Нпо. Эскиз

                Шли  испытания, которые должны были продолжаться не менее тысячи часов непрерывно.  Почти полтора месяца.

         Таковы были требования к новому оборудованию. В рабочее время испытания проводили разработчики. А затем, в  две смены, мы, отдел испытаний. По утрам происходила пересменка. В выходные дни по этому же расписанию. Такой режим  утомлял. Радовало то, что нам, до окончания  испытаний, осталось отработать ровно  сутки.

         Меня заботило еще одно дело, никак не связанное с испытаниями. Дипломный проект. Точнее, конструкторская часть проекта.

         Давно уже я не делал  “левых” проектов. Но позарез нужны были деньги и я согласился. Это нисколько не мешало работе. Я  размышлял о приспособлении, которое и являлось сутью дипломного проекта. Задание было не из простых. Но тема интересная.

         Мы наладилили  телефонную связь между отделом и машиной. Смена шла спокойно и я пошел к себе, чтобы немного поработать над  конструкцией. Здесь тихо и привычно, можно  сосредоточиться. Совсем не то, что в машине!
       
         Машина, это большой военный автофургон, в котором располагалась передвижная лаборатория. Эта лаборатория и проходила испытания. Все оборудование и компоновка были разработаны и изготовлены нашим предприятием.

         Я сел за стол. Минут пять настраивался на разработку приспособления. В машине у меня появилась идея конструкции. А сейчас было намерение сделать эскиз и убедиться, что путь выбран верно. Либо придумать что-то другое. Зазвонил телефон.

         - Слушаю! - отозвался я
         - Шеф! Термостат на режим не выходит! -голос был взволнованный.
         - Иду! - я отложил начатый эскиз и поспешил к фургону.
         - Остальные приборы в норме? - вопрос  риторический, я махнул рукой, чтобы не обсуждать это. Термостат не вышел на режим, хотя до этого работал безукоризненно.

         - Запишите в журнал время, когда он  захандрил. Утром придут спецы и разберутся. - напомнил  я. Ситуация не выходила за рамки регламента.

          Я пошел обратно в отдел. По пути, как наяву, перед глазами  возникла конструкция, которую обдумывал. Здорово! Надо только сделать хороший эскиз. Мне стало спокойнее. Испытания идут штатно. Еще день, два и они завершатся. Без сомнения, успешно.

          С   “дипломом” тоже хорошо. Решение найдено. Чертежи - это очень знакомое дело.  Понятно, что справлюсь. На сапоги жене заработаю! Я устроился за  столом. Начал чертить. Приспособление, на обычной писчей бумаге, приобретало весьма реалистичный вид.

          Конечно, это  только эскиз. Без истинных размеров. Но он позволяет понять суть конструкции. Она, возможно, будет внедрена в производство.  Мысль понравилась. Надо додумать и проверить.

         Я начертил удивительно быстро. Черными чернилами, не карандашом! Без правок! Когда закончил, сам поразился. Тридцать четыре детали! Очень даже солидно! Все, как положено. Функции свои  приспособление выполнит. Я  минуты две полюбовался эскизом. Листок сунул в ящик стола.

          Пора в машину!  Через двадцать минут заступила последняя ночная смена. Я передал журнал испытаний, пожелал им успеха и мы втроём отправились по  домам.

         Утром прибежали разработчики термостата. Начали разбираться в его  “капризах”. Причину определили и быстро устранили. Когда они возились, все покинули фургон. Причина не касалась конструкции прибора.

         К концу рабочего дня испытания, которые продолжались 1014 часов, завершились. Мы получили указание выключить приборы, запереть фургон и сдать ключи. Так и поступили. На два следующих дня те, кто работали в вечерние и ночные смены, получили отгулы.

         Два дня отдыха позволили восстановить рабочий тонус. Мысль о работе перестала раздражать. Кроме того, хотелось закончить дипломный проект. Я поехал на работу в неплохом настроении. Результаты испытаний уже  были обработаны. Данные внесут в протокол и  начнется этап утверждения.

           Наконец дошел до отдела. Хотел сразу положить эскиз приспособления в сумку, чтобы дома начать чертить. На ватмане. Как положено.
Я выдвинул ящик стола, куда положил готовый эскиз. В ящике лежало все, как всегда. Эскиза не было! Посмотрел еще раз, выдвинул ящик больше. Нет! Листка с эскизом не было.

         Я совсем вытащил ящик, выложил на стол все содержимое. Бесполезно. Непонятно. Я не был готов к такому повороту. Конечно, я не забыл  основные  элементы конструкции, но многое пришлось бы  делать заново. Досадно.  Требовалось успокоиться, потом вспомнить все, связанное с эскизом и как можно подробнее.

         Был еще один вопрос, который мне  требовалось прояснить. А именно причину отказа термостата. Разработчик, Семен Лукин, слегка улыбнулся и сказал:
         - Я могу сказать только, что в термостате недоставало спирта. - он показал рукой, что не может говорить.
         -  Мы проверяли, все было нормально. Никакой течи, пломбы на месте. - настаивал я.
          - Говорить  могу не все, но подтверждать или опровергать твои умозаключения  не возбраняется. - высоким стилем ответил Лукин.

         - Ладно! Буду умничать. Совру, ты меня остановишь. При целехоньких пломбах и отсутствии течи, недостача спирта может образоваться только в одном  случае. Если его слить! Кто мог бы это сделать? Только тот, кто вхож в машину, знаком с графиком и программой испытаний и, наконец, имеет доступ к пломбиратору. - я замолчал,  глядя а Семена.

         - Ты сам все рассказал! Добавить нечего! - тихо отозвался Лукин.
         - Спасибо! Мне убедиться надо было, что ребята мои ни при чем.
         - Да! Твоих забот здесь нет! - Семен улыбнулся. Я двинулся к себе.

         Эскиз! Куда он мог подеваться? Интуиция подсказывала, что найдется. Где? А главное, когда? Я повторил все сначала. Осмотрел ящик, его содержимое, что лежало на столе. Ничего нового. А внутреннее чувство  все настойчивее уверяло, что цель рядом! Мистика! Бумага, которую я когда-то постелил на дно ящика, давно требовала замены.

         Пришлось идти в переплетную, где можно добыть плотную бумагу. Мне нашли хороший кусок. Осталось постелить. Я пошел делать это. Когда примерял, где и сколько отогнуть по краям листа, заметил, что верхний слой фанеры дна ящика очень сильно отстал и приподнят на несколько  миллиметров.

         Я подцепил его, чтобы посмотреть, как лучше заклеить и увидел под ним лист бумаги. Сердце забилось, а внутренний голос почти вслух сказал: “Да! это он! “ Я осторожно вытащил лист. И это был мой эскиз! Я держал в руках мой, спрятавшийся внутрь фанеры, эскиз! Как тут не верить интуиции?

         Эскиз нашелся и я понес его скопировать. Дабы избежать новых злоключений. Мне сделали три копии и я, обрадованный, пошел к себе. Починка ящика и замена бумаги не заняли много времени. Ко мне заглянул начальник экспериментального цеха. Присел. Мы говорили не более пятнадцати минут. Копия эскиза лежала на столе.

         - Можно посмотреть? - он протянул руку.
         - Разумеется! - я передал листок.
         - Если изменить всего две детали, то это можно использовать у нас в цехе! - он показал, что надо поменять.

         Наш разговор закончился написанием трех рацпредложений! Мы редко общаемся. Но как полезно!

         Дома я приготовил карандаши и готовальню, прикрепил новый лист ватмана к доске и начал чертить. Работал, как в добрые, памятные времена моей конструкторской юности! Просто не мог отойти от кульмана. Эскиз висел в верхнем углу доски.

         Сколько волнений,  огорчений, удивления и радости принес мне этот эскиз! Проект получился на славу. Сапоги добыты. Лаборатория прошла испытания и принята! Рацпредложения оценены и внедрены! Жизнь продолжается!
         


Рецензии