Школа, которая живёт в сердце

Чернышенская средняя общеобразовательная школа живёт в самом сердце села. Прямо у церкви. А ещё она "живёт" в сердце каждого, кто здесь учился, учится или работает.  Это одна из тех редких школ, которые хочется занести в Красную книгу (если бы таковая была!). Не потому, что исчезающая, а потому, что её хочется беречь и защищать.
***

Алеся Валерьевна: начало

Железная калитка, больше не для защиты, а красоты, глухо бздынькнула за моей спиной. Я неосознанно втянула голову в плечи. Назад пути нет. Как бы не было страшно, впереди 6 недель практики. 6 недель, которые покажут - кто на что учился и, главное, как!

Школа тогда представлялась местом, полным ловушек и детей, которые эти ловушки расставляют. Потому всю предыдущую ночь я ни секунды не поспала. Мысленно отвечала на предполагаемые вопросы предполагаемых учеников. Воспалённый мозг почему-то выдавал задачки по исторической грамматике. Ага! Знает "больное" место.

"Для полного счастья ещё упасть не хватает". Я случайно подскользнулась на раскатанной ледяной дорожке, слегка замаскированной свежевыпавшим снегом. Вот и первая ловушка. Устояла.

Аккуратно выкрашенные пороги, по которым буквально несколько часов назад протопали те, кого мне предстоит учить. И только дверь отделает меня от них, как от нового, неизведанного этапа жизни. Меня — студентки и меня — учителя. 

Как теперь уже знаток, могу констатировать, что тут главное - правильный вдох! Прохожу через тамбур, и школа встречает меня ...запахом вкусной еды и пирожков. И почему-то становится легко и спокойно. Оказывается, школа пахнет домом. Уютным и светлым. А вот и первые хозяюшки — улыбчивые приветливые и трудолюбивые технички. Школа в их заботливых руках сияет, наполняется ароматами всевозможных комнатных цветов.

— Китайская роза, "дерево" любви, традесканция, хлорофитум...  - улыбаются хранительницы школьного очага и продолжают список знакомств, - Анна, Ирина, Валентина! А Вас как зовут?
— Алеся! Не  доросла, — отвечаю, — до отчества.
— Нет, так не пойдёт. Нужно с отчеством.
— Тогда — Валерьевна!
***

В гостях у директора

Встречаю глаза Галины Николаевны и не могу сдержать детского восторга. Такие они добрые! Весь прежний страх я оставила ещё на пороге, а сейчас как раз пришла уверенность в счастливом будущем. По крайней мере - на эти 6 недель. Наверное, это правильно. И так должно быть, чтобы директор школы умел одним только взглядом воодушевить на хорошую и продуктивную работу, вселить уверенность в завтрашнем дне.  Зарядить энергией и желанием совершать поступки.

В душе моей поселилась теплота, радость и ожидание чего-то необыкновенного, прекрасной зимней сказки, которая уже нарисовала замысловатые узоры на окне за спиной Галины Николаевны.

Даже сам кабинет не выглядит строго. Маленький мир, где строятся планы на будущее не только образовательного учреждения, но и каждого обитателя. Где благополучно и по-справедливости решаются проблемы, споры и конфликты. Где строгие документы соседствуют с нежными бутонами цветов. (Говорят, что растения не цветут у плохих людей!) А ещё здесь бережно хранятся дипломы и кубки, фотографии и поделки, подаренные учениками. Дети не перестают радовать. Каждый день что-то новенькое. Пока сидим разговариваем, пришла делегация от начальных классов. 3 девочки подготовили песню. Просто так, чтобы любимая Галина Николаевна улыбнулась.
***

Экскурсия, или где можно спрятаться молодому учителю?

— Здравствуйте! Здрааасти! Здра... — на разный лад вторят детские голоса. Окружают. И каждый хочет поговорить. А некоторые лезут обниматься. Кто-то спрашивает: "А у Вас есть конфетка?" Это потом я узнала, что они так присматриваются. Пытаются сравнивать. У них есть добрейшая Ольга Макаровна, у которой всегда припасены конфеты с печеньками. Вычисляют — я такая же или нет.

Ничему не удивляться — первое, чему учит школа. И второе — количество читающих детей напрямую зависит от библиотекаря. А потому в библиотеке молодому специалисту при всём желании не спрятаться. Можно попробовать в учительской. Но это пока не выйдет Александр Васильевич, который ведёт физкультуру. Его побаиваются. Потому что строгий. Потому что пугает нормативами.

В Чернышенской школе было аж 3 (из 5-ти педагогов мужского пола!) Александра Васильевича: информатик, физрук и учитель немецкого. Нонсенс, который когда-нибудь станет интересным исторически фактом.

Продолжаю искать укромные уголки. В столовой особо не спрячешься — на каждой перемене здесь попеременно обедают классы. Спортзал в любой свободное время превращается в "поле битвы" волейболистов, а между ними на сверхзвуковых скоростях умудряется играть в высекалы неугомонная малышня. Для меня до сих пор загадка — как этой хаотично двигающейся публике удаётся не совершать ДТП. Хотя, (тьфу-тьфу!) пусть это останется тайной.

Вывод: молодому специалисту от детской любви не спрятаться. И лучше с самого начала находить общий язык и как девиз принять — слова кота Леопольда, который призывал всех ребят, жить дружно.

***
Первый раз — он трудный самый!

— Вы только поздороваетесь, представитесь и всё, — обещал мне Николай Михайлович и легонько так подтолкнул к кафедре.

В итоге мы с 6-тиклашками разговорились так, что не заметили 45-ти минут. Мои ноги дрожали, как после легкоатлетического кросса, спина была мокра от пота, а голова полна мыслей о том, как можно украсить свои незамысловатые практикантские уроки.

Мы придумали снимать кино. И, собственно, этим и занимались все 6 недель.

Только сейчас, когда с моего первого урока прошло время, я осознала - если б не тот мягкий толчок в спину со стороны Бирюкова, не было бы ни этого урока, ни меня как интересного учителя.   

Потом стало гораздо легче. Уроки пролетали на одном дыхании. Всегда по-разному. И всегда — как вишенка на торте — чувство эмоционального удовлетворения. От горящих глаз, от стараний и отдачи детей, от того, что каждая минута, прожитая вместе, — не зря, от того, что думали в унисон и были на одной волне. Вот она суть — быть командой, думать единым огромным разумом. А потом — как орешки щёлкать упражнения любой сложности. И когда всё происходит именно так — по-настоящему начинаешь ощущать весь кайф профессии учителя.
***

Не люблю слово "вывод"

...а он нужен после каждого абзаца! Недавно только заметила: делаю вывод — легче запоминается, а потом находится и достаётся из памяти всё необходимое. А, ведь, тысячу раз учила этому учеников. Получается, знаниями не пользовалась. В этом вся суть профессии учителя — постоянные открытия, развитие и самосовершенствование.

Школа даёт многое не только своим ученикам, но и самим наставникам. Мы (заметьте, я уже говорю как учитель!) обращаем внимание на казавшиеся раньше неважными вещи, понятия, явления. Чернышенская школа дала мне больше, чем просто печать о прохождении практики. Она открыла дверь в совершенно новую жизнь — жизнь, где царят доброта и любовь.

В литературном классе — это отдельная Любовь ...Любовь Васильевна Китькова. Это было чувством с первого взгляда. Она открыла мне глаза на такую методику преподавания литературы, от которой дети сами просятся выучить стихотворение или сочинение-рецензию.

В кабинете русского языка притворяется строгим и сердитым педагогом Татьяна Евгеньевна Давыдочкина. На самом же деле добрее человека сложно себе представить.

Я ещё плотно сотрудничала с библиотекарем Ольгой Макаровной Давыдовой. Мысленно обнимаю её каждый раз, когда всплывает в памяти. Настолько она — чудесная, интересная и заряженная творчеством!

Прошу не обижаться и другие школы! Я нисколько не преуменьшаю труд и личности других учителей. Восхищаюсь и боготворю всех, кто посвятил свою жизнь детям. Искренне считаю их Героями. Просто сейчас больше всего мне приходится общаться именно с Чернышенской школой. Которая всего за 6 недель смогла оставить неизгладимый отпечаток в моём сердце. И я уверена, что она останется жить там навсегда, как и у всех чернышенцев.


Рецензии