Человек, которому не всё равно

Учитель — это представитель Бога на Земле. И если Первый — создаёт и наделяет элементарными, самыми необходимыми зачатками разума. То предназначение второго — научить мудрости душевной и бытовой, расширить горизонты, воспитать в человеке - Человека. А для того, чтобы чему-то научить, нужно и самому обладать этим. Выходит, что в настоящем Учителе неизменно должны присутствовать три "кита" воспитания — любовь к детям, терпение и доброта. 
И именно потому я считаю себя недостойной называться учителем. Любви-то достаточно, даже чересчур! А вот с терпением и мудростью — явные проблемы. Вот жизнь и посылает мне в учителя - только самых лучших наставников. Один из них — Николай Михайлович Бирюков.
***
Чернышенскую школу для прохождения педагогической практики я выбирала не случайно. Во-первых, краеведческий уклон. Это мне интересно и близко. Захотелось хорошенько изучить музей. А во-вторых, так совпало, что меня направили именно в 6-ой класс, которым руководит учитель истории и обществознания — Николай Михайлович.
— Нуу, брат, ты дал! Не то, что не учил, даже не читал ни разу. Признайся честно... —  по-доброму отчитывает нерадивого ученика Бирюков, а лицо при этом доброе-доброе! — но мне, право, совестно ставить тебе двойку. Я же знаю, что ты не глупый человек.

Я влюбилась в него после первой же этой фразы, которую услышала на первом своём практикантском уроке. Он словно сошёл с послевоенной фотокарточки — стать, ровная спина, выправка, твёрдый взгляд... И тот самый огонёк в глазах, который трудно спрятать даже за чёрно-белой сепией. Прибавьте ещё — чёткий дикторский голос и невероятный багаж знаний - за плечами и ещё больше открытий - впереди! Ведь саморазвитие для учителя всегда на первом месте. И Николай Михайлович не считает себя исключением. Он готов учить и учиться.

Николая Михайловича знают в Думиничах и далеко за пределами не только района, области, но и России. Но он неохотно рассказывает о себе по одной простой причине — считает "яканье" хвастовством, а хвастаться он не привык. В речи у него самый часто употребляемый оборот — "мои дети". "Мои дети выиграли..." "Мои дети завоевали..." "Мои дети - самые лучшие!" И не остаётся сомнений, что у этого Учителя — самые лучшие дети. Потому что он считает их своими. Готов ради них — и в огонь, и в воду, защищает, даже когда они не правы, даже когда по неопытности и неблагодарности нападают на него самого. Но поскольку они в данный конкретный момент — ЕГО ученики, "его дети", значит, нужно защищать, нужно оберегать и даже баловать. Ведь, детство — одно.

Для меня — это верх педагогического мастерства. Перешагивая через свои чувства, желания, эмоции, глотая горький ком обиды, каждый день спешить в школу: помогать, отдавать, толкать вперёд, воспитывать, сеять разумное, доброе, вечное, и при этом улыбаться как ни в чём не бывало. На это способен не каждый человек.

Вот и сейчас мне не хочется просто хвалить. Я считаю это недостойным такого Человека, как Николай Михайлович. Думайте сами. Только сначала посмотрите на его награды. А ведь они не достаются просто так. Это труд. Тяжёлый. Во всех смыслах. Давайте лучше я расскажу об участии Бирюкова в моей судьбе и о том, как обычный сельский Учитель научил меня быть счастливой.

Итак, первой же (и единственной!) трудностью в моей практике стала дорога. Со станции до Чернышено. Стоишь на остановке утром. Ветер свистит, собаки воют. Сама б завыла вместе с ними от холода и от несправедливости. Дело в том, что автобус на селе — как лотерейный билет. А в ней мне не особенно-то везёт. И вот когда последние капельки надежды начинают превращаться в сосульки на носу, очень помогает попутка.

Меня в Думиничах, может, и помнят, но мало кто узнаёт. Потому стоять мне приходилось часа по полтора. Нет, я не ругаю водителей! Сама бы, наверное, десять раз подумала, прежде чем подвозить незнакомца. Раз так опоздала, на следующий день — вообще не пришла. Вот, думаю, и практика!

Выход придумал неравнодушный Николай Михайлович. Мол, не расстраивайся, я буду на попутках доезжать до станции, и либо забирать тебя, либо (если не согласятся) выходить, а там —  вместе что-нибудь поймаем. И так каждый день. 6 недель. Кто-нибудь из ваших знакомых или даже родственников делал что-нибудь подобное для вас?!

И это ещё не всё, ведь в конце рабочего дня у приезжих Чернышенских учителей начинается новый квест: как вернуться обратно домой? Тут, конечно, легче. Можно скооперироваться, поспрашивать тех, кто на машине. Однажды мы шли пешком. А я думала, что это Николаем Михайловичем ни разу не страшно. А одной? Через лес? И даже бОрзые люди больше пугают, чем дикие звери. 

Зато с Бирюковым, казалось бы, страшное приключение превратилось в забавную историю. Мы разговаривали о воспитании, профессии учителя, современных школьниках. В них, кстати, мой собеседник, в отличие от многих педагогов и даже преподавателей ВУЗов, видит светлое будущее России, красоту души и только хорошее. И потому общается с детьми на равных и даже чуточку превозносит. А как ещё можно относиться к своему будущему?! Ты к нему с почтением, и оно — также.

Многие учителя говорят: "Моё главное оружие — обаяние". Главное "оружие" по-Бирюкову — быть перед детьми полностью безоружным! Искренним, честным, открытым. Он даже не "защищается" двойками. Ибо двойка в его мудрых руках превращается в мотивацию: прийти домой, выучить и назавтра исправить. Это призыв бороться. За знания, за мудрость, за честь. Ведь, за ними, за сегодняшними школьниками — будущее России и маленького кусочка суши с такими сладкими для каждого местного жителям именами, как  — "Чернышено", "Думиничи", "Думиничский район".   


Рецензии