О подарках Судьбы. Зарисовки из Дома инвалидов

  С Наташей я познакомилась случайно в тяжёлые  девяностые. Мы жили тогда в столице, и чтобы подправить наш пошатнувшийся бюджет, решили с мужем открыть небольшую фирму.
Подала бесплатное объявление в газету "Из рук в руки". Наивно полагая, что сейчас выберу для нас нужных работников, приготовилась спокойно ждать звонков.

   Как же я ошиблась! Начался не то что шквал, просто напросто - ураган звонков! Каждый хотел устроиться на работу хоть куда-нибудь!
Наташа позвонила тоже - работа нужна была всем.
   Я всем претендентам отвечала односложно, в 2-х словах и только с Наташей мы почему-то разговорились. Она искала работу - "Диспетчер на телефоне".
Наговорившись, я пригласила её в гости, на что она вдруг ответила: "Я не могу приехать к Вам. Я не хожу".

   - Как это "не хожу", -не поняла я.

   - Я инвалид 1-группы. Не ходячая. И живу в Доме-интернате для инвалидов.
 
  Сказать, что я испытала шок, значит не сказать ничего. Я была подавлена, мурашки побежали по телу от безысходности услышанного...
   - Я приеду к Вам сама, говорите адрес, - только и сумела выдавить я, внутренне  похолодев, лишь на минуту представив  каково это - не ходить.

  Уже назавтра я вошла в двери "Дома -интерната для престарелых и инвалидов", неся тяжёлые сумки с разными вкусностями.
Пускать почему-то не хотели, потребовав паспорт и десять раз переспросив: "Вы к кому? Зачем? И почему?!"
  Позже я поняла подобную реакцию охраны - к инвалидам не ходит никто из посторонних. Только их родственники 1-2 раза в год, и то не ко всем. Из посторонних и здоровых ходила потом я одна.
   Недоверчиво оглядев меня с ног до головы, проверив мои сумки и десять раз перечитав мой паспорт, меня всё же впустили в "святая святых". В Дом, который мощно охраняют, будто бы такие люди с особенностями развития, с тяжёлыми болезнями могут убежать.

   В коридоре, куда я вошла, пахло кислой капустой, котлетами и компотом - развозили обед по комнатам для лежачих.
Пройдя по тёмному коридору, я очутилась в небольшом холле для отдыха - там сидели человек десять бедно одетых, в застиранных рубашках и видавших виды трениках мужчин-инвалидов колясочников. Все они курили, потому в комнате был лёгкий полумрак от сигаретного дыма. У кого-то треники были подогнуты на коляску под обрубки ног.  Кто-то изогнулся, искривившись на коляске. Как оказалось, у человека само тело было сильно перекошено, сзади сгорблено. Рядом с колясочниками стоял маленький мальчик. Приглядевшись поняла, что это лилипут, ростом меньше метра. Сердце сжалось.

   - Вот, дура-то! Вырядилась в модное платье! - ругала я себя.
Все взгляды в упор - на меня, красивую, нарядную, тогда ещё намного моложе, успешную по жизни и главное - ЗДОРОВУЮ.
Один Бог знает, что я чувствовала тогда под пристальными взглядами этих бедных, больных мужчин, которые взглядами буквально "ласкали" и "раздевали" меня всю, от пяток до макушки.

  Я чувствовала эту мужскую энергию идущую от них, было неприятно и больно от взглядов в упор, от их мужского желания схватить эту красивую дамочку в нарядном платье, неизвестно как попавшую к ним в этот Дом. Не приходят туда здоровые и красивые, не приходят!
Отсюда, и блеск в мужских глазах и мужское потаённое желание, которое я чувствовала кожей.
 
  Сердце стало стучать так громко, что я стала слышать его стук. Потом оно, моё доброе сердце замерло от жалости к ним всем, от желания как-то помочь. Но, чем тут поможешь? Поскорее уйти - убежать от их едкого дыма и томных, ненасытных взглядов.

  Еле нашла комнату Наташи. Взволнованная от только что увиденного, тихо вошла.
А там опять - моё сердце от жалости и сострадания готово было уже выпрыгнуть из груди.
Безрадостность, обречённость и безнадёжность - вот, что я увидела внутри комнаты.

  Наташа сидела в инвалидной коляске. Приветливо улыбалась. Ноги есть, но не ходят совсем. Руки есть, но вверх не поднимаются, даже причесаться не может. Вес за 140 килограмм.
Страшная болезнь - миопатия. Кровь не доходит до конечностей. Мышцы постепенно атрофируются совсем.

  "Редкое прогрессирующее генетическое нарушение, при котором происходит истощение (атрофия) и слабость мышц, удаленных от центра тела, — мышц рук и ног.
  Миопатия — хронические прогрессирующие нервно-мышечные заболевания, характеризующиеся первичным поражением мышц" (ИНЕТ)

Заболевание не лечится нигде в мире.
  Вся жизнь в инвалидной коляске. Утром санитарка стаскивает с кровати - сажает в коляску. Туалет - опять санитарка стаскивает с коляски - на унитаз. Потом - обратный путь, с унитаза - опять на коляску. Днём на прогулке в памперсах.

  Так всю жизнь. Кто-то поднимет её (за 140 кг!) - положит - посадит на горшок - помоет в ванне. Жизнь живой "куклы".
  Больной человек понимает, что ещё хуже, потому что такая жизнь угнетает, навевает дикую тоску от безысходности жизни, от невозможности что-то изменить по здоровью.
И нет надежды, что хоть когда-нибудь ты сможешь просто пробежаться по лугу с сочной травой.

  Но, Наташа борец по жизни! Руки действуют немного - ест сама (ложку держать может), много вяжет. Сама освоила компьютер, писала стихи.
  Работу -"Диспетчер на дому" - она нашла, вот и "лишние" деньги. Позже, собрала свою зарплату за два года и... даже съездила в Крым, сама оплатив билеты нянечке и мужчине, который её кругом переносил ( в поезд, на коляску). Проживание на юге всем троим - тоже оплатила она.

  Ко мне сначала недоверчиво и с опаской. Потом привыкла, поверила, что я несу только добро и помощь.
Я ездила часто, постоянно привозя сумки с вкусняшками. На наши с ней посиделки стали приходить её друзья, такие же тяжело больные жильцы этого Дома-интерната. Люди, почти позабытые своими родными.
   Люди делятся на разные группы. Для жильцов этого дома все делятся только на ЗДОРОВЫХ и БОЛЬНЫХ. Никакого другого деления нет.
"Дом страданий и горя" - так назвала я мысленно тот Дом.

  Потом они - жители этого Дома, начали рассказывать мне свои Истории - изначально грустные и безрадостные.
Там же я познакомилась и с Леной, родившейся без рук и без ног. Мать её жила в деревне, забеременев вдруг "нечаянно", рожать категорически не хотела. Потому и принимала всё подряд, что посоветуют такие же глупые подружки, лишь бы вызвать выкидыш. Выкидыша не было, зато в срок она всё же родила симпатичную девочку, но... без рук и ног. Обрубки рук - почти до локтей. Ног нет  до самой попы.
 Если кто-либо видел по ТВ Ника Вуйчича - вот, почти такая же родилась девочка пятьдесят лет назад.

  Врачи и медсёстры были в ужасе. А мать... что мать?! Она растить не хотела и здорового, а как увидела, какую дочь родила, так отказалась сразу и бесповоротно.
С тех пор эта девочка, теперь давно уже женщина, так и живёт до сих пор - без рук-ног, но, с мощным желанием жить!
Она даже вышла замуж за мужчину без одной ноги. Родила совершенно здорового сына. Правда, муж потом пропал "без вести". Куда делся - неизвестно, ну, да Бог ему судья!

  Сын вырос деловым и умным. Каждый год Благотворительный Фонд помощи отправлял его на лето в США - там прилично выучил английский. Высшее образование, женился, внучка теперь есть у Лены.
  В тот "Дом страданий и боли" я постоянно ездила несколько лет, пока мы не переехали с мужем в другой город, оставив квартиру в столице детям. Помогала своим новым друзьям чем могла: по их просьбам - ездила по инстанциям, по магазинам.

   Я очень много передумала в те страшные, 90-е годы, постоянно общаясь с людьми обездоленными, в чём-то униженными (поверьте, это так!), с горестной безнадёжностью принимающих свою Судьбу.
Да! Некоторые борются за жизнь, даже в таком состоянии. Часть - спиваются, медленно прожигая остатки жизни.
  И смотря на тех, кто всё же борется за жизнь, не имея при этом ни рук, ни ног, или, конечности есть, но они не действуют, то есть руки не поднимаются вверх (причесаться, увы, не могут), а ноги - лишь видимость, я поняла тогда самое главное.
  Судьба моя! СПАСИБО тебе за Главный подарок в моей жизни, что я - ЗДОРОВА!

  Вот, главный и основной Подарок. Всё остальное мы можем "подарить" себе сами.
Вот только самый Главный подарок - наше здоровье (или, увы - нездоровье) - это, уж, что Судьба нам подарит.
  Я была тогда моложе на целых 20 лет, и любой прыщик воспринимался трагедией. Насмотревшись людского страдания, и ещё, чего уж, греха таить - зависти к нам - ЗДОРОВЫМ, я поняла, что такое - главный Подарок Судьбы!
  Цените этот - главный подарок Судьбы. Всё остальное мы можем сделать, купить, научиться. Боритесь за этот подарок, если вы здоровы и получили его просто так, по доброте душевной вашего Ангела-хранителя. Всего вам всем хорошего.
Будьте здоровы!

Фото из интернета. Им тоже нужна посильная работа!


Рецензии
Как Вы правильно написали, Галина - « Насмотревшись людского страдания, и ещё, чего уж, греха таить - зависти к нам - ЗДОРОВЫМ, я поняла, что такое - главный Подарок Судьбы!».
Как то и ничего больше не могу написать, потрясен этим рассказом.
Зеленая.

http://proza.ru/2024/01/11/1124

Здоровья Вам и Вашей семье!

Федоров Александр Георгиевич   12.01.2024 08:44     Заявить о нарушении
Спасибо Александр Георгиевич за такие добрые, светлые пожелания!

И Вам и Вашей семье - здоровья и успехов!

Галина Леонова   12.01.2024 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.