо 947 написал 974, и теперь можно увидеть в разных работах и ту и другую дату. Однако, уточнение, что город был заложен княгиней Ольгой, сомнений вызывать не должно. Это могло было произойти только в 947 году, в период её правления. Тем более, что княгиня в эти годы наведывалась из Киева в Новгород, где решала важные политические и хозяйственные вопросы. К этому времени  относится  и разгром Гнёздово.
   
   Однако,   в 2016 году под Витебском в местечке Кордон, расположенном он правом берегу Западной Двины между Витебском и Полоцком, произошло сенсационное археологическое открытие. Белорусские археологи много лет искавшие следы древних времён,     благодаря черным копателям, вышли на Кордон.  В начале 2015 года в интернете одна за другой стали появляться вещи, найденные недалеко от Витебска, как выяснилось, именно, из Кордона. Сейчас можно сказать, что  Кордон Витебского Подвинья - это уникальный для Восточной Европы памятник, который датируется VIII–X веками нашей эры Существование Кордона было зафиксировано еще в 1934 году. Однако, необходимости в его детальном изучении в советское время не видели, поскольку территория здесь заболочена и мало населённых пунктов.  Правый берег Западной Двины, особенно в промежутке между Полоцком и Витебском (где находится Кордон) никогда не отличался памятниками археологии.
 
  Культурный слой Кордона (слой земли, сохраняющий следы деятельности людей) небольшой — в среднем всего 40–60 сантиметров, что говорит о кратковременном проживании здесь людей. Но он очень сильно насыщен материалами, которые свидетельствуют о бурной торгово-ремесленной деятельности. Много монет — как целых, так и резаных арабских дирхемов. Есть следы ювелирного производства. По словам археологов, Кордон выступал своеобразной зоной свободной торговли, которая существовала между севером и югом. Например, местные люди могли продавать здесь меха, приезжие — свой товар. Военных предметов на этой территории не было найдено.
 
   За небольшой промежуток времени в  деревне Кордон откопали около 30 гирек, 50 дирхемов, пуговицы, браслеты, поясные накладки, нательный крестик скандинавского типа, восточные бусины и прочие предметы. В общей сложности около 600 индивидуальных находок за сезон! И все эти предметы строго укладываются в IX — X века. Следов более поздних поселений нет. Самые ранние из редких находок Кордона — римские монеты. Сначала речь шла о трех экземплярах. Из двух оставшихся монет одна отчеканена в 162–164 годах нашей эры, вторая еще ранее — в 79 году нашей эры. Хождение провинциальных римских монет в отдаленных регионах до этих находок  датировали  III-IV веками, а здесь впервые отнесли к I веку н.э.      До недавнего времени крупнейшим центром торговли на пути из «варяг и греки» у восточных славян считалось Гнездово, расположенное около Смоленска. Там были зафиксированы находки X-XI веков. Находки Кордона относятся на полтора века раньше.
 
  Подведём итог нашей обзорной экскурсии по городам Древней Руси. Признаться, я не ожидала таких результатов. Экскурсия оказалась очень интересной, познавательной и увлекательной. Она   стала ещё одним доказательством того, что наша история намного богаче, древнее и более захватывающая, чем принято было  считать, по крайней мере, в XX столетии в нашей стране. Ведь, именно, в тот период были перевёрнуты многие представления о прошлых событиях. Сейчас археология, генетика, лингвистика, более свободная от идеологических и политических притеснений во многих случаях подтверждает данные древних летописей и легенд.
   
  Очевидно, что крупные населённые пункты, которые называют древними городами, на северо-востоке Европы существовали ещё до официально признанной даты образования Руси в 862 году. Не могли же они физически одномоментно появиться на огромной территории. Идея такого «сотворения мира» принадлежит, скорее всего, сначала распространителям православия и русским князьям – объединителям Русской земли. Приверженцем этой ошибочной версии была Екатерина II, также она насаждалась в широких слоях населения советскими идеологами.  Это очень хорошо прослеживается во многих работах того периода, когда все даты подгонялись таким образом, чтобы показать, что Киев был первым городом на Руси. Зачем это было нужно, сейчас не совсем понятно, ведь, таким образом, историю нашей страны сократили, по крайней мере, на несколько столетий.
   
  Ещё одна ошибка, которую ввели в оборот в последнее тысячелетие и из-за которой до сих пор не утихают споры. Тысячу лет не хотят признать, что ядро Руси составили города и люди, которые, как находились до призвания Рюрика, так и сейчас находятся на своих территориях. Сейчас это Северо-Западный и Центральный округи России.  Здесь до сих находятся Новгород, Ладога, Ростов, Ярославль, Муром, Белоозеро, Изборск. Некоторые из них утратили своё значение с тех пор, но рядом с ними возникли новые города, которые переняли их эстафету: Суздаль, Рязань, Владимир, Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Псков и другие.

    Как же разрешить противоречие, которое появляется в данном случае. Государство Русь по официальным источникам, как ни крути, начало складываться в конце, по крайней мере, в середине IX века, а многие северные города к тому времени уже были. Куда их-то отнести? Не желая признавать более развитых отношений на севере в дорусский период, эти города стараются или просто не замечать, или приписывают их возникновение влиянию скандинавов. Скандинавы не возражают, но за это на протяжении столетий требуют вернуть им, якобы, их территории. Тогда, чтобы оправдать свои права на наши северные края появляется выдумка, что до прихода славян сюда в начале I тысячелетия здесь был «пустынный» край.
   
  Если признать, что Русь является по большому счёту, скорее  наследницей Биармии, чем Гардарики, как принято говорить в последнее время тогда многое будет более понятно. Вообще, в последнее время всё чаще можно увидеть ссылки на исландские саги в поисках ответа на вопросы о прошлом России. Парадоксально, но, если сведения,  касающиеся Руси и Гардарики начали признавать за достоверные, то к сведениям о Биармии до сих пор относятся, мягко говоря, не столь внимательно. Но, если и к ним отнестись с должным доверием, то получится, что древние города Руси: Ладога, Белоозеро, Изборск, Ростов, Муром, а также другие крупные населённые пункты, такие, как Тимерёво и другие, по мнению всё тех же скандинавов, относились к Биармии. Биармия же в свою очередь упоминается ещё в древних сагах, которые историки относят, по крайней мере, за два века до Р.Х.  Гардарика же, к которой сейчас принято апеллировать, начала появляться в сагах, описывающих события конца X века н.э.
 
  С Биармией у скандинавов были тесные контакты вплоть до создания брачных союзов, а также взаимная торговля, военные столкновения и, по всей видимости, обмен опытом в хозяйственных и производственных вопросах. Об этом говорят саги, это же находят археологи, но пока что интерпретируют находки, подгоняя под вымыслы о насильственных действиях извне. И это, несмотря на то, что пишут о том, что у нас в то время уже были города, которые не уступали по размаху, развитию ремёсел и связям крупнейшим города не только Скандинавии, но и некоторым из Западной Европы. Найденные скандинавские предметы подтверждают только то, что уже тогда наши земли были интересны для инвестирования капиталов. Кстати, если сейчас оглянуться вокруг то, по наличию одних только иномарок автомобилей, можно сделать вывод, что мы живём не в России, а непонятно в какой стране.
   
 
   Можно предположить, что и в то время были развиты взаимоотношения между соседними племенами и народами Севера. В истории есть такое понятие. Средиземноморский регион, который охватывает несколько разных народов, проживающих на этой территории. Отношение к тем древностям очень трепетное, буквально, всё раскладывается «по полочкам», изучается каждый отдельный народ, его вклад в общее развитие региона, взаимоотношения между ними. Можно сказать, что у нас на севере в древние века было примерно такое же образование, которое охватывало территорию от Скандинавии почти до Урала. Это понятие шире, нежели просто Балтийский регион или Скандобалтия, его нужно назвать более ёмким названием, которое бы более полно отражало положение дел и  событий в ранний период нашей истории. И, что ещё важнее, более тщательно изучать.


Рецензии
Хорошая работа. Незаконченная. Городов было больше. Не очень нравится выделение из истории Руси эпохи Древней Руси.

Нескольких городов из Вашего исследования я у себя не нашёл. Это Сарск, Тимерёво, Искоростень, ну и там ещё есть несколько. Может не посчитал их городами, тоже вопрос, что считать городом. В разные эпохи понятие "город" менялось. Но договориться по этому термину можно.

Каких-то городов у меня нет, потому что они дожили как города до наших дней, я же искал Города призраки Руси, коих насчитал 670. Если с теми, что дожили до наших дней, то 800. А надо найти, если верить легендам, 4 тысячи.

Ваш материал скопировал и вложил к себе в папку, которая называется "Города призраки Руси, России, СССР".

Спасибо за подсказки.

Нужно делать энциклопедию, историю, информографию Руси. Какую-то группу создать. Можно за год управиться.

Есть два способа добычи информации: Научный -- летописи; Народный Хорус: форумы, блоги, личные сайты историков, археологов, которые ведут их ученики или дети.

Народный Хорус сегодня не уступает научному по качеству материала. Люди сами ходят по развалинам, записывают видео, голосом, фото. Много легенд, много археологического материала вылезает, который не был опубликован, либо дан был в интерпретации, которую можно оспорить.

Олег Данкир   08.04.2022 16:17     Заявить о нарушении
Душа мёртвого города продолжает бродить среди подвалов, чердаков, она не показывается, людей чужих побаивается. Но и скучно ей в то же самое время. И вот раз в год, когда прибывают сюда старые вояки, рудокопы, рыбари, бывшие горожане, отдавшие пол жизни этому городу, и тогда душа города выплывает из расселин, а следом за ней начинает и свет светиться в чёрных проёмах окон.
Вот, наконец-то, снова сотни людей ходят по улицам, невесть откуда для них зажигаются уличные фонари, подъезды наполняются голосами детей и запахами щей, и жареных рыбных котлет, а в окнах видны озабоченные женские лица, ждущие своих мужей из дальних морских странствий. В воздухе перезвук миллионов маленьких надежд, бед и радостей, симфония города постепенно наполняет уши стариков и их внуков.

Олег Данкир   08.04.2022 16:22   Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к моей работе. Разумеется, городов было намного больше, я рассматривала те, что мне показались наиболее интересными на тот период.
Согласна, что это не города в нашем понимании. Сарск (Сарское городище) и Тимерёво считаются центрами племён мери, входящие в систему Волжского торгового пути. В нескольких километрах от Сарского городища сейчас находится город Ростов, а от Тимерёво -Ярославль.
Искоростень - административный центр древлян.

Рина Полесьева   10.04.2022 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.