Глава 6. Денежку наживай, а честь не продавай

Глава 6. Денежку наживай, а честь не продавай

     В девятнадцатом веке купцы составляли третье сословие, после дворянства и духовенства. Они были уважаемы в обществе, потому что их отличали порядочность, совестливость, сметливость, умение общаться с любым человеком. Благотворительные взносы, милосердие и помощь ближним принесла многим из них немалую славу. Имена Саввы Морозова, предпринимателей Строгановых, Третьякова, создателя Третьяковской галереи в Москве, навсегда вошли в историю страны. Купцы много делали для процветания и могущества Отчизны. Это были образованные достойные люди.

     В России тогда строились коммерческие училища. Будучи поначалу закрытыми пансионами, они предназначались для детей купцов. Дорога в них для Василия была закрыта, потому что от корней он был сын крестьянина. Обучение детей в первом Московском коммерческом училище было рассчитано на пятнадцать лет. Дети начинали учиться здесь с шестилетнего возраста. Они воспитывались как высоко нравственные люди, получали широкое общее образование, глубокую и универсальную специальную подготовку.

     В Петербургском коммерческом училище обучение осуществлялось уже в течение восьми лет, начиная с десятилетнего возраста. Таких училищ стало много. Их основывали и содержали купцы на свои средства. Василий мечтал учиться в таком училище, но понимал, что путь туда ему заказан. Из всех детей Степановых Василий считался самым смышлёным и целеустремлённым. Перед ним стояла чётко поставленная цель – стать богатым. «- Почему мы не купцы?» - спросил он отца. «- Что-то ты высоко метишь, сын» - ответил неодобрительно Дмитрий Иванович. «- Я хочу учиться в коммерческом училище, - сказал Василий, - а туда принимают только детей купцов» - «- Жаль, конечно, но по одёжке протягивай ножки», - твёрдо произнёс отец. «- Я хочу учиться», - чуть не плача, произнёс Вася.

     Дмитрий Иванович поговорил с Григорием: «- Слушай, сын, Вася учиться хочет, а в коммерческий только детей купцов принимают, как ему помочь?» - «- А что, если купить купеческое сословие, хотя бы третью гильдию?» - спросил Григорий. «- Купить-то можно, только у меня, вряд ли, денег хватит» - «- А, может, сложиться с кем-нибудь?» - предложил Григорий. «- Надо крепко подумать, может быть, соединиться с Потаповым и Семёновым? Попытка не пытка».

     Быть купцом было престижно и выгодно в некоторой степени. С 1785 года «Жалованной грамотой города» купцы освобождались от уплаты подушной подати, а также от телесных наказаний. И, кроме того, - от рекрутчины и имели право беспрепятственно переезжать из одной волости в другую. Купцы поощрялись и становились почётными гражданами. С конца восемнадцатого века все купцы делились на три гильдии: они различались по размеру капитала и платили ежегодный гильдейский взнос, размер которого частенько менялся – то увеличивался, то сокращался. Именно потому, что купцы уплачивали этот взнос, они освобождались от уплаты подушной подати. Известно, что в третьем поколении купцы могли получить дворянское звание. И многие из них мечтали о дворянстве как о благородном сословии.

     Дмитрий Иванович выяснил, что купцы первой гильдии платили в год взнос в размере 2 200 руб., а второй гильдии – 880, а третьей – 150. Он обрадовался, что как раз сейчас понизили взнос со ста пятидесяти до ста рублей. Ещё раз Дмитрий Иванович обсудил вопрос покупки купеческого сословия с Григорием, тот поддержал, и покупка состоялась. То-то было радости у Василия. Отец с братом тоже радовались, что не нужно было ни с кем объединяться, хотя практика такая существовала. И зажиточные крестьяне нередко объединялись и покупали вместе сословие для освобождения своих детей от рекрутчины.

     Василия приняли в коммерческое училище, и он учился старательно – был первым учеником. В Попечительский совет Петербургского коммерческого училища входили известные крупные предприниматели: Третьяков, отец Станиславского – Алексеев, Боткин. Они были также покровителями наук и искусств.  Детям давали дворянское воспитание, прививали хорошие манеры поведения, учили рисовать, танцевать, петь, совершать коммерческие сделки, быть общительным. Василию нравились уроки эстетики и физкультуры. Учителя потешались над ним: он танцевал неловко, как медведь, ронял всё вокруг себя. Манеры его были далеки от совершенства. Он с трудом усваивал науку обольщения, не умел подстраиваться под психологию другого человека, а говорил прямо то, о чём думал. И ребята надрывали животы от смеха.

     На одном из занятий учитель вызвал Василия и Руслана и дал им задание: «- Сейчас нам Василий покажет, как он заводит знакомство со своим будущим партнёром по бизнесу. Руслан должен будет уходить от всех способов Василия завести знакомство и рассказать, хоть что-нибудь о себе». Необходимо было представиться, сделать комплимент, что трудно давалось Василию в силу его прямолинейного характера. Кроме того, нужно было произвести разведку, что интересует партнёра, чтобы предложить свои услуги, при этом, не выдавая своей заинтересованности. Ученики с интересом следили за развитием событий.

     Василий понял задачу. «- Уважаемый, - обратился он к Руслану, по задаче, не знакомому ему человеку. – Не могли бы вы мне помочь?» - «- Что случилось?» - ответил будущий партнёр по бизнесу, роль которого играл Руслан. «- Я потерял запонку и не могу её найти Она куда-то упала. А сейчас придёт моя девушка» - «- Вы хотите, чтобы я ползал и искал вам запонку? Сверх нахальства!» - «- О нет, я хотел спросить совета, что мне делать?» - «- Не быть раззявой, прежде всего» - «- О, как вы любезны! - сказал Василий. – Спасибо вам за совет» - «- Не за что. Это мне ничего не стоит» - «- Как вы правы, я растяпа. Но, кажется, я её нашёл». Василий наклонился, сделал вид, что поднял запонку, выпрямился и показал запонку, которая всё время была в его руке.

     «- Разрешите представиться – Василий Степанов» - «- Иван Серебряков» - «- Очень приятно. У вас приятная манера общения, Иван, вы говорите прямо, о чём думаете. Смею предположить, что вы знаток юриспруденции» - «- Нет, я маклер фирмы «Смит и его сыновья», - сказал Руслан. «- Скажите, пожалуйста, - ответил Василий, - ваша фирма достаточно известна в Европе, вы производите продукцию, так нужную всем» - «- А вы откуда знаете?» - «- Вы же назвали сами свою фирму», - сказал Василий. Это был явный прокол Руслана, и он решил взять реванш. «- Я удивлён, сказал он, - потому что наша фирма только-только делает первые шаги» - «- Да, что вы говорите?! – воскликнул Василий. – Значит, вы, наверняка, нуждаетесь в помощи – в благотворительных взносах». Руслан не почувствовал подвоха со стороны  Василия и произнёс: «- От взносов мы бы не отказались» - «- Неужели? – ответил Василий. – Какого же вида помощь вы хотели бы получить?» - Василий надеялся, что Руслан сейчас назовёт, чем он занимается, но он ответил: «- В денежном выражении». Ученики умирали со смеху.

     «- Я готов субсидировать любую сумму, если вы назовёте, на что вы её употребите» - «Пожалуйста. Это – скачки, конные состязания» - «- Чудесно. Но сначала я бы хотел обговорить поставку вашим лошадям сена» - «- Сено хорошо, у нас его мало, но деньги очень нужны, чтобы его купить» - «- Поскольку вы организуете скачки, у вас после игр хорошие барыши. Не так ли?» - «- Именно так», - ответил Руслан. «- В таком случае, - сказал Василий, - я предлагаю вам сено в кредит, с последующей оплатой сена после самих скачек» - «- А я, пожалуй, соглашусь» - «- А я, со своей стороны, сделаю вам хорошую скидку, если вы купите сразу большой объём» - «- Замечательно» - «- Договорились, - ответил Василий. – Когда вы готовы подписать контракт?» - «- Хоть сейчас» - «- После подписания контракта, за мной – обед». И они ударили по рукам и обнялись. Учитель впервые остался доволен Василием. «- Молодец!» - произнёс он.

     Время учёбы пролетело быстро, и Василий вернулся домой высокообразованным специалистом, с одним стремлением – высоко служить Родине, её процветанию, не забывая и себя. Он изучил все заповеди купечества, где главное было: превыше всего прибыль, а честь превыше прибыли; денежку наживай, а честь не предавай; неправая нажива – купцу не разжива. Вернувшись домой, Василий решил жениться. У зажиточного крестьянина Петухова он приметил дочку, красивую и славную, и пришёл узнать, может ли рассчитывать на взаимность. Отец девушки категорически отказал ему, так как к ней посватался, хоть старый, но зато богатый купец первой гильдии.

     Василий был одет в европейский кафтан, Петухов засмеялся: «- Ты, Васька, высоко взлетел, да падать будет больно. Из грязи – в князи. На мою дочь не рассчитывай. Тебе не чета. У неё лучше тебя жених будет». Василий только засмеялся в ответ: «- Да, что ты?!» - и ушёл. Дома спросил: «- Отец, а есть у нас в деревне невесты на выданье?» Отец усмехнулся: «- Что себе в городе-то кралю не присмотрел?» - «- Учился, некогда было» - «- Василёк, иди и выбирай в хороводе любую голубушку», - сказала, улыбаясь, мать.

     Действительно, девушки, одна лучше другой, пели и водили хоровод. Он выбрал самую красивую Ирину. «- Ирина-Ирина, до чего же ты красивая» - «- Зато ты не очень гарный», - ответила девушка и громко хохотнула. «- А в мужчине главное не красота, а ум» - «- А я думала другое», - ответила она и над своей двусмысленностью грубо засмеялась. Василий не пошёл её провожать, а решил приглядеться к другим невестам. Он с каждой общался, девушки смеялись и жеманничали, старались ему понравиться, но он не терпел жеманства и манерности, хитрости.

     И вдруг он увидел девушку, которая не блистала красотой и одета была очень скромно, но что-то в ней было трогательное и душевное. Она больше молчала. А звали её Анной. Василий вдруг и сам оробел, так она ему понравилась. «- Аня, у тебя много братьев и сестёр?» - «- У меня, Вася, большая семья: много сестёр и братьев» - «- А шестнадцать лет тебе есть?» - «- Нет, мне пятнадцать с половиной» - «- Так, ты скоро невестой станешь» - «- Вася, я плохая невеста» - «- Почему?» - «- Да никакого приданого за мной не дадут. Так что мне не на что рассчитывать» - «- А я тебе нравлюсь?» - «- Вася, мне нельзя никого любить» - «- Да, что за глупость?! Ты мне очень нравишься. Пойдёшь за меня замуж?» - «- Да, разве твои богатые родители дадут согласие на нашу свадьбу? Не дадут» - «- Я взрослый, и сам решаю. И родители будут считаться со мной. А твои родители дадут согласие?» - «- Мои-то рады будут» - «- А ты будешь рада?» - «- Я боюсь радоваться раньше времени. Для меня большое счастье выйти за тебя замуж, Василий. Но как же без приданого?» - «- Для меня лучшим приданым будет твоя любовь, Аннушка».

     И Василий женился на Анне. Девушка оказалась хорошей любящей женой, похожей на его маму, тихой и ласковой, как речка. Василий умело взялся за хозяйство отца, ввёл севообороты, стал применять больше органических удобрений, сменил все семена на новые элитные сорта, купил новую технику, и на тех же площадях получил урожай в несколько раз выше. Продавал товар с умом, не завышая цен и не обманывая людей. Он хорошо помнил заповеди умной торговли: лишнего не бери, душу не губи; неправедно придёт – быстро уйдёт. Василий оказался успешным купцом. На вырученные деньги он прикупил земли, устроил пары. Вскоре построил прядильню и новый дом в деревне. Это был настоящий купеческий дом на широкую ногу.

22 декабря 2017 пятница


Рецензии