Рассказ 1. Как должна выглядеть бортпроводница?

Люди, породнившиеся с авиацией, на самом деле, это люди благородной профессии. Там было прекрасное чувство локтя, когда вы все команда и не можете друг друга подвести. Там был и юмор, и трагедия. Рассказ об этой стороне жизни Кати будет достоверным – глазами очевидца. Катя летала бортпроводницей в 1970-1973 гг. Это будет серия зарисовок о буднях Службы бортпроводников Домодедовского авиаотряда того периода. Я попробую разрушить тот стереотип представлений, который сложился на протяжении многих лет. Владимир Высоцкий когда-то пел о задержках рейсов, и у него звучала фраза: «А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот». Спето это было с долей иронии, но, на самом деле, бортпроводницы того периода были, действительно, надежны. У них была тяжелая профессия, связанная с риском не только для здоровья, но зачастую и для жизни. Конечно, ничто человеческое им было не чуждо, они были живыми и, как все живые люди, могли ошибаться. Если кто-то встречал других бортпроводниц, то, как говорится, в семье не без урода. Это в любой профессии присутствует.

После всех бурных событий, связанных с крушением идеалов, поиском новой работы, жилья и прописки, Катя впервые оказалась на собрании кандидатов в бортпроводники в Службе бортпроводников Домодедовского авиаотряда. Огромная комната, заполненная молодыми девушками. В основном все интересные, стандартные красотки. Катю поразила одна – высокая, с огромными зелеными глазами и копной светлых волос.  Рядом с ней с одной стороны сидел мужчина средних лет (вероятно, отец), а с другой молодой человек под стать этой красавице. Катя подумала: «Эту-то как сюда занесло? Ей надо в актрисы идти». Тогда профессия бортпроводницы была очень популярна, девчонок увлекала  романтика неба. Конкурс был огромный. Катя приуныла, себя красавицей она не считала, да и рост… – далеко ей до длинноногой стюардессы. Но, тем не менее, присутствия духа не теряла. 

Она вдруг вспомнила разговор двух девчонок в коридоре фабричного общежития, который она случайно подслушала. Девушки были высокими, красивыми, фигуристыми, похожими на украинок – кровь с молоком. Она услышала: «И что они в ней находят?»  По дальнейшему разговору Катя поняла, что это о ней. К тому времени она уже знала, что находят в ней ее кавалеры - в Кате была индивидуальность. А это было дороже, чем скучная стандартная красота. Да и почти законченное высшее образование тоже на ее лице просматривалось. Все ее кавалеры и муж потом были высокими. А Катя с тоской думала: «Что за напасть? Почему среди претендентов на ее внимание никогда не было парня среднего роста? Видно, высокий каблук прирастет ко мне намертво».

Но вернемся в зал. Тут вошла женщина лет 45, высокая, крепкого сложения, симпатичная, но явно не красавица – начальник службы бортпроводников (одна из первых бортпроводниц  СССР). Она критически оглядела зал и сказала:  «Я вижу, как много здесь девушек, готовых приобщиться к романтической профессии. Но я должна вам сказать, что работа бортпроводницы, это, прежде всего, каторжный труд в сложных условиях, ночные рейсы и смертельная усталость после них, а не голубая форма. У вас будут и совсем неприятные моменты – пассажиру может быть плохо во время рейса, он не успеет воспользоваться специальным пакетом, а вам придется за ним убирать». 

Зал растерянно молчал, такого никто не ожидал. Катенька тайком посмотрела на зеленоглазую красавицу, которая явно приуныла. А начальница продолжала: «Вам, прежде всего, понадобится лошадиное здоровье, а не блистательная красота. Да и мужчин-пассажиров лучше не провоцировать, себе дороже». Катю стал разбирать смех - красотки явно растерялись.

По фильмам, которые нам показали в конце 60-х годов, девушки имели представление, как должна выглядеть стюардесса. Это и Алла Демидова из фильма «Стюардесса», Татьяна Доронина - «Еще раз про любовь», Светлана Светличная - «Неподсуден». Все красотки! А оказалось, что девушки должны быть крепкими, выносливыми, в меру симпатичными (чтобы пассажиры не пугались) и морально устойчивыми (иначе – «себе дороже»). Через 45 лет Катя посмотрела сериал «Высший пилотаж». Там стюардесса жалуется, что пассажир щиплет ее за одно известно место. Катя вспомнила, что за все время ее полетов никто из пассажиров руки не распускал, а сама Катюша  лишних пуговиц на блузке не расстегивала и юбки далеко выше колена не носила, т.е. мужчин-пассажиров не провоцировала. 

Каким у бортпроводницы должно быть лицо и каким  тело Кате стало понятно - надежным! Она вспомнила повесть Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».  Там голове  артисточки  Брике предлагали выбрать тело из фантастически красивого и не очень-то складного, но крепко сшитого. Брике выбрала красивое тело и проиграла. У Кати выбора не было, надо жить и работать с тем, что есть.

Катя, слушая язвительную речь начальника службы бортпроводников, на всю жизнь уяснила для себя, что настоящая красота женщины не в смазливом личике, а во внутреннем содержании, трудолюбии, умении смело смотреть в будущее и не сдаваться. Это помогло Кате в дальнейшем не пасовать перед проблемами, падая, подниматься и всегда идти вперед.


Рецензии