Конец сезона, 1969

    Глава из повести "Чемпион"

    Через неделю после Москвы Росспартак в Пскове. Команды съезжаются заранее. На работу я не выходил. У нас перед соревнованиями сборы. После тренировок можно не спешить, расслабиться, понаблюдать за соперниками.  К концу сезона мы с Витей раскатились, чувствуем себя довольно уверенно. Иногда, наблюдая с берега за тренировками каноистов в двойках, допускаем  и реплики типа: «С этими придётся рубиться», или: «Эти - не соперники».

   Кажется, не из-за чего переругались с Рябовым - тренером байдарочников. Услышав что-то, сказанное в адрес проходившей мимо двойки, он совсем уж неожиданно взвился: «Сами-то вы кто? Даже мастеров вам дали ни за что». Слово за слово, и Володя, точнее тренер байдарочников Владимир Михайлович Рябов полез на меня с кулаками. Человек много старше меня, вырос в детском доме, в детстве перенёс полиомиелит, одна нога подсохшая, хромает, на голову ниже. И вот с такими данными, сначала один из нехудших лыжников области, а потом и мастер спорта в байдарке. Притом, действительно, не так как мы, дуриком. Рябов стал чемпионом Росспартака в одиночке, на самой трудной дистанции. Мы все болели за него пару лет назад, когда он действительно, как краб клешнями, выгребал десятку. Последние пару километров он шел уже фактически без борьбы. Клешня сломал соперников. Пусть нелюдим, пусть со странностями, пусть как тренер не Бог весть, из сапожников, осилил, как и Сева Иголкин всего лишь физкультурный техникум при институте имени Лесгафта. Но это были люди послевоенного поколения. Учиться тогда пришлось не всем. Их  детство с нашим и сравнивать нельзя. Рябова я уважал. Подержали друг друга за грудки, до драки, слава Богу, не дошло. Долго думал потом, что же случилось с Владимиром Михайловичем. Ревность. Действительно, обидно, когда серебряный квадрат - предмет мечты и гордости, добытый твоим долгим и тяжёлым трудом, кому-то достаётся, как кажется, так рано и так легко. Но это только кажется.

       Первый день соревнований. Полуфинал на тысячу. Астраханцы, главные и старые соперники наши, пришли в заезде вторыми, уступив нам первенство без борьбы.  Вечером финал. Астраханцы неожиданно здорово стартовали и здорово прошли. Мы только вторые.  Серебро. Для нас это уже не достижение.

      На второй день эстафета четыре по пятьсот. Ветеран, Витя, я, Валерка Татаренко. Валерка на пару лет старше меня с Витей. Начал грести  позже нас, но быстро подтянулся. Он чистый «профессионал», учится заочно в институте физкультуры имени Лезгафта и уже работает на базе вторым тренером по каноэ. В эстафете мы чемпионы.

      Десятка на третий день. Пасмурно, тихо, даже дождик моросит.
Со старта ушли ровненько и на поворот вышли вторыми. Впереди Горьковчане. На тренировках мы отметили их как равных соперников. Но тысячу они нам проиграли. С поворота идём, немного приотстав, они постарше, поопытнее, главное пока - не дать им оторваться. Астрахань сзади нас. Первый круг - впереди Горький. А с берега уже рёв. На втором круге нам надо что-то делать. Шепчу Вите: «Давай». На весле легчает. Подхватываю кусок, и вот мы уже сровнялись. Но вперёд не вышли. Горьковчане тоже прибавили. И снова они впереди. Через полкилометра уже Витя хрипит: «Давай». Подхватываю. Отработали кусок. Теперь уже мы впереди. Но и соперники, как приклеенные. На поворот мы вышли первые. И снова рубка, до конца второго круга. С берега рёв. Здесь уж никак нельзя проигрывать. Поворот проходим первыми и, третий круг. Последний. Остальных лодок для нас уже как будто и нет. На финишную прямую мы выскочили метрах в десяти впереди. И нам уже не до Горьковчан. Выложить надо всё, что осталось. Удар гонга. Чемпионы. И теперь уже никто не скажет, что мастеров нам дали ни за что.

Фото 1968 года.
Витя слева.
      


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.