Завершенность

                Жизнь больше чем любовь.
                Но без любви она не будет завершенной.
                Новелла



«Завершенная жизнь!» - мне не нравится здесь слово «завершенная». Веет от него обреченностью, да и кто будет судить – была ли жизнь завершена. Я слышал, что перевоплощаясь, в облик и судьбу нового человека, душа начинает свой новый путь именно с того момента, лучше сказать – с тех чувств, раскаяний и неуспений, с которыми человек уходил в мир иной. Да оно так и в жизни – не дочитали – делаем закладку, и в следующий раз продолжаем с этого места. Я бы жизнь, если уж, не отказываться от незавершенности заменил на «дело» и вторую строку записал бы так: «...Но без любви, любое дело не может быть завершенным». И я могу призвать здесь, на помощь Сомерсета Моэма – вот его цитата, ставшая афоризмом:
                . «Величайшая трагедия жизни состоит не в том, что
                люди гибнут, а в том, что они перестают любить».
И разве эта трагедия не касается дел человеческих?! И что бы мы ни делали – пусть даже просто жили, но ушла любовь – и дело останется незавершенным. А не было дела – сама жизнь останется незавершенной. Я этот казус всегда называю проще:  «Жизнь посмеялась над человеком!» Не может быть удачного продолжения, тем более завершения, без любви!

И вообще, чтобы избежать всего этого, о чем я толковал выше – лучше вообще отказался от этого мрачного слова «незавершенность». Я бы предложил вместо него использовать слово: «истинность». Я понимаю, истина, как, бесконечность, скорость света, абсолютный ноль температуры и прочие недосягаемости – недостижимы. И любое дело можно совершенствовать тоже бесконечно – благо реалии жизни, даже не разрушая результат нашего дела, все равно будут показывать его несоответствие уже изменившимся условиям, если не жизни, так окружающей среды. И как тут обойтись без любви, которая уже исчезла!? Ведь тогда жизнь остановится по многим параметрам: потеряв любовь, а, следовательно, и стремление к истине в деле совершенствования, мы заявим: зачем нам более совершенное авто, зачем нам новые знания, к чему нам новые более удобные и совершенные жилища и пр. пр. пр.

Уже много лет среди моих самых непререкаемых авторов афоризмов, числится Иоганн Вольфганг Гёте – и я, пользуясь случаем хочу вставить, с его помощью, «лыко в строку». Да простит его память меня за это слово «лыко»! Вот этот кратенький афоризм:
                «Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!»
И Диоген из своей бочки ложку дегтя тоже добавил:
                «Любовь можно заслуженно назвать трижды вором — 
                она не спит, смела и раздевает людей догола».
Ну, как вам это!? К чему это я? Да к тому, чтобы не отождествляли раз за разом эту самую «Любовь» только лишь с тем чувством, которое возникает между влюбленными. Я уже описывал как-то свою первую школьную влюбленность – там мне сильно помогло школьное отрочество – лишь три ночи побродил под звездами в одиночестве. И довольно быстро перенес её «измену», состоящую в том, что на танцах она мне предпочла более взрослых юношей. Но, чем взрослее становится человек, тем труднее становится ему справляться с этой «простудой», которая, к тому же, грозит нешуточными осложнениями – и не только для сердца, а большей частью для всей его последующей судьбы.

Чувство настоящей любви в корне меняет человека – он становится готовым к самопожертвованию ради того, кого любит, нередко теряет чувство здравого рассудка – готов идти «в огонь и воду» ради своей любви. Но, вместе с тем, как окрыляет человека это чувство – душа его поет, а руки способны свернуть горы! Влюбленный человек – творец, герой, он активен, деятелен и красив! А как же Гёте?! Он что же, был не прав? Да прав был Великий Человек! Просто всё будет зависеть от того, по какому пути пойдет ваша любовь – по пути бытия или по пути обладания. Ведь ещё старик Аристотель говаривал:
  ***
«Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него (то есть этого другого человека), а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

 ***

Как это связано с «окрыляющим» действием любви? Да очень просто! Эти самые блага необходимо добывать! И именно ими, в конечном счете и поддерживается любовь, служа ей и доказательствами и обеспечением. К слову, в этом ряду стоят не только лишь материальные блага – и именно женщины понимают это значительно лучше мужчин. Кстати, именно этим они и чаще и успешнее пользуются. А мужикам – всё «по барабану!» - отростят пузичко, лишний раз не помоются, не побреются, быстро забудут про цветы и нежные слова. Нахрапистость, жесткость, материальный достаток и сопутствующие аксессуары, так необходимые в их работе они не удосуживаются отбросить в сторону встречаясь с любимыми. И любовь, как пугливая птица, рано или поздно улетает, даже находясь рядом по инерции или от безысходности. Остаются лишь хищные особи, терпеливо ждущие, чтобы все же урвать свой кусок.

Очень хорошо все это расписал Эрих Фромм - в своих работах он сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или «плодотворную» любовь, и любовь по принципу обладания или «неплодотворную» любовь. Первая, предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на ЧЕЛОВЕКА, ДЕРЕВО, КАРТИНУ, ИДЕЮ. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения. Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её.
Уловили новизну в рассуждениях – а ведь, я специально выделил эти слова более крупным шрифтом. Уловили нить моих будущих несогласий с первой строкой эпиграфа: «Жизнь больше чем любовь…» Вот ведь как обидно получается – любимый человек не может заполнить своею любовью всю жизнь, а дерево – может! И это превосходно доказал своей подвижнической жизнью наш знаменитый «Иван» - Мичурин!

И чтобы успокоить тех некоторых из вас, кто близко принял к сердцу мой тезис, могу успокоить вас научным образом. Левон Аронян – хоть он и выдающийся армянский шахматист, но суть любви уловил правильно – он сказал:
                «Любовь не поддаётся логике.
                Она начинается на биологическом уровне»

Так вот биология, в отличие от общества, не только стремится, с помощью любви, улучшать природу человека, но и щадит его. После 2-3 года даже очень бурных любовных отношений, уровень гормонов, отвечающих за чувство любви, по команде головного мозга начинает падать – человек «воленс-неволенс» начинает охладевать к объекту своих бурных чувств. Что же делать, когда она уже спит и раздела вас догола?  Трудиться надо, переводить её на новый уровень, пока стало не совсем поздно! И здесь можно указать два основных направления действий:

1. Одно, очень удачно и точно обрисовал мой любимый Шопенгауэр:
«Надо стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство».
Что сие означает? А то, что только в любви могут рождаться дети, которые могут улучшить генетику родителей – только необходимо при этом учесть, что не только надо производить потомство В ЛЮБВИ, но и воспитывать их тоже В ЛЮБВИ. А это может занять даже и всю жизнь!
Вот и выйдет тогда, что любовь уже не будет меньше жизни.

2. Можно на всю жизнь «заморочиться» в любви и подвижничеством, сорадостью, дополнением и воплощением друг в друга, становясь одним целым. И это тоже возможно – в творчестве, в работе, служении общему делу. Только, здесь не надобно ошибиться, обольщая себя невозможным – бесценный дар любви должен быть У ОБОИХ.
Тогда и выйдет по Л.Н.Толстому:
«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся».
А не по Ю.Нагибину:
«Смысл любви состоит в том, чтобы с трудом отыскать бабу, которая органически неспособна тебя полюбить, и бухнуть в неё всё: душу, мозг, здоровье, деньги, нервы»

И раз уж я заикнулся о КАРТИНЕ, ДЕРЕВЕ, ИДЕЕ и пр. попробую тоже «увернуться», сославшись на Великих.
В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. ПРИРОДА ЛЮБВИ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К КРАСОТЕ!
Неплохая формула – не правда ли, а главное, просто и надежно! И всегда «выгорит», причем на всю жизнь. Если, разумеется, красота у вас будет настоящая, вечная!
 Удач, вам в любви, которая заполнит всю вашу жизнь!
 И самое главное – сделает её совершенной, а может даже и завершенной!!!


Рецензии