Миражи и реальность военно-космической техники
Однако же при трезвом взгляде на вопрос, быстро выясняется, что гордиться путинской РФ нечем. Так, регулярные падения ракет-носителей и потери космических аппаратов пытаются скомпенсировать рассказами о фантастических перспективах отечественной космонавтики. Однако, по утверждению специалистов, с учетом нынешнего экономического и технического потенциала РФ ни один из громких космических проектов не может быть доведен до конца. Ракеты “Русь”, “Ямал”, “Ангара”, “Феникс”, корабли “Заря”, “Клиппер”, “Федерация” - сколько уже их было, не перечесть. Складывается впечатление, что руководству “Роскосмоса” и их кремлевскому начальству нужен вовсе не результат в виде летающих ракет, а сам процесс разработок. Выделяются деньги лишь на чертежи, которые чиновники возят по авиасалонам, страшно ими гордятся, а потом выбрасывают в корзину. Вместо реальной работы идет банальный распил бюджетных средств под видом НИОКР.
То же и с многострадальным космодромом “Восточный”, который в 2007–2016 годах стал чемпионом по количеству скандалов. Коррупционные схемы, нарушения технологий и требований безопасности были столь вопиющими, что скрыть их от СМИ не получилось. К моменту открытия космодрома прокуратура насчитала на “Восточном” 35 уголовных дел по нарушениям и хищениям, а сумма судебных исков о взыскании с генподрядчика строительства ФГУП “Дальспецстрой” превысила 5 млрд рублей.
Наконец в апреле 2016 года ракета “Союз” в присутствии президент-чекиста и высших чиновников отправилась на орбиту с нового космодрома. С тех пор прошло полтора года – больше пусков не было. Когда в 2007 году Путин сказал “нужен космодром”, все специалисты понимали, что в действительности он не нужен, но ни у кого не хватило смелости сказать. Выдвинули легенду, что это будет космодром под новую ракету и новый корабль. Постепенно выяснилось, что ни того, ни другого не предвидится, а передвигать сроки никто не решился. В конце концов построили лишь один стартовый комплекс – отказались от аэродрома, взлетной полосы, все ушло в некую “вторую очередь”. Распилили бюджетные миллиарды, и забыли. На самом деле гораздо дешевле и логичнее арендовать и дальше “Байконур”, чем достраивать “Восточный”, который превратился в чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко.
Если из космоса вернуться на землю, то обстановка выглядит столь же безрадостной. Казалось бы, в области вооружений сухопутных войск техника в целом проще, ее можно “штамповать” большими сериями, в том числе и на продажу. Однако по-настоящему “прорывных” разработок для артиллерии и танковых частей у отечественного ОПК совсем немного, и с самыми известными из них – гусеничными платформами “Армата” и “Курганец” – все плохо. Главное, чем пока “прославился” танк “Армата” – тем, что заглох на Красной площади во время генеральной репетиции “парада победы” в 2015 году. Непонятно, пойдет ли вообще этот танк на конвейер, его серийное производство на “Уралвагонзаводе” так и не началось.
Распиаренная “Армата” – концепт-кар для салонов, танкисты от него не в восторге, и нет никакой уверенности, что он когда-либо станет боевой машиной. В современных войнах он не очень уместен и к тому же дико дорогой. Пока в войска массово поступают модернизированные советские Т-72 и Т-80. Делают и Т-90 в минимальном количестве, чтобы линия продолжала работать. БМП “Курганец” уже несколько лет не может преодолеть стадию госиспытаний. Серийное производство машины планировалось запустить в нынешнем году, но в начале ноября стало известно, что разработчик платформы Курганский машиностроительный завод вступил в судебные тяжбы с Минобороны, и дальнейшие работы по программе оказались под угрозой срыва.
Проблем добавили и западные санкции, очень тяжело сказался разрыв с Украиной. Большие потери понесла “оборонка” от потери вертолетных двигателей, ранее закупавшиеся на запорожском предприятии “Мотор Сич”, а также газотурбинных установок для фрегатов и сторожевых кораблей “Зоря-Машпроект” из Николаева. Обещают, что серийное производство аналогов на заводе в Рыбинске может быть запущено к 2019 году, а пока почти готовые корабли простаивают.
Вообще, к 2014 году доля иностранных комплектующих в вооружениях РФ достигала 90%. В США закупали продукцию двойного назначения на 1,5 млрд долларов в год: микросхемы, спецстали, пластики. Многое давала Западная Европа: французы делали военные спутники, немцы – корабельные двигатели. Наладить аналогичное производство в РФ с нуля практически невозможно. Промышленность пытается приспособить к делу устаревшие советские системы, которые объявляют новыми. И все это сопровождается мощной пропагандой о том, что они лучшие в мире, хотя это ни в коей мере не соответствует действительности. Но самое неприятное заключается в том, что советский военно-технологический задел уже практически исчерпан, а создать что-то лучшее или хотя бы сравнимое путинская РФ принципиально неспособна.
Свидетельство о публикации №217122300416