А - АХ
АГРАФе;НА - Фе;на, Фе;ня, Гра;ня.
АД – пе;кло; (куда) в пе;кло, (где) в пе;кле («…Ходи в пекло, ходи в рай, ходи в дедушкин сарай. Там и пиво, там и мёд, там и дедушко жывёт» - игровая песня «Золотые ворота;» игра известная нам под названием «Ручеёк».
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДЕНИЦА - Пого;ст. С увеличением населения, разрастающиеся вблизи «пого;стов» (см.«кладбище»), деревни стали объединять в «Пого;сты», т.е. административно-территориальные еденицы с административным центром –церковью. * Пого;ст - хозяйственно-административная еденица Новогородской земли, соответствующая Московской «во;лости»). А в Вытегорском уезде «во;лос(т)ь, (мн.ч)волостя;», «воло;стка» - это небольшое владение, зе;мли с деревнями, принадлежащие определённому владельцу. «Ну, понае;хало гостей – со всех волосте;й!»; «во;лость» - 1.В древней Руси – местность, подчинённая одной власти, 2. в России до 1929года – это административно-территориальная еденица в составе уезда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»:
АКТИВНАЯ,НАХОДЧИВАЯ, БЫСТРАЯ, ОЖИВЛЁННАЯ - росторопеая, бо;йкая, бо;йка, боеви;та, боеви;тая - очень бойкая – (осужд.)бо;йка-бо;йка;, (неод.,осужд.)бо;льно бо;йкая, (мн.ч.)бо;йкие; боева;, боева;я, очень боевая - бо;льно боева;(я); (восх.,неод)бой, бойкота;, (одобр)бра;ва(я), (одобр) прово;рна(я), востру;ха(смышлё;ная), (одобр) ходо;ва(я), (одобр)бедо;ва(я), очень бедовая - бо;льно бедо;ва(я); (осужд.)су;парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры;тка(я) (см.«скорость»); (деревенское произношение) - бойка;я, бо;йка(я), (осужд.)бойка;-бойка;, боеви;та(я), боеви;та - бо;льно бойка;, бо;льно боева;, бойку;ша, бой, бойкота;, бра;ва, прово;ра, прово;рна, востру;ха, ходо;ва, бедо;ва, бо;льно (бо;льнё) бедо;ва; (осужд.)су;парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры;тка;(«Говорят, што боевая, а и правда атаман, на горячей камень стану а мило;ва не оддам» «Я – девка брАва, стою ногой правой..» - так начинается одно из вытегорских заклинаний; «Што и за де;вки ростут – су;парни , не девки!»; «Но-ко,охоло;нь - бо;льнё пры;тка!»).
АКТИВНО - бо;йко. «Бо;льнё бо;йко воруют-то!»
АКТИВНЫЕ - бо;йки, бо;йкие, шу;стры, шу;стрые, шу;стрыи, пры;тки, пры;ткие, пры;ткии, ходо;вы, ходо;выи, отпе;ты, отпе;тые, отпе;тыи, сорванци;, бедо;вы, бедо;вые, бедо;выи, , сорванцы; (деревес.произн.) бойки;;ё бойки;;, бойки;;-бойки;;, шу;стрыё, пры;ткиё, пры;ткой, ходо;вой ходо;выё, отпе;тыё, сорванци;, бедо;вы, прово;рыё, прово;ры.
АКТИВНЫЙ, УДАЛОЙ (решительный, смелый – уда;лой, уда;лый; (восх.,неод)бой, бойко;й, (осужд)бо;ёк, (неод.,насм.)бо;льно бо;ёк –очень бойкий; (одобр.) боеви;тый, сорване;ц, (восх.,неод )бойкота;, сорване;ц (одобр) прово;рой, прово;рый, прово;ра(я), (одобр) бедо;вый; (одобр) удало;й, удале;ць(см.«смелость»); (осужд.)отпе;тый -имеется в виду, что его уже не исправить, как и отпетого покойника не возвернуть; (мн.ч.) прово;рыи, сорванцы;, отпе;ты(е), отпе;тыи, (осужд.) «оторви;, да брось», залихва;ччик, (одобр.)ходо;ва(я), ходо;вый, (мн.ч.) ходо;вы(е), ходо;выи, (неод)«сорви;-голова;», (восх.,неприяз.,неод.,насм.) пры;тка(я), (см.«скорость») пры;ткий, (мн.ч.) пры;тки(е), , пры;ткии, шу;стра(я), шу;стрый, шустря;к, (мн.ч.) шу;стры(е), шу;стрыи, шустряки;, шу;стрики; бойкий любвеобильный мо;лодец, подмигивающий всем понравившимся девкам – мига;чь, (мн.ч.) мигачи;, (деревенское произнощени) прово;ры, прово;рыё, пры;ткой, ходо;вой отпе;той, бедо;вой, прово;рой, бойко;й, шу;строй, залихва;ццик, боеви;т(ой), боеви;той, ходо;выё, бедо;выё, мига;ць, мигаци;; («У дородных добрых молодцев, мигачЕй и залихвАтчиков, перелётных зорких кречетов будут шапки с кистью до уха, опоЯски соловецкие» - Николай Клюев; «Толик был застенчив, осторожен; ни в какие драки не влезал(не в пример своим сёстрам-сорванца;м», «Иш какой прЫткой, а как по морде схватиш, ак вся прыть в пятки уйдёт- и на тройке удалы;х не догониш!» «Ууй, такой шустря;к-от, ак я те дам!»)
АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО - ба;бничянье, по;витье, пови;тье (деревенское произношение) по;витьё, пови;тьё, бабниценьё(см.«женщина, день»); «по;витье», очевидно как и слово «повива;льна(я)» производное от слова «вить»(повивать= обвязывать) День 21января(новое летоисчисление) отмечали «День пови;тья», «День повиту;х» или «Бабьи кашы»; «Бох с милос(т)ью, а бабка с руками»-пожелание роженице чтоб роды приняла опытная повитуха.
АЛЕКСАНДР - Алекса;ха, Алекса;шка, Шу;рка, Шу;рик, Шуро;к, Сашу;рка
АЛЕКСАНДРА – Лекса;ндра,Шуре;йка, Алекса;ха, Са;;ха, Сашынька, Са;нька, Ша;нька (детское картавое произношение, оставшееся в говоре Вертосельги как шутливое для имени Санька.)
АЛЕКСКЙ - Алёша, (устаревш)Елисе;й, Еле;ска, Елька
АЛКОГОЛЬ,ПЬЯНЯЩИЙ НАПИТОК - хме;льно, хмельно;й, хмельно;(е), (дерев.произн.)хмельнё;й, хмельнё;ё; пиво сваренне с добавлением хме;ля - хме;льно(е); о пьяном человеке - хмельно;й, под хмелько;м, захмеле;вшой, захмеле;вшый; хмель – 1) растение, плоды которого употребляли в пивоварении, 2) хмель - состояние опьяне;ния «Я, мотри;, хмель-от с тя вы;шыбу!», «Хме;льно в дому; не де;ржым - бе;сов это на;пий»; «Федю;шка-та, пои, под хмелько;м вчера;се к Сахе в о;кна лез»;
АМБа;Р - (дерев.произн.)онба;р, (мн.ч.) онба;рье, онба;рьё «Так во;то Га;нин дом, да;ле прога;лок, так – Стё;пын, а меж ых о са;му дорогу онба;рьё Ти;шыно быва;ло»,
АШи;;СЬЯ - Они;сья, Ни;са, Ни;ска, О;ня, О;нюшка, Аня, Нина (в тридцатых годах ХХ в., очевидно при переписи населения, старые имяна меняли на более благозвучные современные – Пелагея стала Полина, тогда же и многие дедины и прозвища закрепились как фамилии)
АНФи;СА - Фи;са (Аня)
АНХИМОВО(село в Вытего;рском районе Вологодской области в 40 верстах от города Вытегра - Вытего;рский Пого;ст, (разгов) «Пого;ст», (произнос. «Пого;с») стоит на высокой горе прозванной «Выть-гора», и река над которой высится эта гора называется Вы;тегра, т.е. вода с Вы;ти-горы; примечателен Погост был деревянным двадцати пятиглавым храмом Покрова; Пресвятой Богородицы, срубленным вытегорскими мастерами в 1708 году, топором и долотом без единого гвоздя. «В обонежских лесах у реки, там, где в скитах раскольники жили, без гвоздя топором мужики деревянную церковь срубили. Освятили её на Покров –словно лико у Бога умыли» - написал вытегор Павел Федяхин. В шестидесятых годах 20-го века храм – чудо деревянного зодчества Руси, сгорел. Осталась его точная копия в Кижах. Народная молва гласит, что и этот храм срубили те самые вытегорские мужики, что строили и храм Покрова; на р. Вытегре. На Вертосельге из поколения в поколение поговаривали, что в строительстве участвовали мужики из семей Елизара Мартюшына, Нифантия Алексеева(Савельева, Васильева), Тараса, Александра, Степана Александрова – они с семьями шли с Вытегры в поисках свободной земли(сыновей было много, а дедовских земель на всех не хватило), ставили почи;нки, прожив там три года – (льготный налоговый срок для починков,) шли дальше. Впоследствии кое-кто из сыновей Тараса, Александра, Степана Александрова, и Нифантьевы остались у «Ыгат-озерка;», а Елиза;ровы, поставив дом на Вертосельге для Ивана - сына Нифа;нтия Алексеева, женившегося на богатой, имевшей землю, вдове Елене Авраа;мовой(внучка Матфея Сергеева и Марьи Ива;новой), ушли в Поморье, где дом Елиза;ровых и сейчас жив, стоит-красуется, радуя нашу современность своей архитектурой древнего Вытегорского севера. Среди многочисленных вытегорских легенд существует легенда, будто бы на деревенской площади Вытегорского Погоста возле храма Покрова; зарыт богатый клад, и найти его можно только когда тень главы падёт…». Но легенда, осталась легендой, как и рассказы о подземном ходе, ведущем ко всем трём церквям города Вытегры: Рядом с храмом Покрова; стояла часовенка, как раз, над входом в подземелье, и надо было, по словам очевидцев (к стати сказать мой старший брат в детстве вместе с другими мальчишками, в их числе был и будущий директор школы, спускались туда но не до конца, потому, что внизу было мокро и холодно) по металлическим скобам вделанным в стену, спускаться надо было так глубоко, что со дна этого колодца, и при ясном солнечном дне, видны были звёзды в небе., а холод там был как в ле;днике. На дне колодца справа небольшая дверца. Считают, что Лопарёв был причастен к строительству этого подземного хода. Подземный ход соединял Покровскую церковь с домом Лопарёва, стоявшем на горе (выше «Летнего Сада») над рекой Вытегрой. С горы от дома сбегала лесенка к причалу(к дому вёл отводной канал, по которому небольшие пароходики подходили ) вход на лесенку охраняли два больших деревянных льва. А дом, по словам очевидцев, был весь как игрушечка: двери, окна «изуро;чены» деревянным кружевом. От дома Лопарёва ход вёл к Воскресенскому Собору, далее к Сретенской церкве и заканчивался в церкви «Всех Святых» на островке в устьи реки «Вытегра». Ещё в тридцатые годы двадцатого века под полом Сретенской церкви можно было видеть(да я сама видела) большую чёрную плиту с кольцом для поднятия её. И там же сохранились два надгробья схороненных купцов-благодетелей. По «инвентарному описанию» составленному в 1861 году (запись на странице 701) «…Вытегорский Погост состоял из 88-и деревень, из которых пять: Варгу;евская, Макри;дина, «Пи;хка(Со;болевская) за деревней «Ка;рово», «Упы;рь-боло;та» и «Упеть-о;зера» - в сущности пустоши, и жители их, хоть и продолжают писатья по ним, сами имеют оседлость в других деревнях.
АФАНа;СИЙ - Афо;ня, Офо;ня, Опана;сей, Опанас, Пана;сей
АФАНа;СЬЯ - Охо;ня, Охо;нюшка, Пана;ска, Фа;ня.
«АХ»(ВОЗГЛАС) - а;хати, а;хать а;хнуть, а;хнути; (что делает) а;хаит, а;хае(т), а;ха(е)т, (что делаешь)а;ха(е)ш, а;хаиш; (что сделаешь) а;хнеш, а;хниш; (что сделаю)а;хну. (деревенское произн.) а;хат, а;хаёт, а;хаш, а;хаёш, а;хнёш. Слова «а;хнуть, а;хнути» употреблялись и в переносном значении: «ба;хнуть»(«удар»): 1. (угр.) а;хну - ударить, 2. (удив.,восх) а;хнуло – для передачи силы резкого,громкого звука(удар грома, выстрела и т.п.), 3. (огорч.) а;хнуть, а;хнути, а;хнул =срони;ть(урони;ть) что-либо;
Свидетельство о публикации №217122301604