Диалог Священника с прихожанином

Место действия: Православный храм
Действующие лица: Священник, прихожанин

Прихожанин:
 Батюшка, нет в душе мира. Куда ни кинь, везде несправедливость, откровенное хамство, попирание законов. Соблюдение права стало избирательным. Если закон нарушается (а может и не нарушается) рядовым гражданином, то здесь применяется целый комплекс карательных мер, а вот если закон нарушает власть имущий, то здесь право зачастую не действует.
Как же в этом случае мы говорим на проповедях, что правда жизни находится в нас самих? Да, я работаю над собой, хожу в церковь, читаю священное писание, пытаюсь нести добро людям.  Но сколько бы я ни развивался и ни совершенствовался, это не остановит ту тысячу, которая оказалась у кормушки  и которая беззастенчиво грабит страну, то есть нас с вами. Наверное, им даже выгодно такое положение дел: мол, пусть они там совершенствуются, и не мешают нам наслаждаться этим праздником жизни.

Священник:
Сын мой, ты неравнодушен к тому, что происходит в стране. Это неплохо. Но теперь давай посмотрим, кто составляет эту партию власть имущих, которых ты так критикуешь. Это люди. А Бог так устроил, что люди в этом мире свободны делать добро, и свободны делать зло. Вопрос заключается в том, как бороться со злом. Если говорить о злоупотреблениях власти, то существуют механизмы смены власти. Цивилизация накопила здесь определенный опыт. Это и парламентские выборы, и ограничение срока нахождения у власти и многое другое. Единственное, что церковь отвергает, это насильственное свержение власти.

Прихожанин:
Батюшка, но если все легальные каналы смены власти перекрыты. Если нарушается конституция и оппозиционно мыслящие политики не допускаются к государственным средствам массовой информации, в том числе к телевидению. Если законодательная власть не является независимой и полностью находится под пятой исполнительной власти. Если суды выносят неправовые решения и действуют в строгом соответствии с указаниями соответствующих администраций исполнительной власти. Как быть в этом случае?

Священник:
Сын мой, ты очень нетерпим к грехам, которые делают другие люди. Однако христианская вера учит нас быть максимально нетерпимым к своим собственным грехам и страстям.

Прихожанин:
Батюшка, но разве можно сравнить мои грехи и грехи власть имущих. Я простой человек и от моих грехов может быть плохо в основном только мне самому. В то же время от грехов людей, обладающих властью, страдают миллионы людей.

Священник:
Сын мой, кому много дано, с того много и спросится.  Но хочу и я задать тебе вопрос. Когда на улице портится погода, ты относишься к этому также нетерпимо, как и к власти?

Прихожанин:
Батюшка, как я могу к этому относиться нетерпимо? Ведь это явление природы, которое от меня не зависит!

Священник:
Вот ты и ответил на свой вопрос. Зачем тратить столько душевных сил на критику того, что от тебя не зависит? Не в твоей власти сделать других людей лучше и правильнее. Но в твоей власти сделать лучше себя. Вот этим и надо заняться прежде всего.

Прихожанин:
Батюшка, значит, мы никак не можем повлиять на власть, чтобы сделать ее лучше?

Священник:
Мы можем повлиять на власть, если будем молиться за нее.

Прихожанин:
Думаю, что власть это вполне устроит.

Священник:
Сын мой, в твоем замечании чувствуется неверие в силу молитвы. Однако  необходимо помнить, что в истории было немало попыток повлиять на власть другими методами. Все эти попытки в нашей стране, и не только в нашей, заканчивались реками крови, но человек от этого не стал счастливее.

Прихожанин:
Батюшка, смущают меня некоторые тексты Священного писания. Вот апостол Павел в своем Послании к  Римлянам пишет, что «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
А как же быть с властью тирана? Как быть с властью, которая порождает абсолютное зло? Здесь не надо даже приводить примеры. В истории мира таких было немало.

Священник:
Здесь апостол говорит о гражданских обязанностях христиан по отношению к государству.
Когда фарисеи искушали Господа и говорили, позволительно ли давать подать кесарю или нет, Иисус спросил у них: «Чье это изображение и надпись на динарии?» Они сказали Ему: кесаревы. Господь сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Легко себе представить, что бы было, если бы Спаситель сказал, что не позволено давать подать кесарю. Его бы обвинили в организации мятежа, народ, который в большом количестве ходил за Иисусом, поддержал бы Его, началось бы восстание, которое,  конечно же, было бы жестоко подавлено римлянами.
Святые Апостолы и святые отцы церкви учат нас, что христиане могут оказывать сопротивление власти только при условии, если власть препятствует служению Богу. Например, запрещаются молитвенные собрания, крестные ходы и другое. Но и здесь сопротивление власти не может быть насильственным. Ведь и все Апостолы кончили жизнь мученической смертью во имя Христа, и ни один из них не пытался создавать боевые отряды, чтобы противостоять власти.
Центральной идеей христианства является то, что зло можно победить только духовно. Опыт мировой истории убедительнейшим образом подтверждает это.
Показательно в этом отношение место в евангелии от Матфея, когда Петр ударил мечом раба первосвященника и отсек ему ухо. На что Иисус сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или  думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»
Или вот место в Евангелии от Матфея, когда римские солдаты раздели Иисуса, надели на Него багряницу, и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
Страшное место в Евангелие, которое заставляет содрогнуться!  И неужели ты думаешь, сын мой, что у Того, кто повелевает Мирами и Вселенными, не нашлось сил и средств, чтобы защитить от  надругательства своего Сына?
Но Бог Отец молчал, потому что мир должен был быть побежден духовно и он был побежден духовно нашим Спасителем!

Прихожанин:
Батюшка, в Евангелие от Иоанна Иисус Христос говорит Апостолам:  «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Как понять эти слова: «Я победил мир». Разве в мире стало меньше зла, разве прошедший 20 век со своими опустошительными войнами не говорит о том, что зла стало не меньше, а больше? Разве не у нас, на Земле, сжигали в газовых камерах десятки тысяч женщин, стариков и детей?

Священник:
Сын мой, слова Спасителя: «Я победил мир» означают победу Сына Божия над дьяволом, поскольку по писанию дьявол является князем мира сего (Ев. от Иоанна гл. 16,ст.  11). Победа над сатаной принесла в мир Свет. Впервые людям был дан нравственный ориентир Богочеловека и таким образом дьявол был повергнут. Эта духовная победа нашего Спасителя преобразила мир. После евангельских событий, происшедших более двух с лишним тысячелетий назад  история мира стала историей Нового завета. Если вы зайдете в любой музей мира изобразительных искусств, то увидите, что подавляющее большинство экспонатов посвящено событиям, которые описаны в Новом Завете. Из Нового Заветы черпали вдохновение все выдающиеся художники кисти, пера, музыки.
Сотни миллионов христиан во всем мире проповедуют Христа, и люди с Божьей помощью становятся лучше и светлее.
Нам не дано знать, что было бы с цивилизацией, если бы Спаситель не пришел в этот мир. Возможно, что в результате кровавых войн и междоусобиц на Земле осталось бы всего два человека и те перегрызли бы друг другу горло.
Однако, слова Спасителя: «Я победил мир» не предполагают, что в мире исчезло или исчезнет зло как таковое. Человек имеет греховную природу и поэтому избавиться окончательно от греха он не может.
История знает немало имен, которые несли в мир знания, идеи и увлекали за собой много народу. Но потом по разным причинам все они рассеивались, память о них угасала, и теперь о них знают только узкие специалисты исторической науки. Так что тот факт, что Церковь Христова, созданная плотником из Назарета, жива и умножается,  является само по себе чудом, но за этим чудом стоит промысел Божий.


Рецензии
"Нет в душе мира" - это в общем-то ответ на все заданные потом вопросы.

Мир в душе не от мiра

Светлана Энь   14.03.2023 01:11     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за внимание.

С уважением

Вячеслав Безуглов   14.03.2023 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.