язык моих предков с Вепской возвышенности

К читателям сего труда.
Любезные мои потомки, буквы«Е» и «Ё» (в этом словаре)читайте так, как они здесь записаны. Если над знаком «е,Е» не поставлены точки – значит это звук «Е» (шестая буква русского алфавита, и читайте её как «е», а не «э»), ну, а уж коли видите «Ё»- стало быть, то - седьмая буква в русском алфавите; если написано «и» – значит так оно и есть, и читайте как современное нам «и», а не старорусское «ы».
                (К.Т.Алёшина-Матюшина)


               

           « Прозвище вытегоров – «камзо;льники»,  «вытего;ры-воры»,  «украли у Петра Великого камзо;л» - в настоящее время уж слишком  популярно…Факт  приобретения  вытегорами  царского камзола  произошёл,  по всей  вероятности, в1711году, когда Пётр 1 лично обозревал  местность по реке Вытегре. Не лишено вероятности,  и то мнение что  одежду эту утаили с намерением оставить видимый  предмет для более ясного воспоминания о первом, навестившем вытегоров Государе– царе пользовавшемся между ними баснословной популярностью, а  величавой особой своей  так  приятно поразившего их. Соседи  вытегоров и торговый люд с разных мест –«гости» не упустили случая, чтобы  не подтрунить над  вытегорами – окрестили  их «камзо;льниками».  Впрочем,  и  вытегоры  не в долгу перед соседями  в отношении прозвищ и насмешек: это качество – одно из отличительных свойств вытегоров. Так белозёров с лёгкой руки вытегоров и доныне называют  не иначе  как «водохлёбы», «луковица», «ершееды»; О жителях Ка;ргополя - «Длинна свитка, красна рожа, рот пол – тот  и каргопо;л»;  Об онежанах  и  пудожанах – «Мики;та-волоки;та», «в Пу;дожы, Нага;жмы, в Старом Заоне;жьи, иконы читал, роди;телев поминал: Помяни, Господи,  нашых, вашых, барских вза;шэй, трёх Матрон, да  Луку с Петром,Си;дора- блинника, Романа-кисельника. Здравствуйте, господа честны;е – пуговки  чясты;е!  Милости  прошу  к нашэму шалашу – чю;ры  накрошу, пре;сно тесто поставлю, в де;йство представлю…».  Но, относясь таким образом к окружным  местностям,  вытегоры  проявили  эту  черту  и  в отношении  между собой. Это особенно рельефно в поговорках  и прибаутках,  которые существуют  у  них про каждую деревню,  выражая ту или иную слабую сторону её жителей. Так взгляд на ближние  местности отражается  отчасти  в следующей песне:


            Так записано.                А так произносилось 
    в “Олон.губ..ведомостях” 1884г         (ещё и в начале 20-го века)

«Нашей Паше худо можется,               -  Нашои Па;шы худо мо;жыцце, да 
а Ироиде нездоровится                -  Ироиды не здоро;вицце, да.
Меня дома стерегут-берегут,             -  Миня дома стерегут-берегут, дак
Все соседи не роботницей зовут.         -  Все соседа неробо;тницёи зовут. Да
Не отдай-ко меня,батюшка,               -  Не оддай миня, батюшка, да
Не во Рощу не во Ка;рдангу,             -  Не во Ро;щю не во Ка;;рдангу, а
А отдай-ко меня батюшка,                -  Ты оддай-ко миня, батюшка, да             
На Ошту гулливую,                -  Што на О;шту гулли;ваю,               
 ли на Мегру красовитую.                –  али на Ме;гру красови;таю, да.               
 На Оште гуляньице,                -  как на О;шты гуля;ньице, да               
 На Мегре-то красованьице.              -  На Мегры;-ты красова;ньице, дак,
Во Ко;ндушах заёмная вода,              -  А во Ко;ндушы заёмна и вода, дак
А на Па;лтоге гористые поля,            -  А на Палтоги гористыи поля, дак,
А на Бе;реги – проклята сторона         -  А на Береги – проклята сторона, да
Не проклятая –роботливая                -  Не проклята, да, робо;тливая, да
Не роботлива –зоботливая                -  Не робо;тлива, зобо;тливая, да.
По Вы;тегре дороженька торна            -  Как по Вы;тегры дорожынька торна;, да.
А Девятины – кофейна сторона            -  Девятины-ты – кофейна сторона., дак,
Во Ба;догах канава глубока              -  А во Ба;доги канава глубока;, да
По канаве трешко;тичек идёт             -  По кана;вы той трешко;тичёк идет, да,
На трешкотике мой миленький плывёт,   -  На трешко;тику мой милинькой плывет, да.
Как мой миленький-то запил –загулял,  -  Как мой милинькой-от за;пил-загулял, да
С передвижами гармонью потерял,       -  С передвижкам и гармо;нью потерял, дак,
А гармонья-то на два тона,            -  А гармо;нья-та на два тона;, да.
Разорённые там во-корень дома…»       -  Розорённыи там во;-корень дома…»
(Олонецкие Губернские Ведомости,1884г)                (К.Т.Алёшина-Матюшина)

     « Ле;ша Ле;ма - рупь заехати, два выехать» - незлобливо усмехались вертосёла в сторону соседней дерени Ле;мы, что в 10 верстах к северу от Ве;ртосельги. Ве;ртосельга же и в начале ХХ века слыла в округе как «Кривая Ве;ртосельга». Возможно, что это та самая «Кривая се;льга» - "Деревня на палах", упоминаемая ещё в писцовых книгах Обонежской пятины 14 -15 вв. Вепское слово «сельга» (второе слагаемое в названии «Вертосельга»),  означающее сухое, возвышенное место среди болотистой местности, также оправданно, ибо деревня расположена на высокой кривой горе среди  многочисленных озёр и непроходимых болот»; олонецкое значение слова  «се;льга» - продолговатая, поросшая  лесом возвышенность      (К.Т.Алёшина-Матюшина)


Рецензии