Последняя спичка

ПОСЛЕДНЯЯ СПИЧКА

Святочный рассказ

Все серой горящей пропахло в аду,
Веками горит сатанинское пламя.
И Землю сжигает пожар на беду,
И воды вскипают, и плавится камень.
Мишель Нострадамус

А

…И на восьмой день творения позвал Господь Бог архангелов, херувимов и престолов и сказал им :«Вот создал Я Землю и человеков на ней и положил им смыслом расселение во Вселенной, И да будет человекам испытание от Меня. Вот беру Я дюжину спичек и возжигаю их. И пока горит одна спичка, на земле идет тысяча лет. А будет греховность между человеками, то пошлю на Землю, Сына своего Возлюбленного для спасения, когда останется у Меня последние две спички. Но если и тогда не обдумаются люди, то сожгу Я последнюю спичку и с ней сгорит сотворенное Мною».
Так говорил Господь, держа на коленях курчавого младенца с розовым венчиком. Поглаживая юного Спасителя по русой головке, Бог кончил так : «Но прежде, чем это случится, я метну в мир отдельную спичку. И если в любое время Бытия найдется и возжжет ее человек безгрешный, то дарую мiру еще тысячу лет для спасения».
И Бог метнул на Землю спичку левой рукой, правой зажигая первую из дюжины спичку начала Времен. А херувимы, архангелы и престолы разлетелись по своим местам. Они настроили телескопы и стали пристально всматриваться в Землю – заполыхают ли там невиданными цветами кипарисовые деревья? Ибо сказал им Господь, что разом зацветут кипарисы в тот миг, когда праведник воспалит там оброненную Всевышним тринадцатую спичку.

Б

Крепкий тын возвел вокруг своего хутора старик Капитонов. За десять лет фермерства поднял он амбары и риги, в сарае мычали три дойные коровы, под навесом попыхивал выхлопной трубой самодельный тридцатисильный трактор. А венец всему на хуторе – хозяйский дом под крышей медного листа. Но старик Капитонов может рассказать, чего стоит ему такое благополучие. Он поведает вам, как обивал пороги земельного комитета и давал взятки разным аграрным чинам. До сих пор хранит тепло от выстрелов массивный вороненый ствол пятизарядного карабина, которым отбивался от самодуров из налоговой инспекции. И сейчас проверяет запоры хозяин потому. Что ждет он к ночи набега лихой разбойничьей шайки вымогателей, чей главарь Каин пригрозил по телефону с утра.
По зимнему времени старик Капитонов живет один, но еще до набега грабителей ждет он в гости дочку Настасью, какую вызвал по случаю Нового года. Да еще дымчатый пес Глагол из живых тварей мотается по хутору. А к милиции обращаться за помощью хозяин не стал. Напрасное дело, коли грабители сами на машине с мигалкой ездят.
Глянул на низкое сумеречное небо, подумал, что автобус из города вот-вот должен подвести к остановке на шляху дочку. К хутору там ходу – четверть часа.
И вот она – у калитки. В беленькой шубке, красных сапожках и меховой шапке – снегурочка! Но екнуло у хозяина сердце, когда рядом с дочкой увидел он мальца лет четырех. «Знать, не зря трепались бабы на селе, что дочка моя разгульным делом промышляет. Прижила внучка, стерва». Но браниться не стал – поздно уж, а, бурча под нос, провел гостей в дом. Включил двухсотсвечевую лампочку, залившую горницу резким светом, захлопотал у плитки. Внучок освоился быстро, а дед, глядя на мальца, думал : Каких же кровей будет этот курчавый рыженький ангелок?»
-Звать-то как? – спросил.
-Фер-р-нагий! - солидно пробасил внук, и старика аж передернуло : «Что ж за имя такое?». Сплюнул и с сожалением потряс у уха коробкой. В ней тарахтели всего несколько спичек . И тут дочка окликнула – сказала, что в калитку стучатся.
-Ну – я их! – прихватил Капитонов со стены карабин, - Дочка, к окнам не подходите, я пойду малость постреляю.
Вышел на крыльцо, потрепал между ушей ощерившегося пса. Глагол подбежал к калитке, наложил на нее лапы, заскулил. «Кто-то свой», - подумал Капитонов. Чуть приоткрыл калитку и обомлел: стоял там ладный военный в камуфляже, с громадной оранжевой сумкой.
-Открывай, батя! – озорно закричал офицер, а Капитонов со сладкой истомой в груди успел подумать : «Кстати сынок на побывку прибыл, ой - кстати!».
В доме военный гулко хохотал, поскрипывал ботинками и трепал по щеке мальца Фернагия.
-На югах воюешь? – в который раз спрашивал отец. И майор Капитонов в который раз говорил о службе в СОБРе, о том, скольких бандитов он «обезвредил».
В нескольких словах отец объяснил сыну ситуацию с местными бандитами. Майор посерьезнел, застегнул пуговицы на куртке.
За окном уже синела сумеречная тьма. Приемник в углу уже вел обратный отчет времени старого года. Сели к столу. Старик поставил на середину баклагу с бражкой. Майор достал фляжку со спиртом.
-Ну, будем, - успел сказать он, и тут погас свет. Старик чертыхнулся и вспомнил, что в доме почти нет спичек. Нашарил в ящике комода парафиновую свечку. Чиркнул о коробок, спичка ядовито пахнула дымком и , вспучившись, погасла. Вторая тоже не загорелась. «Поди отмокла». Старик Капитонов нащупал в коробке последнюю.
- Не загорается… На темную новое тысячелетие встретим, - пробурчал он.
И тут на улице, за воротами, посыпалась дробь выстрелов.
-Бандиты! – крикнул Капитонов и,. не глядя, метнул пустой коробок в кадку с запущенным чахлым кипарисом. Майор пошарил рукой у бедра, но привычного «стечкина» увы, не нащупал.
-Московское время двадцать три часа пятьдесят пять минут! – радостно сказал приемник.


В

За час до этого на лесной опушке Дьявол говорил своим чертям:
-До той минуты, как мы вселились в людей из банды Каина, я выяснил, что тринадцатая спичка точно на хуторе Коробкином у Капитонова. Мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы она до Нового Года загорелась. Уже много тысяч лет мы охотимся за нею и не теряем надежды, пока в наших петлицах не заблагоухали засушенные веточки кипариса. И сегодня история человечества сузилась до нескольких минут. Я веками страшными пожарами выжигал места, где могла храниться последняя Божья спичка, я каждое десятилетие сотрясал землю войнами и катаклизмами. Но нынче я не промахнусь: я понял ошибку и в последний момент все спички у Капитонова сделал сырыми.
Черти- бандиты довольно захрюкали, захохотали. Дьявол, вдавив в снег окурок от «Союза-Апполона», продолжил:
-Есть и еще одна страховка. Бог в восьмой день Творения говорил, что спичку зажечь может только праведная душа. А на хуторе одни греховодники. Сам старик вор – в государственном лесу бревна пилит. Дочка его – дура-Настенька – форменная гулящая девка. А сынок-майор – каратель, патентованный убийца, чего и не скрывает. И третья страховка – перестреляем мы их всех чертовой бабушке еще до Нового Года. Я там и электроподстанцию вырубил. Вперед! – велел дьявол и захлопнул за собой дверку белой «Лады». Вспорхнувшая мигалка затрепетала по мохнатым веткам деревьев вдоль просеки
Через полчаса они уже стреляли по хутору.


Г

Майор еще привычно шарил по бедру в поисках пистолета, когда отец уже бежал к воротам с карабином.
- На вот, - сунул майор Фернагию в темноте скользкую спичку, - осталась из неприкосновенного запаса в кармане. Зажгите с мамой свечу. Эта спичка даже в воде может гореть.
И, выдернув у крыльца из плахи топор, побежал на помощь отцу.
А Фернагий в темноте прямо по столу протянул головку дядиной спички. Она вспыхнула ярко, загорелась весело, с блестками. Настенька заслонилась ладонью от искр и подала свечку сыну. Скоро неровные сполохи затрепетали по комнате, и Настенька от удивления ахнула и села прямо на пол: на сухом кипарисовом деревце в кадке полыхал яркий желтый цветок. Он метнулась к кусту, втягивая запах ладана от кадки и даже не заметила, что стрельба у ворот прекратилась.
Вошли шумно дышащие и горячие отец и сын Капитоновы.
-Уехали…, - даже разочарованно произнес майор и тоже, следуя за воспаленным взглядом отца, уставился на весенний цветок.

Д

А от хутора в это время на бешеной скорости, больно мигая маячком, уезжала белая «Лада» и легковушки бандитов. И из раскрытых стекол машин летели на белый снег ярко-желтые цветы кипарисов, что срывали с петлиц и метали прочь черти. Часы в бандитских машинах отсчитывали последние секунды второго тысячелетия.


Е

И опять собрал Бог архангелов, престолов и сарафимов, оторвав их, удивленных, от телескопов. И сказал им:
- Вот возгорелась последняя спичка в руках безгрешного младенца и мир человеков спасен на целую тысячу лет. Отныне покой великий наступит между народами и расселятся люди по всей Вселенной перед взором Моим.
-Отче, - обратился тогда к Богу архангел Михаил, - а что случится еще через тысячу лет, ведь Ты расходовал все спички?
Мудро улыбнулся Саваоф и обратился к Младенцу, Сидящему справа:
-Сын Мой, подай-ка еще дюжину спичек…
   
х. Колодезный,
...
Декабрь 1999 - январь 2000.


Рецензии