Слово пастыря

Дрожание свечи создавало самые пугающие образы на толстых каменных стенах. Редкий гость имел представление, отчего странствующий пастырь выбирал столь странные места для своего размещения. Ему предлагали дорогие гостиницы и расписанные золотом церкви, но раз за разом молодой на вид человек останавливался в старом, давно сгнившем подземелье.
Всё просто. Этот человек умел общаться с духами. Дар, давно потерянный для тех, кто привык к комфорту излишней роскоши.
- Да только пустое всё это, – недовольно хрюкнул крошечный рогатый дух, вальяжно разместившийся на левом плече мужчины. – Осел бы при дворе, да присосался к какой молоденькой дворяночке. Чего нам эти подвалы да старые замки когда мы даже на хлеб себе насобирать не можем?!
- Окстись, искуситель! – возразил сгусток света на правом плече: дух настолько яркий, что смотреть на него без слёз казалось невозможным. – Сий дар – не фокус для увеселения! Всякий, кто утверждает обратное, достоин получить по носу!
Слушая препирательства рассевшихся на плечах сущностей, человек улыбнулся. Духи света и тьмы одинаково притягивались ко владельцам дара, но никогда раньше он не слышал, что в них может таиться столь склочный характер. Ещё немного, и они вопьются друг в друга зубами.
На счастье, в этот момент дверца над лестницей приоткрылась. Солнце ворвалось в холодное помещение, на секунду ослепив даже духа света.
Мальчик нерешительно переминался с ноги на ногу, сжимая в руках буханку хлеба. Помедлив, он сделал шаг вперёд и замер, парализованный страхом.
- Ашуу, не шали, – добродушно пригрозил пастырь, вновь заставив пожирателя воли слиться с тенью.
Почувствовав прилив бодрости, мальчишка заставил себя прокрасться в подвал и закрыл за собой дверь. Воровато оглядевшись, он не сразу обнаружил среди развалин и лохмотий худощавого мужчину.
- А я это… вот.
Благодарно улыбнувшись, пастырь принял угощение и, не задумываясь, откусил от него кусок. Глупо скрывать упрямое бурчание желудка: в отличие от духов, собственный организм мужчина усмирять не умел.
- Ты пришёл с просьбой? – поинтересовался он, утирая крошки со своих губ только для того чтобы незаметно их слизнуть.
- Говорят, вы можете говорить с духами? – скромно поинтересовался мальчик.
Пастырь скосил глаза.
- У тебя чешется пятка, но как бы ты не пытался, зуд не унимается.
Вытаращив глаза, посетитель кивнул.
- Хиса укусила. Должно быть, ненароком ты наступил на её цветок. Возьми. Разотрёшь на ночь, и всё пройдёт.
Приняв баночку с растёртыми корнями чернолистого древа, мальчик, кажется, оказался удовлетворён услышанным.
- У меня сестра… – тихо начал он.
- Нужна помощь?
Мальчишка помотал головой.
- Поздно уже. Как полгода её уж не стало, – мальчик потупился, потирая левый глаз. – Сестра мне вместо матери была. Как родителей не стало, забрала меня с детского дома, да как могла ухаживала. Всегда такой весёлой была, даже когда всё было плохо. Но глядя на неё, мне тоже хотелось улыбаться. Жили небогато, и денег постоянно не хватало. Сестра часто уходила на много ночей: работала как проклятая. Она так старалась, чтобы меня прокормить, что я последовал её примеру и тоже на работу устроился. Платят немного, конечно, но на хлеб хватает.
Мужчина покосился на буханку в своих руках и, подумав, откусил ещё кусок. Его лицо помрачнело. Духи притихли.
- Я не помню, как выглядели мои родители, но сестру помню так, будто только вчера её видел, – паренёк шмыгнул носом. – Она ведь одна у меня оставалась на всём свете! А эти говорят… всякое. Что я ей не родной был. Что она меня использовала. И… другие грязный слушки распускать начали. А я чего? Что могу ответить-то?! Вот я и… пришёл.
Мальчик поднял полные слёз глаза на замершего человека. Это не было слезами горя: их он выплакал уже давно. В его очах замерли слёзы надежды и страха.
- Вы… можете поговорить с сестрой? Узнать… правда ли… что она…
Умяв последнюю крошку хлеба, мужчина звучно хлопнул в ладоши, заставив мальчишку вздрогнуть.
- Припоминаю, – улыбнувшись, бодро произнёс он. – Я говорил с твоей сестрой, и не один раз. Она обратилась в прекрасную Ксии, духа воды. Каждый раз когда ты проходишь мимо реки, она улыбается, глядя на то, как ты вырос. А когда ты набираешь воду из колодца, она наполняет её своей благодатью. Так и передай своим друзьям. Скажи, что это мои слова.
Даже сквозь закрытую дверь человек мог ощутить, как лучики двух крошечных солнц мягко легли ему на лицо. Просияв, мальчик утёр глаза рукавом своей подранной рубахи и, громко шмыгнув носом, вскочил на ноги.
- Реально? В смысле, правда?
Пастырь кивнул, поймав на себе два растерянных взгляда.
- Спасибо, дядь! Спасибо, правда!
Он покинул обитель духов так быстро, что мужчина не успел даже как следует с ним попрощаться. Сегодня этот мальчик определённо не уснёт, пытаясь разглядеть в глади реки знакомый и такой родной силуэт.
- А ведь я почти поверил, что ты безгрешен, – с разочарованием протянула светлая сущность.
- А вот я чего-то не понял, – почесав затылок, протянул тёмный дух. – Старик, ты всё перепутал. Мы её, конечно, встречали, и не раз, но… Та девица, она ж резала богачам глотки ради горстки медяков. Убивала бедняков, чтобы покопаться в их пожитках. Она этому парню даже не родной была. Забрала его из детдома чтоб деньги на содержание получать, причём большей их части мальчишка так и не увидел. Она и его прикончила бы, когда мальчишка стал бы бесполезен. Она была чудовищем уже при жизни, вот почему превратилась в Киссиам, охотницу за живыми. Мы ведь развеяли её дух на прошлой неделе. Забыл?
- Ты что, правда ничего не понял? - со вздохом переспросил дух света.
Человек слабо рассмеялся, поглаживая довольно бурчащий живот.
- Я ведь не впервые спускаюсь к людям, – произнёс он. – Они ходят к пастырям по многим причинам. Чтобы заглушить горе. Чтобы простить себя или других. Или обрести веру, в которой они так нуждаются.
Мужчина опёрся о камень, поднимаясь с насиженного места. Отряхнул солому с длинных волос и закинул их за плечи. Что-то подсказало ему, что больше ему здесь делать нечего.
- Но никто и никогда ещё ни разу не приходит сюда за правдой, – с грустной улыбкой заключил он.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.