Я играю на арене... 1. Не мирная Мира

                Глава I. ДОЛГИЙ ПОЕДИНОК С ХИЩНИКАМИ

                Не мирная Мира

        Известных цирковых дрессировщиков Владимира и Людмилу Шевченко их зарубежные коллеги неоднократно называли «крейзи», то есть «сумасшедшими». Многих удивляла их смелость и способность пренебрегать риском. Ведь они выводили одновременно на арену по шестнадцать хищников — порой только львов с львицами, а иногда смешанную группу: львиц и тигров. Во время зарубежных поездок за кулисами персонал не раз устраивал им проверку — в клетку с животными засовывали метлу. Да, именно метлу, ведь играя с ней, львы или тигры, выпускали «коготки». И тогда каждому человеку, знакомому с цирком, становилось понятно: все когти на месте и не укорочены.  Да и клыки оставались у зверей на своих привычных местах. Конечно, для артистов это — дополнительная опасность, особенно в ограниченном сеткой пространстве арены, откуда и сбежать-то дрессировщику не так и просто.

        Как-то, еще в начале своей карьеры, молодые дрессировщики готовились к выступлению в Москве. На то время это была главная арена Советского Союза. Понятно, что каждый творческий коллектив старался выступить в столице как можно лучше, наиболее ярко и эффектно.

        К сожалению, незадолго до столь ответственных гастролей у дрессировщиков погибла солистка Герда. Трюк был ответственный: Людмила лежит на трапе между двумя тумбами, а на неё опираются, стоя на задних лапах, две львицы. Две спокойные львицы, которым можно «стопроцентно» доверять. Как теперь заменить потерянную солистку? В то время среди животных просто не было «лишней» ручной львицы. Но артисты не захотели отказаться от трюка и начали срочно подготавливать к выступлению в нем Миру, которая при выполнении других номеров проявила себя довольно дисциплинированной. Во время репетиции Людмила надевала толстую фуфайку: вдруг новая актриса станет выпускать когти. Дрессировщики трижды прорепетировали с ней номер. Все шло гладко. Конечно, репетиций было маловато, да еще и несколько дней пришлось потратить на переезд и обустройство в новом помещении. Но дрессировщики все-таки решили показать трюк московским зрителям.

        И вот во время одного из представлений Владимир подает команду «Алле!», после которой львица должна была убрать свои лапы с дрессировщицы. Уверенный, что Мира его послушалась, он отворачивается лицом к публике. Но львица команду, увы, не выполнила. Людмила вдруг поймала холодный, отчуждённый взгляд Миры, будто та видит её впервые и, вообще, не понимает, что она должна делать. Артистка ощутила: сейчас может произойти что-то нехорошее. Попробовала пошевелиться: львица так сильно давила ей на диафрагму, что та почти не могла дышать. Но при малейшем движении Мира снова выпускала когти.

        Говорят, что люди привыкают ко всему. Во всяком случае, дрессировщики сознаются, что свыкаются с опасностью. Чувство страха приходит позднее, когда осмысливают ситуацию. В тот раз Людмила чувствовала себя мышью, которую поймала кошка. Но показать страх и дать его ощутить львице, было еще опаснее. Мира команд Владимира не выполняла, и продолжала держать свои весьма не лёгкие лапы на дрессировщице. Напряжение нарастало. Если бы киношники тогда сняли фильм об этом эпизоде, очевидно, они использовали бы звуки хронометра, который безучастно отсчитывает время. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая минута… Конечно, зрители не понимали всей опасности того, что произошло. Первыми ощутили её артисты — они появились из-за кулис и, переживая за своих коллег, с замиранием сердца наблюдали за ними. Людмила видела, как пот начал ручейками стекать по лицу Владимира: он все больше нервничал. А еще ощутила, как в зале запахло валидолом. Вероятно, кто-то не выдержал нервного напряжения. Возможно, даже, одна из двух мам — ее или Владимира: они сидели во время представления среди публики.

        Шестая, седьмая минуты… Зрители, разумеется, не слышали, как переговариваются между собой дрессировщики, решая, что же им делать дальше. А Людмила уже не сдерживала негодования и злости, которые нарастали в ней через эту зависимость от поведения зверя, и сказала Владимиру сердито: «Я ж не кусок мяса! Гони её! Пусть даже порвет». Тогда он первой отправил с арены другую львицу, которая должна была уходить в клетку после Миры. Это так удивило непослушную хищницу, что она на миг утратила внимание. И когда Владимир снова произнес команду «Алле!», Мира растерянно опустила одну лапу. Этого было достаточно, чтобы Людмила слегка повернулась, подставив под когти второй лапы спину.

        К счастью, на этот раз обошлось без ран. На спине артистки остались только заметные царапины. И тогда еще никто не мог предположить, что все серьёзные травмы у бесстрашных укротителей были еще впереди. Ведь подготавливая  новые трюки, они неоднократно шли на риск: аттракцион никогда не должен терять своей остроты и привлекательности.

____________________________

Фотография из архива. Автор, возможно, Василий Артюшенко


Рецензии