Юрий Сташ. Зеркало природы

ИСКУССТВО И ЭКОЛОГИЯ

/Интервью художника-модельера Юрия Сташа о вопросах экологии и его эко-экспозиции «Туризм – дорога к миру и познанию»/

В январе 2017 года, объявленного в России Годом экологии, в Майкопе в Северокавказском филиале Государственного Музея Востока состоялась художественно-экологическая выставка «Мир природы Кавказа», организованная совместно Адыгейским и Сочинским отделениями Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (РГО), Союзами художников и фотохудожников Адыгеи. Целью выставки было показать красоту, разнообразие и величие заповедной природы и привлечь внимание к необходимости сохранения удивительного уголка нашей страны — Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Одним из участников проекта стал черкесский художник-модельер, заслуженный работник культуры Республики Адыгея Юрий Махмудович Сташ, представивший свою эко-экспозицию, состоявшую из костюмов-символов «Черкесские сады», «Золотое руно», «Молния», «Легенды Кавказа», «Дудугуш»; панно «Мутанты», «Триптих «Вопреки», «Pepsi» и другие. Основной идеей художника стало то, что «туризм помогает людям со всего света знакомиться с культурой народов мира, что сближает представителей самых разных национальностей и вероисповеданий. А это ведет к миру,  добру и созиданию». Особое место в его коллекции занял арт-объект «Зеркало природы», настоящее зеркало, оформленное в национальном стиле с надписями на адыгском и русском языках: «Вы видите того, кто в ответе за чистоту планеты Земля».
В 2017 году Совет народных депутатов Майкопа включил Юрия Махмудовича Сташа в список лауреатов муниципальной премии имени братьев В.Ф. и А.Ф. Соловьевых. А его эко-экспозиция «Туризм – дорога к миру и познанию» выдвинута Северокавказским филиалом Государственного Музея Востока на соискание Государственной премии Республики Адыгея в области науки, литературы и искусства.
 
- Юрий Махмудович! В Вашей эко-экспозиции «Туризм - дорога к миру и познанию» есть экспонат под названием «Зеркало природы», который Вы создали специально для художественно-экологического проекта «Мир природы Кавказа». Почему Вы в основе Вашей работы представили зеркало?

Ю.М.Сташ: Глубоко убежден, что все жители планеты должны помнить, что они в ответе за состояние природы на Земле. Поэтому любой, кто посмотрит в зеркало природы, увидит себя, как и на моем экспонате. Так будет на всех языках мира, если брать в планетарном масштабе. Наша планета – это общий дом для всего человечества. И мы все обязаны сохранить её природу. Один ученый написал: «Планета без нас может, а мы без неё нет!». Но сегодня планета кричит: «SOS!». Хотел бы процитировать: «Свалки мусора на улицах городов говорят о засорении человеческого сердца, души и сознания». На самом деле создать такое «Зеркало природы» меня побудила гуманная философия адыгского народа, а именно то, как адыги относились к окружающей среде. Археолог Аслан Тов рассказывал, что когда дети рвали траву, бабушки говорили, что они рвут бороду их дедушки. В принципе, если подумать, ушел человек и превратился в землю, стал частью природы. Или вот еще, как говорил Чатиб Паранук, адыги, идя в лес, клали топор за пояс или подмышку, но ни в коем случае не на плечо, чтобы не раздражать природу. Если вернуться к моей работе, я помню, как еще мальчишкой, я прочитал, как в одном американском магазине перед выходом повесили зеркало, под которым было написано: «Посмотрите на самого страшного зверя!». И что интересно, я вспомнил об этом через столько лет, когда делал это зеркало.
 
- Почему Вы обратились в своем творчестве к теме экологии?

Ю.М.Сташ: Меня удивляет и беспокоит отношение людей к окружающей среде. И потом руководителей крупных предприятий надо обучать экологической науке. Это даже где-то было сказано. У адыгов было заведено, что ранней весной или осенью, когда мужчина, отправлялся в поход в горы, он брал с собой черенки плодовых деревьев хороших сортов и прививал их в лесу. Откуда и появились знаменитые Черкесские сады. Даже когда адыг рубил дерево, чтобы построить дом, он говорил: «Прости меня! Я взамен обязательно посажу дерево». А бывало, как это написано у Кима Хутыза, когда не было дичи в лесах, они отпускали домашних коз, чтобы те одичали. Размышляя об этом, я создал такие костюмы, как «Черкесские сады», «Золотое руно», «Легенды Кавказа», «Дудугуш», «Азишская пещера», «Лаго», «Лесная нимфа Мэзгуащэ», черкеску «Молния». В них я отразил идею сохранения леса, природы. Здесь хотелось бы упомянуть о трех стрелах, которые, считалось, адыг должен был брать с собой в лес. Он имел право стрелять одной стрелой по летающей дичи, второй – по плавающей, а третьей  – по бегающей. И если он промахнулся, то он уже не имел права повторить.
 
- Но тема экологии волновала Вас и раньше. В Вашей постоянной экспозиции в Северокавказском филиале Музея Востока представлены такие экспонаты, как костюм «Pepsi» и платье-символ «Зеленый мир».

Ю. М. Сташ: Основная идея в таких работах – это, прежде всего, защита экологии, планеты в целом. Когда бываешь на природе, особенно в районе устьев рек, поражаешься, сколько там и на берегах скопилось пластиковых бутылок, отходов и выброшенных полиэтиленовых пакетов. Это страшно! А ведь пластик и полиэтилен не разлагаются более 300 лет. Поэтому надо их убирать и перерабатывать. В Европе давно мусор разделяют. А у нас как? Я тут выходил со двора, а впереди шел какой-то мальчишка. Он что-то покушал и тут же на улице выбросил пакет. Даже не в урну. Это о чем-то же говорит? Не хотел бы повторяться. Но от всех жителей планеты зависит экологическая чистота. И я уверен, что из мусора можно сотворить искусство. Так я из баночек Pepsi сделал костюм и панно. Возвращаясь к платью-символу «Зеленый мир», которое было создано мной несколько лет назад, я хотел показать, что природа будет мстить за унижение и загрязнение. Когда в платье поднимаются рукава, то оно превращается в зеленое дерево. А со спины оно всё черное и предупреждает, что если человечество не перестанет губить окружающую среду, природа повернется к нему спиной. И здесь искусство наглядно и убедительно. Так, лекция по экологии длится час, а одно движение этого платья-символа предупреждает об экологической трагедии за одно мгновение.

- В Вашей эко-экспозиции «Туризм – дорога к миру и познанию» есть костюмы, которые представляют туристические достопримечательности Адыгеи или особенности адыгского фольклора. Например, «Азишская пещера», «Нагой-Ч1ыгу», «Лаго», «Черкесские сады», «Легенды Кавказа», «Дудугуш», «Лесная нимфа Мэзгуащэ». На Ваш взгляд, как связаны в них темы экологии и туризма?

Ю.М. Сташ: Я создал коллекцию из семи костюмов, которую посвятил в основном туризму, приписываю их так же к охране окружающей среды, природы. Я всегда любил смотреть фильмы о путешествиях по всему миру и давно уже понял, что мы живем на Кавказе в Адыгее, настоящем райском уголке планеты. Мне всегда хотелось через свои работы сообщить миру, что есть такой народ адыги со своей самобытной культурой и гуманной философией. Туризм без сочетания с нормальным понятием экологического воспитания не может существовать. Приведу пример. Еще молодым парнем, когда я не занимался этим творчеством, я читал одну статью. Из Европы приехала группа альпинистов в горы. Они поднялись наверх и, увидев мусор, собрали его и снесли всё вниз. Вот что, на мой взгляд, экологическое воспитание. А у нас сегодня даже в городах и населенных пунктах не везде есть урны, куда можно выбросить мусор. А я читал, что в одной из европейских стран урны сделаны в виде какого-то сказочного животного, чтобы привить детям эстетическое экологическое воспитание. Ребенок нажимает на педаль, и открывается пасть, куда он с удовольствием бросает мусор. Ученый Нильс Бор сказал: «Превращаем предметы мусора, несущие гибель, в источник красоты!». При создании своего костюма «Легенды Кавказа» я использовал стружки от цветных карандашей для создания бабочек. Уже подсчитано, что более 40% от всего мусора – это упаковка товаров. Современные ученые должны искать и создавать такие материалы упаковок, которые быстро разлагались бы. Но пока сегодня самый популярный товар – это пластиковый пакет. Теперь современные художники, и я в том числе, ставят себе целью в своих работах на тему экологии «найти способ переработки и утилизации пластиковых пакетов посредством техники декоративно-прикладного искусства». Такими работами можно назвать мои костюм и панно «Pepsi». Сегодня есть такое направление в искусстве «Творчество из ничего». Как говорят молодые: «Мы взяли мусор и добавили к нему воображение». Так и я создал костюмы из выброшенных банок. А недавно сделал панно из пластиковых пакетов самых разных цветов.

- А в дальнейшем в своих новых работах планируете ли Вы обращаться в теме экологии?

Ю.М. Сташ: Конечно, продолжаю работать в этом направлении. Но я однажды услышал такое мудрое изречение: «Сначала дело, а потом слово!».
 
- Юрий Махмудович! Что бы Вы передали молодому поколению? Какой совет дали бы?

Ю.М.Сташ: Прежде всего, чтобы они научились уважать окружающую среду, охранять её и беречь. На самом деле сегодня от них зависит будущее нашей планеты. Сделаем окружающий нас мир лучше и чище вместе!

- Благодарим за интервью!

Подготовила интервью Фатима Теучеж
Опубликовано в журнале "Лица" Декабрь 2017 (Медиа Холдинг NatPress)


Рецензии