Рассказ 2. Первые шаги в необычной профессии

Катя, пройдя все комиссии, наконец, начала летать. Сначала стажером. Ей пришлось постигать азы новой профессии. Она училась правильно ходить по салону, нести поднос, не расплескивая горячий чай, без риска уронить его на голову сидящему пассажиру. Работать надо было быстро и четко, ни одного лишнего движения. Накормить 220 пассажиров за короткое время – это не шутка. Бригада бортпроводников должна была быть  сплоченной командой. Она училась принимать питание и груз, встречать и провожать пассажиров. Быть всегда доброжелательной, несмотря на настроение. Знакомилась с документами по приему и сдаче питания и груза (тут держи ухо востро, отвечаешь за пропажу материально). На самом деле, это не шутки. Однажды у нее пропала коробка с цветами, а стоила она 250 руб., ее зарплата за месяц. И стояла рядом, и следила, а грузчики сумели ее обмануть.

Пересчитывала грязные ножи, вилки и ложки с эмблемой Аэрофлота, собирая их с подносов руками. Странное дело, никто из девочек не работал тогда в перчатках. И заразиться никто не боялся. Приходилось следить, чтобы пассажиры не забрали их и стеклянные бокалы в качестве сувениров. За недостачу расплачивались сами бортпроводники. Катенька смотрит сейчас на эти сувениры и грустит. У каждой бортпроводницы обязательно был такой набор дома, только расплачивались они за них сами. Нужно было постоянно следить за пассажирами, кому-то становилось плохо, жарко или холодно, плакали и капризничали дети. И, конечно, не избежала Катенька приставаний мужчин. Руки они не распускали, но знаки внимания оказывали, и надо было выйти из этой ситуации достойно.

На рейс приходили бортпроводники за 2 часа до начала полета, проходили медицинский осмотр, пешком с тяжелым портфелем шли к стоянке самолета (пассажиров подвозили), принимали груз и питание на борт самолета, проверяли салоны – все ли в порядке. Совсем недавно Катя увидела в метро стюардессу, которая была в форме, в руках чемоданчик на колесиках. Тогда такого не было. Девушки в 70-х в общественном транспорте старались не появляться в форме, даже на форменном пальто были пришиты двойные пуговицы, одна металлическая с эмблемой Аэрофлота, другая обычная, и застегивали их по ситуации. Тяжелым делом оказалась разгрузка самолета, особенно груза. Бывали часто сбои, когда ждали разгрузки часа по 2-3. А если это Магадан зимой? Самолет остывал, мерзли девочки отчаянно, а летом плавились от жары в Ташкенте. В гостиницах тоже был не сахар. Короткие рейсы были «с разворотом», а вот длительные - с ночевкой в аэропортах, возвращались домой через сутки. Кондиционеров в гостиницах не было, летом в Ташкенте жара была невыносимая, девочки замачивали простыни в холодной воде, так и ложились спать.

Особенно напрягали нестандартные ситуации (были крайне редко), когда нужно было удержать пассажиров на местах, не допустить паники, да и самой не растеряться, побороть собственный страх. Ох, и права была начальник Службы бортпроводников, когда говорила, что девочкам надо обладать лошадиным здоровьем!

Катя вспоминала, какими они приходили в гостиницу после длительного рейса. Еле доплетались до вожделенно номера, снимали верхнюю одежду и пиджак, даже  юбку не было сил снять, не умываясь, не снимая макияжа, падали в постель и мгновенно засыпали. Часа через два просыпались, со стонами плелись в душ в конце коридора, надевали «ночнушку» и уже засыпали капитально. Спать могли по 16 часов кряду. С этим Катюше не повезло, она не могла спать более 8 часов и не всегда могла восстановить силы.

Красотки-стюардессы в голубой форме! Видели бы пассажиры, какими они становились после тяжелого длительного рейса! Вот уж на что лучше было не смотреть - поникшие волосы, синие круги под глазами, сухая кожа. Однажды после рейса девчонки поспорили, смогут ли они пройти по прямой, не отклоняясь. Никто не смог!  Шатало девочек от усталости после рейса.

Как вам, мои дорогие читатели? Кто-нибудь из вас желает стать стюардессой???


Рецензии